Афганцы, приехавшие учиться в Екатеринбург, — о захвате Афганистана талибами и смене власти в их стране
В Екатеринбурге обучается немало иностранных студентов, в том числе из Афганистана. Сейчас они находятся вдали от родины, где происходят судьбоносные события. Запрещенная в России террористическая организация «Талибан» вошла в Кабул и взяла под контроль всю территорию Афганистана, которую собирается превратить в Исламский Эмират. Люди пытаются бежать из страны. It’s My City поговорил об этом с тремя афганцами, которые приехали на обучение в УрФУ. Возвращение в Афганистан они уже не представляют возможным.
— Мне и всему народу Афганистана действительно трудно и грустно, мы переживаем тяжелые времена. Я всегда следил за новостями об Афганистане, потому что для меня важно знать о стране, где я родился. Я не ожидал, что наша страна снова так легко войдет в кризис и талибы так скоро придут к власти. К сожалению, мы вернулись к событиям 20-летней давности.
Я родился в 1981 году в городе Герат на северо-западе страны, он граничит с Ираном и Туркменистаном. Герат известен как город культуры и искусства в Афганистане. Когда я еще ребенком ходил в школу во время правительства «Талибана»* (талибы впервые пришли к власти в Афганистане в 1995 году, взяв под контроль территории на юго-востоке. К 1996 году под контроль «Талибана»* попала большая часть страны — прим. ред.), нам не разрешали слушать музыку. Нам даже приходилось играть в футбол в длинной одежде, чтобы наши тела не были обнажены. Это было для меня очень страшно.
Моя семья переехала в Иран, где я много лет жил как иммигрант. После ухода «Талибана»* я вернулся в Кабул, чтобы изучать право и политологию, а также работал в течение 15 лет на афганском телеканале Ariana television network (АТН) спортивным диктором и ведущим. Потом работал пресс-атташе Федерации футбола и сборной Афганистана по футболу. Побывал более чем в 30 странах.
Я начал работать спортивным журналистом из-за моего интереса. За те годы у меня было много проблем из-за поездок в разные города Афганистана. Поскольку наши лица показывали по телевидению, нас узнавали и мы путешествовали по городам в большом страхе.
Многие из моих коллег и близких друзей были убиты талибами. Нам угрожали каждый день [за профессиональную деятельность].
В 2018 году в Кабул приехал руководитель отдела внешних связей УрФУ Рафаиль Лутфуллович Исхаков и пригласил на учебу молодых активистов из Федерации футбола. После разговора с ним я решил продолжить учебу в России, и я его благодарю. Для меня здорово учиться в России, потому что я действительно узнал другую жизнь и приобрел много нового опыта. Это также отлично для моих детей, потому что они находятся вдалеке от войны и сложных условий в Афганистане (Саид приехал в Россию с супругой и детьми — прим. ред.).
В настоящее время большинство моих друзей, родственников и знакомых проживают в Афганистане, но не знают талибов, потому что талибы — это совсем другие люди, нежели жители Герата.
С моими друзьями и родственниками все хорошо, но основные проблемы в стране сейчас связаны с положением женщин: талибы им больше не разрешат выходить на улицу в одиночку, им больше не разрешат посещать школу и университет. Если женщины захотят выйти на улицу, им придется искать мужчину для сопровождения.
В это время, в этой ситуации и при этом правительстве я вообще не хочу находиться в Афганистане. Я чувствую, что у меня больше нет страны, у меня больше нет земли, у меня больше нет флага, у меня больше нет государственного гимна, я больше не смогу жить на своей земле.
— Я мечтал после окончания учебы в магистратуре вернуться на родину и помогать своему народу. Последние два месяца мы жили в Москве и готовились к поездке в Афганистан. Но теперь, когда все вышло из-под контроля, мое будущее туманно.
Ситуация в Афганистане ненормальна. Жить под управлением экстремистов из «Талибана»* опасно не только для меня, но и для 30 миллионов афганцев, которые обречены на эту судьбу.
Я родился в 1993 году и рос в Кабуле. Жизнь в столице была лучше в сравнении в другими частями Афганистана. С ранних лет я знал, что талибы — это марионетки других стран, безжалостные и бессердечные люди. Они следуют экстремистскому исламу, не разрешают женщинам учиться и работать, не дают им основные права. При этом они прогнившие с точки зрения экономики, политики и в социальном плане.
Когда я приехал в Россию на учебу, я подчинялся российским законам. Я бы хотел, чтобы моя страна была лучше, как Россия. Я не хочу жить под эгидой «Талибана»*, потому что я не смогу осуществить свои мечты. Все люди в Афганистане сейчас в состоянии паники и думают о своем будущем с тревогой. Лично я чувствую грусть и обеспокоенность. Я молюсь за мирный Афганистан.
— Я очень переживаю за то, что происходит на моей родине. Все афганцы в панике от талибов и все пытаются бежать от них, но бежать уже почти некуда. Я переживаю за свою семью и за свой народ. Сам я здесь в России, а сердце там — в Афганистане.
Я родился в Кабуле в 1993 году и вырос в центре города, который называется Сарак-е Нау и связан с седьмым регионом. Недалеко от нашего дома находится Кабульский механический институт, построенный Советским Союзом. Там учатся мальчики и девочки и до сих пор изучают русский язык как предмет.
Я узнал про талибов, когда учился в школе. Наша школа Lycee istiqlal находится недалеко от президентского дворца. Когда талибы впервые захватили Афганистан, они повесили нашего бывшего президента Наджибуллу и начали избивать женщин, которые ходили в город без мужчин. Они заставляют людей молиться, женщин — носить хиджаб, запрещали девочкам ходить в школу, заставляли мужчин оставлять бороды.
Наши старшие родственники всегда говорили нам, что талибы — экстремисты и это не настоящий ислам, который они показывают людям. И они все время говорили нам, чтобы мы никогда не сдавались. Что мы должны быть вместе и мы не должны позволять талибам уничтожать права женщин.
Я всегда следил за тем, что происходит в моей стране, когда я был в России, потому что каждый человек любит свою страну, какой бы она ни была. В Афганистане уже 40 лет война. Мое сердце всегда болит за мой народ. То, что сейчас происходит в моей стране — это просто ужас.
Когда я уезжал на учебу из Афганистана, у нас было государство, была армия, мы более-менее чувствовали себя в безопасности. Сейчас во власти будут талибы, движение которых в России признано террористическим и запрещено. Они будут руководить нами, как вы сами отнеслись бы к этому?
Я не хочу жить под властью террористов, которые не знают прав человека и прав женщин, которые вернут нашу страну в Средние века. Все наши близкие, друзья и знакомые переживают за свои жизни, за свое будущее, за свою безопасность и находятся в шоке и панике от талибов.
*Исламистское движение «Талибан» внесено в список организаций, признанных в России террористическими. Его деятельность запрещена на территории России