Отказаться от работы в найме и открыть собственное дело мечтают многие, но не все решаются на радикальные перемены. Мы собрали три истории предпринимателей из разных уголков России — тех, кто не просто задумался об открытии бизнеса, но и воплотил планы в жизнь. Наши герои рассказывают, как начинали свое дело с мастерской в гараже и поделок заключенных, как искали клиентов в условиях локдауна и смогли в разы увеличить продажи, выйдя на маркетплейсы.
Фото предоставлено пресс-службой Яндекс.Маркета— По образованию я инженер, работал в строительстве, занимался компьютерной графикой, рекламой и сайтами. Мне всегда хотелось большей самореализации, чем может дать работа по найму. Насмотревшись видеороликов из серии «сделай сам», я тоже захотел создавать что-то руками. В 2018 году снял гараж в Самаре и начал мастерить все подряд: изделия из кожи, кашпо из бетона, гримерные зеркала. Я работал один и не понимал, куда и как двигаться в плане продаж. Для коммерческого успеха нужно наладить много процессов: производство, продажи, маркетинг. Но охватить все это одному было не под силу.
В конце 2019 года произошла судьбоносная встреча. Я случайно пересекся с одноклассником — решили попробовать создать новое дело вместе. Первые изделия — органайзеры и док-станции из дерева. Потом стали изготавливать винные столики, тарелки, подносы, ключницы и прочее. Сейчас в нашем ассортименте уже более 80 товаров.
Фото: WelovewoodМы пробовали работать с офлайн-магазинами: потратили много времени и нервов, пытаясь договориться об условиях с каждым из них. Попытка вышла неудачной. Поэтому мы решили использовать другие каналы продвижения: начали создавать сайт и параллельно подключаться к маркетплейсам, одним из них был Яндекс.Маркет. Они привлекли нас возможностью продавать изделия сразу по всей стране, не думая о доставке до покупателя — ее обеспечивает площадка. Это выгоднее и проще и для нас, и для наших клиентов.
Сейчас у нас большой склад в Самаре, где хранятся готовые товары. Для работы с Маркетом мы выбрали модель FBS (продажи со склада продавца). Она позволяет намного эффективнее загрузить производство.
Если вы только начинаете продавать на маркетплейсе, попробуйте работать по модели FBS.
• Товары будут храниться у вас. Иметь собственный склад необязательно: можно держать их дома, в гараже — везде, где вы организуете подходящие условия.
• На витрине маркетплейса можно разместить любое количество товаров, чтобы проверить спрос. Платить площадке нужно только за состоявшиеся продажи.
• Когда клиент закажет товар, нужно передать заказ Маркету: привезти в пункт приема или сортировочный центр. Маркет открыл тысячи пунктов по всей стране, чтобы предприниматели из небольших городов тоже могли продавать на маркетплейсе.
• Думать о доставке до покупателя не нужно — ей займется Маркет. Если захотите, можете подключить экспресс-доставку. По данным Маркета, в среднем она увеличивает количество заказов на 20%.
Как и многие небольшие предприниматели, мы боялись, что наши изделия затеряются среди миллионов товаров, представленных на маркетплейсе. Оказалось, переживали напрасно. Во-первых, люди приходят на маркетплейсы за совершенно разными товарами, которые не всегда можно найти в офлайне, а значит, здесь на каждый товар найдется покупатель. А во-вторых, привлечь внимание к своим товарам можно с помощью рекламных инструментов Маркета. Настроить их просто и с ними легко экспериментировать, чтобы сделать предложения на маркетплейсе заметнее и, следовательно, увеличить продажи.
Фото предоставлено пресс-службой Яндекс.Маркета— Я рос в неблагополучном районе Глазова, небольшого удмуртского города. В моей среде была очень популярна продукция, изготовленная в местах лишения свободы — резные нарды, четки, шахматы. Многие мои друзья отбывали срок в колониях и мастерили эти изделия, а я закупал их и продавал. В 2013 году я нашел партнера в Германии, уже был готов отправить первую партию продукции, но у заказчика возникли непредвиденные семейные обстоятельства, в итоге не сложилось. Оставшись без канала продаж, я начал выставлять товар на онлайн-площадки — в соцсети и на доски объявлений.
В какой-то момент я понял, что аудитория покупателей такой продукции слишком узкая и стал искать новые идеи и перспективные ниши. Изучал сайты, анализировал поисковые запросы с помощью wordstat.yandex.ru. И обнаружил, что в России практически нет производителей брутальных мужских аксессуаров из кожи. Я решил заняться их производством.
Для таких товаров очень важна индивидуальность, например, персональная поздравительная надпись или нанесенное под заказ изображение. Я нашел поставщика кожаных аксессуаров и стал закупать у него заготовки под нанесение. На тот момент производство было полностью ручным: я нанял несколько знакомых, которые умели наносить на кожу рисунки с помощью выжигателя. Среди них были и те, кто обучился мастерству в колонии, выжигая рисунки на шахматах и нардах.
Готовые изделия я продавал в своем Instagram-аккаунте. Позже мы решили запустить собственное производство. Мы начали с самых популярных товаров — обложек на паспорт и бумажников. Со временем к продуктовой линейке добавились сумки, ремни, ключницы, зажимы для денег.
Фото: Russian HandmadeСначала я считал, что основная аудитория моих товаров — мужчины. Но потом заметил, что женщины тоже часто покупают мужские аксессуары. Оказалось, они приобретают их в подарок. А подаркам нужна красивая упаковка! В 2018 году мы придумали использовать лазер, чтобы выжигать поздравительные надписи не только на коже, но и на деревянной подарочной коробке.
Дела у нас шли хорошо, пока не случилась пандемия. Продажи упали, и мы стали искать новые возможности. Именно тогда впервые попробовали размещаться на маркетплейсах. Мы начинали со 100 товарных позиций, потом расширили ассортимент до 1600. Сейчас в планах довести количество товарных позиций на Яндекс.Маркете до 10 000. Потому что маркетплейс — это модель, в которой на каждое предложение найдется покупатель.
Прежде чем выпускать большую партию товаров, проанализируйте, что пользуется наибольшим спросом. Посмотрите, что чаще заказывали ваши клиенты, прислушайтесь к их пожеланиям, изучите статистику поисковых запросов. Когда выберете лучшие, поставьте производство на поток.
Маркетплейс дает продавцам инструменты продвижения. На Маркете вы найдете их в личном кабинете. Настройки интуитивно понятны, вам не потребуется специалист по рекламе, чтобы разобраться. Благодаря инструментам продвижения мы увеличили продажи более чем в 2 раза за июль–сентябрь 2021 года по сравнению с периодом апрель–июнь.
Увеличить продажи также поможет программа лояльности Яндекс.Плюс: за товары, участвующие в программе, покупатели получают кешбэк баллами. Малому бизнесу не по силам самостоятельно запустить подобную программу, а на Маркете она позволяет расти еще быстрее.
Фото предоставлено пресс-службой Яндекс.Маркета— У меня есть хобби — я изобретаю полезные вещи для жизни. Однажды, устав оттирать от плиты следы сбежавшего из турки кофе, я разработал необычную кофеварку. Устройство готовит кофе по-турецки как в обычной медной турке, но отключается автоматически до закипания воды.
От создания прототипа до запуска производства кофеварок TimeCup прошел ровно год. Все комплектующие закупаются у поставщиков, сотрудники только спаивают, склеивают, все проверяют и упаковывают.
Кофеварки и кофемашины — ниша с высокой конкуренцией, чтобы ее выдержать, нужна была «идеальная» турка. TimeCup близка к совершенству за счет керамического стакана, благодаря ему кофе не отдает пластиком, и специальных нагревателей — так кофе не закипает. Вдобавок у кофеварки есть память с возможностью сохранить семь рецептов. Все настройки доступны в приложении, работающем через Bluetooth. Подобной функциональности нет ни у одной кофеварки для турецкого кофе в мире. Именно эта уникальность и дает стабильный спрос.
Фото: TimeCupЕсли вы продаете товары с высокой оборачиваемостью, вам подойдет модель FBY — продажа со склада маркетплейса. Маркет берет на себя всю работу с заказами от хранения до доставки, а вам остается время от времени делать поставки и пополнять запасы. Если товар продается в течение 45 дней с момента поставки, платить за его хранение на складе Маркета не придется.
Если же вы только начинаете продажи и вам важнее оценить спрос, рекомендуем выбрать другую модель — FBS, по которой товары хранятся у продавца, а за доставку заказов отвечает маркетплейс. Работая по этой модели, будьте готовы передавать заказы хотя бы 5 дней в неделю.
Ценой и рекламой мы управляем сами. Это удобнее и дешевле, чем обслуживать свой онлайн-магазин или вести любые другие продажи в интернете, беспокоясь о поиске покупателей, логистике и прочих вещах.
Благодаря отзывам на Маркете мы поняли, что 60% нашей аудитории — люди старше 50 лет. Сказываются привычки из Советского Союза, когда все пили кофе по-турецки или использовали гейзерные кофеварки. Среди 30–40-летних тоже есть спрос, а вот более молодые туркам предпочитают кофемашины.
Около 30% покупателей берут TimeCup в качестве подарка. Чаще всего турки дарят родителям или начальникам. Здесь очень важна скорость и предсказуемость доставки — нередко такие заказы делают, когда праздник уже совсем скоро. И тут приходит на помощь одно из преимуществ маркетплейса — экспресс-доставка за 1–2 часа, которую можно подключить на Маркете. Сейчас на Яндекс.Маркет приходится 30% всех наших продаж.
Мы рассказали лишь несколько историй, на деле их намного больше. Главное, что объединяет всех героев — уверенность в том, что можно начать свое дело и добиться успеха. Важно только найти необходимую поддержку. Яндекс.Маркет как раз тот помощник, который решит многие операционные и технические вопросы предпринимателей.
Если хотите стать продавцом на Маркете — посмотрите условия по ссылке.
Партнерский материал