В расследовании журналистов о 29 млн случаев коронавируса, выявленных в России за все время пандемии, есть серьезные допущения и ошибки, считает аналитик данных Александр Драган. Эксперт не спорит с базовым утверждением, что российские власти могут скрывать реальное число заболевших, но предполагает, что их может быть гораздо меньше заявленных в материале 29 млн.

Фото: «Медиазона»
20 июля «Медиазона», «Медуза»* и «Холод» выпустили совместное расследование, в котором заявили, что в закрытом регистре Минздрава содержится 29 млн записей о переболевших коронавирусом. Свои выводы журналисты основывали на номерах сертификатов о перенесенном заболевании, которые начали выдавать в июле 2021 года. Они заметили, что переболевшим в июне присваивали порядковый номер, начинающийся с 27 млн, а в июле — с 29 млн.
Драган считает расследование великолепным и изящным, но уверен, что ему не хватает более точных и множественных доказательств. Вот несколько причин, почему он не доверяет цифре в 29 млн:
• Материал строится на нескольких десятках сертификатов переболевших. Хорошим решением было бы собрать пул из нескольких десятков тысяч случайных номеров, а также по возможности оценить промежутки между ними.
• ID-номера переболевших в их сертификатах не обязательно могут присваиваться по порядку. Так, у журналистов нет доказательств, что после номера 100 000 идет 100 001, 100 002, а не сразу 100 100, 100 200, то есть между номерами могут быть серьезные пропуски, которые будут уменьшать общее количество записей.
• В подобных базах данных не всегда идет сплошная нумерация. Встречаются базы, где можно найти пустоты и квоты для будущих отметок, например, после записи в 2 млн до записи 5 млн.
• В пользу сплошной нумерации говорит то, что в аналогичной базе вакцинированных все записи идут по порядку друг за другом. Но после вакцинации может быть только один статус — привит, а при болезни статусы могут меняться — ковид подтвердился / не подтвердился / выявили другую болезнь.
• В апреле Минздрав заявлял о 8,7 млн случаев заболевания ковидом и пневмонией в едином регистре. Официально оперштаб сообщал о 4,5 млн заболевших за все время пандемии. При этом на апрель приходятся сертификаты с номером 20+ млн. Это косвенно говорит о том, что в реестр могут вносить не только больных ковидом и пневмонией, но и заболевших с признаками обычного ОРВИ. Это подтверждает постановление правительства от 31 марта 2020 года.
• Из инструкции для работы с реестром, которую приводит Драган, следует, что при поиске больных в нем можно ввести разные параметры — по диагнозу «коронавирус», по диагнозу «пневмония», по диагнозу «грипп» и по диагнозу «ОРВИ»
«В случае с этим расследованием про 29 млн заболевших ковидом говорить нельзя. Корректно говорить про базу ковида, пневмоний и ОРВИ, которая ведется с марта прошлого года, а не про базу переболевших ковидом. Про объем этой базы нам ничего не известно», — подчеркивает Драган.
Аналитик считает, что помочь разобраться в ситуации мог бы Минздрав, который разъяснил бы, как именно составляется база, какие больные туда попадают и как устроены их порядковые номера. В Минздраве ранее заявляли журналистам, что придерживаются официальной статистики федерального оперштаба.
*Внесено Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента