7 октября, 17:47, 2021 г.
В Екатеринбурге состоятся шесть мировых премьер перформансов от художников из Израиля, Германии и России. Их покажут в рамках 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбургском цирке, который прекратил свою основную деятельностью на время проекта. Каждый перформанс будут исполнять екатеринбуржцы без опыта, откликнувшиеся на опен-колл.

Фото: Игорь Брук / It's My City
Первые премьеры состоятся 12 октября. В этот день на площадке покажут три перформанса, два из них напрямую осмысляют деятельность цирка. В первом «Реальность слишком реальна» хореограф Александр Фролов и исполнители постараются через игру со зрителями найти ответы на вопросы о том, где и в какой момент возникают и заканчиваются границы дозволенного, эмоций, чувств, экологии, обращения с животными и т. д.
Второй перформанс Exit from the Gallows осмысляет цирк как концентрат настоящего. Российская художница Оля Кройтор проанализировала интервью с разными дрессировщиков и заметила часто повторяющуюся фразу «дрессировка — это воспитание». Перформанс поднимает вопрос распространения насилия как нормы, опыт проживания которой складируется глубоко, на уровне коллективной памяти.
Третий перформанс израильских художников Ширана Элиасерова и Амира Шпильмана «Инверсия будущего» исследует опыт и эстетику экстремальных ситуаций. В ней оперный певец, каскадер и верхолаз, привязанные друг к другу, будут выполнять каскадерские трюки, заставляя зрителя задуматься о неизбежности физических переживаний и вечной хрупкости человека.
На следующий день, 13 октября, запланирована премьера перформанса «Одно из самых красивых мест» Михаила Толмачева и Натальи Зайцевой. Он дополнит проект Re-Locations, показанный на биеннале в «Доме Метенкова». Проект основан на воспоминаниях советского солдата, служившего в Афганистане в середине 1980-х.
«Цирк как пространство насилия заинтересовал создателей перформанса своей архитектурой и специфическим контекстом. Это перевернутый паноптикум, в котором надзирающий взгляд направлен к центру пространства. Этот взгляд художник разворачивает в обратную сторону: действие перформанса происходит не на арене, а на зрительских местах, прожектор патрулирует пространство, находит и снова теряет перформера, который прячется за креслами», — рассказывают организаторы Уральской биеннале.
Через неделю состоится еще несколько мировых премьер, посвященных другим темам. Так, 19 октября впервые будет показан двухчастный перформанс Ани Гребенниковой и Полины Рюминой «Разговор как прикосновение», который исследует, как в диалоге посредством невербальной коммуникации рождается общая история. Также в этот день состоится показ «Светлых песен» Марии Мориной, Кати Соколовской и Марины Карповой — перформанса, приглашающего к прослушиванию современной оперы.
А 21 октября готовится мировая премьера перформанса Attitudes от арт-группы из Германии, в котором будут представлены образы возможного будущего с 2025 по 2425 год.
Каждый перформанс будет показан повторно в другие дни, расписания смотрите на сайте Уральской биеннале.

Фото: Игорь Брук / It's My City
6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства проходит в Екатеринбурге со 2 октября по 5 декабря. Впервые организаторы разделили основной проект на семь разных площадок, а также ввели в него перформативную часть. Подробнее о каждой площадке мы рассказывали в гиде. Кураторами выступило трио из Германии — Чала Илэке, Ассаф Киммель и Аднан Йылдыз.
Выбор кураторами цирка в качестве одной из площадок вызвал дискуссию в художественном сообществе. Уральская художница Алиса Горшенина заявила, что отказывается участвовать в биеннале, поскольку цирке — это «варварская индустрия», которую не должны поддерживать представители искусства. Был запущен флешмоб циркеннале. Организаторы тогда ответили, что планируют критически переосмыслить пространство.