Каждый год екатеринбуржцы выходят на акции протеста против точечной застройки. Нежелание увидеть в своем дворе вместо зеленого уголка очередную многоэтажку объединяет разных людей — жителей невыразительных панелек и изысканных сталинок, молодых и пенсионеров, противников и любителей Ельцин Центра. Всякий раз невозможно предсказать, чем обернется противостояние и удастся ли горожанам защитить землю.
В самом начале 2023 года о точечной застройке заговорили на Эльмаше — там прямо между пятиэтажными домами хотят построить медицинский центр. Местные жители узнали об этом случайно, когда компания-застройщик просто подала на них в суд и потребовала, чтобы ее строительной технике разрешили подъезд к участку.
It’s My City пообщался с жителями Эльмаша о том, почему они против здания и как намерены бороться с застройкой. Мы сравнили их ситуацию с двумя другими примерами точечной застройки в Екатеринбурге — вспомнили историю сквера у школы № 64 на Юго-Западе, где территорию признали парком, и поговорили с жителями «Республики Лодыгина» из Втузгородка, где многолетние суды все-таки не смогли спасти двор от строительства восьмиэтажки.
Тихий двор. Белый прямоугольник снега окружен рыжими пятиэтажными домами. Вдоль него торчат, как лапы, голые ветки кустов. Вдоль и поперек прямоугольника протоптаны коричневые дорожки, расходящиеся лучами от жилых домов. Похоже, скоро на месте прямоугольника вырастет четырехэтажка, а белый снег и дорожки заменят грязь и следы от шин. Именно здесь, между панельными домами на Краснофлотцев 4а, 4б и 4в, компания «СК Интег» хочет построить медицинский центр. Уже 7 лет она арендует этот участок.
Площадка перед домами. Фото: Елена Елизарова / It’s My CityСтаршая по дому № 4б на ул. Краснофлотцев Татьяна Ивановна о будущей стройке узнала совершенно случайно. В 2022 году компания подала в суд на жителей домов, окружающих участок. Ответчиками выступают 293 жителя из трех домов.
— Истцами выступили жители домов на Краснофлотцев 4а, 4б и 4в. Кто-то один повестку получил и ахнул, по чату дома пошло. Мы вообще не в курсе были, письма никакого не было. Оказывается, суд разослал повестки на почту, — рассказала Татьяна Ивановна It’s My City.
Фото: Елена Елизарова / It's My CityСейчас застройщик и жители домов на улице Краснофлотцев судятся за установление сервитута (право ограниченного пользования участком — прим. ред.). Компания хочет получить право проезда по территории между домами № 4 и 6 на Краснофлотцев к своему участку между домами № 4а, 4б и 4в. Сервитут нужен, чтобы во двор могла заехать строительная техника. По плану «СК Интег», во дворе появится четырехэтажный медицинский центр с парковкой на 34 машины. Жильцы выступают против этого проекта.
— У нас дорога узенькая. Машина идет — народ шарахается. Поэтому мы сейчас и бьемся. Мы уже везде написали, чтобы отменили эту куплю-продажу. Сделайте здесь баскетбольную площадку и детскую площадку. А то у наших пяти домов этого вообще нет, дети бегают по соседним дворам, — отмечает Татьяна Ивановна.
Схема участка, где планируется строительство медицинского центра. Фото: Елена Елизарова / It’s My CityПомимо 293 жителей домов на Краснофлотцев, в суде в качестве третьих лиц участвуют администрация Екатеринбурга, территориальное управление Росимущества в Свердловской области, УК «ЖКХ Орджоникидзевского района Екатеринбурга» и министерство управления госимуществом Свердловской области (МУГИСО).
30 января Орджоникидзевский районный суд назначил землеустроительную и строительную технические экспертизы, рассказала It’s My City представитель домов № 4б и 4в по ул. Краснофлотцев юрист Ольга Полищук.
— Экспертизы должны показать, есть ли иные проходы и проезды к участку застройщика. Ответчики говорят, что есть три других подъезда: между домами на ул. Краснофлотцев 2 и 4, Краснофлотцев 6 и 8, с проспекта Космонавтов, — объясняет Ольга.
Елена Елизарова / It’s My CityАдминистрация Екатеринбурга, по ее словам, также на стороне жителей домов: проезд по участку невозможен, потому что придется переносить коммуникации и осветительные столбы, что будет неудобно для жильцов и повлечет траты из городского бюджета.
— У них есть разрешение на строительство. Надо узнать, насколько оно законно. У нас в городе есть закон о запрете точечной застройки. Почему администрация не отозвала договор? «СК Интег» почему спешат: они хотят начать стройку, тогда они по закону смогут в бессрочную аренду взять участок, — считает Ольга Полищук.
Результаты экспертизы будут не раньше мая, рассказала Полищук. Пока жители направили обращения против строительства медицинского центра в прокуратуру, министерство управления госимуществом Свердловской области и администрацию Екатеринбурга. Они считают, что пространства между домами недостаточно для строительства. Кроме того, они говорят, что на участке находится бомбоубежище, поэтому строить там ничего нельзя, тем более в «такое время».
— Мы померили. Вот это бордюр, вот один дом, вот наш дом, вот бомбоубежище. Получается 50 метров в ширину и 69 в длину. Там проложен кабель, который питает эти дома. Мы узнали, что применение ударных и вибромеханизмов возможно только на расстоянии не менее 5 метров от кабеля. Потом по СанПиНу у них не выделен контейнер для медицинских отходов. Из этих 69 метров вычти 10 метров, здесь отступи, тут отступи, что строить-то? Общественный туалет построят. Бьются ни за что, — говорят жильцы.
Фото: Елена Елизарова / It's My City«СК Интег» была основана в 2012 году. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», ее учредители — Олег Качусов и Андрей Лялин. Компания часто выигрывает контракты на строительство объектов в Свердловской и Тюменской областях. С 2020 года они поучаствовали в 112 закупках на 21,5 миллиарда рублей, выиграли в 65 из них на 17 миллиардов рублей. В частности, «СК Интег» получила право строить Дворец дзюдо в Академическом районе к Универсиаде за 2 миллиарда рублей.
Землю на Эльмаше фирма арендует у администрации Екатеринбурга с 2015 года, рассказали представители компании в ответ на запрос It’s My City. Компания подтвердила, что планирует построить здесь медицинский центр с подземной парковкой. Здесь планируют оказывать терапевтические услуги, а также разместить кабинеты УЗИ, ЭКГ, электромиографии, кабинеты для проведения косметологических процедур, физиопроцедур и мануальной терапии. При этом застройщик обещает не трогать бомбоубежище.
Проект медицинского центра. Рендеры: 66.RuКак пишет 66.ru со ссылкой на слова застройщика, городские власти хотели, чтобы здесь построили медцентр еще в 2007 году, когда передавали право на эту землю предыдущему арендатору «Спецпромцентр». В 2015 году он обанкротился и право аренды перешло «СК Интег».
У Екатеринбурга богатая история борьбы с точечной застройкой. Поэтому у участка на Эльмаше есть разные варианты развития событий. Только за последний год в городе было как минимум два подобных конфликта, которые разрешились совершенно по-разному.
Над деревьями нависают панельки, через ветки проглядывают пятиэтажки. Киоск окружила группа подростков и громко обсуждает его ассортимент. На одинокой лавочке общаются две школьницы. Между ветками кустов видно здание школы, из которого с лыжами выходят младшеклассники. По тропинке толкает коляску женщина, за ней торопливо идет молодой парень с собакой.
Небольшой участок земли в Юго-Западном микрорайоне на картах никак не отмечен, но стал известен среди екатеринбуржцев как «сквер у школы № 64», на защиту которого встали жители окрестных домов летом 2022 года.
Сквер у школы 64. Фото: Елена Елизарова / It’s My City— Кто-то из жильцов дома № 23 на Академика Бардина случайно увидел на сайте мэрии общественное обсуждение проекта межевания. В проекте было предусмотрено строительство четырехэтажного здания на месте нашего сквера и якобы это должны были быть офисы, — вспоминает события жительница дома по улице Академика Бардина Полина.
Помимо застройки сквера, неподалеку, на месте закрытой гостиницы «Юность», также хотели построить многоэтажку. Участки предлагали отдать под застройку компании «Скон-Строй». Если бы жители не возмутились, здесь бы начали строить жилой дом переменной этажности от 10 до 25 этажей, а в сквере — торговый центр.
Проект застройки— Почему мы были против? Просто нет места. Там физически мало места, там просто не поместится офисник. Там небольшой прямоугольник продолговатый, — рассказывает Полина.
Жители домов, которые граничат со сквером (Академика Бардина, 23, Начдива Онуфриева, 24/2 и Громова, 140), также были несогласны со строительством многоэтажки, поскольку у новостройки не будет мест под парковку и благоустройство, а новый дом подключится к коммуникациям, которые уже сильно изношены.
Для защиты этого небольшого клочка земли горожане создали общий чат, начали собирать подписи и организовали акцию — пришли с детскими игрушками на место предполагаемых работ для встречи с застройщиком.
— Для людей почему сквер ценен — они водят через него детей в поликлинику и школу. Это такая проходная в первую очередь для детей, — объясняет Полина.
Фото: Вечерние ВедомостиВ итоге в дело вмешался мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, и площадку перевели в категорию территорий общего пользования, которая присваивается паркам и скверам.
— Земельным участкам, о которых идет речь, будет присвоена категория ТОП-1, не допускающая строительства, — заявил Орлов.
По мнению Полины, отстоять сквер удалось по нескольким причинам:
— Общественный резонанс, я думаю, сыграл большую роль, потому что на тот момент как раз были выборы (имеются в виду выборы губернатора Свердловской области — прим. ред.). Мы прямо подгадали момент очень хорошо. Позвали журналистов. И плюс мы подавали кучу документов. Собирались идти дальше, вплоть до суда, если все равно решат строить. Все чиновники пытались казаться такими хорошими, сладенькими. Мы начали давить — вроде хорошие чиновники говорят, что «все для нас», а на деле вы просто все делаете за нашей спиной.
В итоге сейчас на карте правил землепользования и застройки сквер обозначен как «территория общего пользования».
Сквер у школы №64. Фото: Елена Елизарова / It’s My CityДвухэтажные дома 1950-х годов постройки, двухэтажные коттеджи с треугольной крышей. Тихий центр — так это место описывают на сайтах застройщики. Во дворе — котлован, огороженный покосившимся синим забором с оранжевой сеткой. За забором нет людей, видно только землю, бытовки и инструменты. Это строительная площадка будущего восьмиэтажного клубного дома Traditio от компании «Фортис-Девелопмент». Застройщик несколько лет судился с жильцами домов № 13 и 15 на ул. Лодыгина за право возвести многоэтажку во дворе сталинок. В итоге летом сюда начали стягивать строительную технику и готовить площадку, а в октябре 2022, как раз после выборов губернатора, рабочие вышли на участок и стали валить деревья.
Фото: Елена Елизарова / It's My City— Мы оказывали не только юридическое, но и культурное сопротивление. Культура — важная составляющая нашей защиты, — рассказывает жительница одного из домов по улице Лодыгина Екатерина Коровина.
Вместе с другими жителями квартала, ограниченного улицами Комсомольской — Лодыгина — Студенческой, Екатерина образовала сообщество «Республика Лодыгина», которое не раз за последние годы мелькало в заголовках. Сначала «Республика» появилась как сообщество соседей квартала, которые помогали друг другу и вместе проводили праздники. А с 2020 года стала инициативной группой, борющейся с точечной застройкой во дворе. 20 жильцов во главе с Екатериной подали иск против застройщика.
— Мы не отмолчались, не отсиделись, подали коллективный иск. Все суды проиграли: Верховный суд нам отказал, все инстанции отказали. Хотя была маленькая надежда, судья Кировского районного суда выносила промежуточное определение в нашу пользу. Но несмотря на это, минстрой разрешение [на строительство] выдал. Даже если бы мы выиграли суд, все равно бы все продолжалось, — считает Екатерина.
Жители «Республики Лодыгина». Фото: Елена Елизарова / It's My CityЖители считают, что в случившемся изначально виновата администрация Екатеринбурга. Еще в 2018 году по проекту межевания территории в районе «Республики Лодыгина» проводились общественные обсуждения, но люди о них попросту не знали, говорят они. Тогда против проекта межевания высказался лишь один человек — житель дома № 13 на улице Лодыгина Игорь. Он рассказывал It’s My City, что узнал о проведении общественных обсуждений в последний момент.
— Никто тебя в известность ни о чем не ставит. Люди узнают только тогда, когда начинаются работы. Помню, еще в 2009 году на каждой двери подъезда висели объявления — людей приглашали в актовый зал. Я тогда ходил. А в 2018 году они формально сделали публикацию в газете «Вечерний Екатеринбург», — делился Игорь с It’s My City. В горадминистрации на его претензию об освещении обсуждений ответили, что интересы жильцов не нарушаются.
Отвечая на вопрос, почему у жильцов не получилось спасти двор, Екатерина говорит, что это сумма традиций, сложившихся в России. Похожее происходит каждый год — даже депутату от «Единой России» Андрею Альшевских хотя и удалось выиграть суд против строительства ЖК «Культура» в Пионерском микрорайоне, но новостройка так и стоит. Но это не значит, что жители «Республики» опустили руки — они намерены протестовать дальше. Теперь они будут добиваться, чтобы власти дали охранный статус участку с коттеджами по улице Комсомольской, которые проектировал архитектор Александр Вилесов для радиозавода — нынешнего «НПО Автоматики».
Один из коттеджей Вилесова. Фото: Елена Елизарова / It's My City— Мы ждем ответа про культурную зону [от управления госохраны Свердловской области] и пишем федеральным властям. Почему она культурная? Помимо того, что это штучные коттеджи, этот квартал создавал архитектор Вилесов, один из архитекторов, который проектировал штаб Уральского военного округа. Он у себя писал, что здесь даже должна быть рекомендована малоэтажная застройка из-за сложного рельефа, — подытожила Екатерина.