Уральский бизнесмен 20 лет собирал коллекцию работ андеграунда, а теперь открыл музей. Что там интересного
В Екатеринбурге открылся Музей андеграунда, который приютил под своей крышей крупнейшее в городе собрание неофициального искусства. Около тысячи работ свердловских, московских и ленинградских авторов из советского арт-подполья и не только теперь можно посмотреть в особняке на улице Добролюбова. Корреспондент It’s My City посетил первую экскурсию по залам музея и рассказывает, на каких работах стоит заострить внимание.
Музей открыл коллекционер и бизнесмен Павел Неганов. Двадцать лет назад он начал собирать свою коллекцию с работ свердловских художников 1960-х и 1970-х годов, а теперь она насчитывает более тысячи экспонатов. Работы представлены в трех залах: «свердловском», «московском», «ленинградском». Есть и четвертый зал с временной экспозицией — сейчас в нем проходит выставка уральского художника Валерия Гаврилова «Демоны и ангелы».
Композиция довольно плотная — картины висят в несколько рядов, близко друг к другу и буквально «обрушиваются» на зрителя со всех сторон. Такой подход нетипичен для музеев и галерей и потому немного сбивает с толку. Однако именно так раньше и выглядели выставки андеграудных художников, и Неганов хотел повторить этот дух в своей галерее.
Экспозиция охватывает довольно большой временной промежуток существования альтернативного искусства: с 1960-х до 2000-х годов. Андеграунд возник как явление, не вписывающееся в формальные рамки официального направления искусства в СССР — социалистического реализма. Работы художников должны были отражать борьбу за установление и созидание социалистического общества.
Творить под флагом идеологии и в узких рамках официального стиля желали не все. Художников, не готовых подчиняться канонам соцреализма, вытеснили в «подвал», многие из них продолжили работать буквально в подвальных мастерских. Они находились в «неофициальном статусе», не могли проводить выставки. Искусство неформалов долгое время оставалось маргинальным.
В каждом зале музея кураторы выделили разделы, посвященные разным творческим объединениям. Например, зал свердловского андеграунда начинается с работ творческого объединения «Уктусская школа», возникшего в 1964 году.
«Валерий Дьяченко — в числе лидеров „уктуссцев“, культовая фигура свердловского андеграунда. Анна Таршис (Ры Никонова), ее супруг Сергей Сигей — также начинают работать с середины 60-х годов и становятся крупными мастерами российского и европейского авангардизма. Очень непросто было приобрести работы этих художников, при этом все „уктуссцы“ в экспозиции убедительно представлены», — рассказывает искусствовед Татьяна Жумати.
Поиски «уктуссцев» отличались от того, что делали в то время художники Москвы и Ленинграда, которые шли по пути модернистской живописи. «Уктуссцы» начинают с неофутуризма и двигаются в своем творчестве в сторону концептуализма. Например, футуристическая работа Сергея Сигея отсылает к раннему авангарду.
Дальше неофициальное искусство Свердловска развивается уже благодаря расширению эрудиции свердловских «авангардистов». Творчество нового поколения неформалов сложилось под влиянием новых знаний, разных направлений — сюрреализма, метафизической живописи и других стилей.
Одним из представителей сюра в Свердловске был Валерий Гаврилов. Это важная фигура свердловского андеграунда. Он рано ушел из жизни, и довольно драматично — у него была трагическая жизнь. При этом он был совершенным новатором, например, первым использовал технику аэрографа, которая тогда применялась тогда только в дизайне.
Сам дизайн тогда был настолько не знаком публике, что в Свердловске людей, занимавшихся «художественным проектированием», называли «динозаврами». Это слово казалось художникам смешным, но они стремились в среду таких же «динозавров».
Одним из важных событий середины 1960-х было открытие в Свердловске филиала ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Художники рвались в эту новую, наименее идеологизированную сферу творчества. Разработка различных проектов требовала новых художественных решений. Постепенно в официальных заказах, в которых участвовали «авангардисты», появлялось все больше новаторства. Художники стремились к большей свободе творчества, выступали с идей «свободных мастерских» и пр. Но все это было неприемлемо для руководства.
Так из свердловского филиала ВНИИТЭ выходят 18 человек, во главе — Валерий Дьяченко, который также был одним из инициаторов «Уктусской школы». После этого возникают новые «подвалы»-мастерские. Деятельность неформалов приводит к совершенному буму в формировании свердловской андеграундной среды.
«Ленинградский» зал открывается работами Владимира Стерлигова, его учеников, а также художников «арефьевского круга» и самого Александра Арефьева. А дальше можно видеть произведения Тимура Новикова и его группы «Новые художники».
Рядом с известными минималистическими работами Тимура Новикова отвели целый угол, посвященный фильму «Асса» (1987) Сергея Соловьева, в котором главную роль исполнил один из художников объединения Сергей Бугаев («Африка»). Есть даже экран, на котором бесконечно крутят эту картину.
В отдельном маленьком зале под табличкой 18+ за занавеской скрываются другие любопытные работы ленинградских авторов.
В «московском» зале выставляются работы художников андеграунда 1960–1980-х годов. Например, сильно выделяются лианозовская школа (по названию поселка Лианозово) и раздел экспозиции, посвященный так называемой Бульдозерной выставке. В 1974 году московские художники-нонконформисты устроили самовольную выставку картин на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. Экспозицию уничтожили сотрудники милиции с помощью бульдозеров и поливочных машин.
Среди выдающихся московских авторов, чьи работы попали в коллекцию, — Оскар Рабин, Юрий Жарких, Евгений Рухин, Владимир Немухин. Этим художникам было важно презентовать себя, показать себя зрителю, посмотреть, как он реагирует, вести диалог не только в художественной среде, но и со зрителем. Благодаря их художественному таланту и организаторским способностям андеграунд вышел в свет и стал еще более значимым и видимым.
Тут же в московском зале можно увидеть работы концептуалистов — в своих работах они ставили идею произведения выше физического выражения. Сначала идут концептуалисты старшего поколения — главные звезды московского концептуализма — Дмитрий Пригов, Илья Кабаков, а следом за ними — Константин Звездочетов, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Юрий Альберт и другие.
Вместе с ними работа Павла Пеппершейна — современного художника, наследующего концептуализму. Отец Пепперштейна Виктор Пивоваров был одним из основателей направления.
Посмотреть экспозицию полностью можно с 14:00 до 20:00 в любой день, кроме понедельника. Стоимость обычного билета — 300 рублей, также есть льготы для студентов, школьников и пенсионеров.
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.