Почему мэрия Екатеринбурга отменяет второе мероприятие Музея истории за месяц? Интервью с Сергеем Каменским
В Екатеринбурге отменили уже два общественных мероприятия, которые проводятся при поддержке или прямом участии Музея истории Екатеринбурга. Сначала тренинг для журналистов в Доме Маклецкого, теперь — спектакль «Дело Филиппа Загурского» на 12-м километре Московского тракта. Оба мероприятия были отменены по инициативе администрации Екатеринбурга после публикаций в информационном агентстве Regnum. It’s My City поговорил об этом с директором Музея истории Екатеринбурга Сергеем Каменским.
Сергей Каменский. Фото: Марина Молдавская / It's My City— Спектакль «Дело Филиппа Загурского» должен был пройти 11 сентября. Глава Екатеринбурга Алексей Орлов рекомендовал перенести его в другое место. Как решился этот вопрос?
— Мы совсем убрали спектакль с этой даты. Как минимум надо вникнуть, разобраться, учесть позиции сторон. Это важная пауза. Проводить спектакль в другом месте — это ведь нужно переделывать сценарий (основная претензия к спектаклю состояла в том, что он проводится на 12-м километре, в месте захоронений репрессированных — прим. ред.). Когда мы лучше начали понимать, где находятся могилы, можно было бы немного поменять место. Посмотрим, может быть проведем еще осенью. Пока приостанавливаем. У нас меньше чем через месяц запланирован еще один спектакль, посвященный репрессиям. На этот раз он пройдет на площадке Музея истории Екатеринбурга или в формате променада. Надеюсь, он тоже вызовет дискуссию (смеется).
— Это уже вторая отмена мероприятий в Екатеринбурге после публикаций информагентства Regnum. Вы связываете два этих события между собой?
— Похоже на серию. Если будет третий материал подобный, то точно серия. Тем более, что раскручивается все по надуманным поводам. У них ряд публикаций ведь уже вышел. Это все трата энергии, времени. Не просто же так делается. Мне кажется, что писать про проект одностороннее, беря комментарий у тех, кто не смотрел спектакль, неправильно (в статье Regnum комментарии дают глава свердловского отделения Российского военно-исторического общества Александр Емельянов, доцент УрФУ Рафаиль Исхаков, доцент кафедры общей и прикладной психологии РПУ Надежда Храмова. По словам Каменского, все перечисленные эксперты не присутствовали на спектакле в качестве зрителей — прим. ред). При этом выбирая только негативные отзывы. Это нельзя обсуждать как журналистскую работу.
— Как считаете, в чем мотивация у журналистов делать такие материалы?
— Мне было бы интересно самому это узнать, но я не готов тратить время на копание в грязном белье. Хочется профессиональным делом заниматься, а не этими историями. Если бы это был нормально написанный текст, а не выдержки искаженных, вырванных из контекста фраз, то другое дело. Мимо такого вообще нужно проходить. Но не получилось — пришлось защищаться, говорить коллегам, что нельзя быть такими агрессивными и такими непрофессиональными. Вообще к нам сейчас много людей пришло в поддержку. Это работает на пользу, привлекает внимание к проекту. Regnum надо сказать спасибо, хотя можно было бы это сделать как-то иначе.
Фото со спектакля: Музей истории Екатеринбурга— Как вы оцениваете действия администрации Екатеринбурга в этом вопросе?
— Позиция довольно здравая, понятная. Если есть такой резонанс, надо разбираться. Тот же Виктор Черкасов (глава Ассоциации жертв политических репрессий, подавший обращение главе Екатеринбурга и прокурору Свердловской области Борису Крылову с просьбой перенести спектакль — прим. ред.) довольно большую аудиторию представляет. Это ведь не кто-то просто высказал свое мнение. Тем более мы собираемся и дальше активно работать с темой политических репрессий.
— Заместитель главы Екатеринбурга Екатерина Сибирцева сказала сегодня, что лично она не увидела ничего криминального в спектакле.
— В администрации работают умные люди, адекватные. Видно же, что это какая-то заказуха. Когда все валом катится и все сделано в чернушной манере. Это явно не к продукту относится, а к чему-то другому. Но я за администрацию давать комментарии не могу. Это вам нужно обратиться в пресс-службу.
— Вы готовы пойти на компромисс с общественниками, которые на вас пожаловались?
— Смотрите, это творческий художественный проект с большой исторической подосновой. Обсуждать его можно с профессиональным сообществом, погруженным в тему. Режиссер спектакля Ирина Лядова сама из семьи репрессированных. Очень много людей приезжали на спектакль, потому что тоже имеют такие связи. И они посчитали продукт адекватным и человечным именно в этом месте. Мы собираемся отстаивать свою позицию. Может быть, попробуем его как-то трансформировать.
Главное, что я хочу сказать, работая не первый год с этой темой — мы должны по-другому разговаривать друг с другом: более вежливо, профессионально. Человечность — вот главный посыл. Должно быть больше уважения, тепла и меньше агрессии. Иначе на что это будет похоже? Эта позиция принципиальнее спектакля. Нужен диалог.
— Но общественники же начали с обращений и жалоб, не пытаясь найти с вами этот диалог.
— Так получилось у них. Все люди разные. Мы не будем действовать так же. Это противоречит всему. Важнее нам договориться всем, чем начать на этом фоне воевать.
