В 80 км от Екатеринбурга делают «раллийную Мекку». Попробовать гоночные автомобили могут все желающие
18+

Что будет, если вдавить педаль в пол

В 80 км от Екатеринбурга делают «раллийную Мекку». Попробовать гоночные автомобили могут все желающие

29 Марта, 16:53, 2021 г.
Автор: Дмитрий Колезев

В часе езды от Екатеринбурга, в городе Асбесте, идет строительство «раллийной Мекки» — гоночного кластера с ледовыми и гравийными трассами. Организацией занимается команда во главе с Сергеем Ременником — предпринимателем и мастером спорта международного класса по ралли, живущим в Екатеринбурге. Он хочет создать на своей малой родине нечто вроде финского Рованиеми, куда приезжают тренироваться спортсмены со всего мира. It’s My City посмотрел, как выглядит «раллийный кластер» сегодня и выяснил, почему он может быть интересен не только профессиональным спортсменам.

На льду карьера

Этой зимой в Асбесте на льду технологического карьера появилась трасса для ледовых гонок. Когда этот текст готовится к печати, она была открыта последние дни: март — конец сезона. Но все зимние месяцы ледовый автодром работал на полную катушку. Сюда приезжают тренироваться как профессиональные спортсмены, так и любители. И даже новички вроде автора этих строк.

Автодром расположен на льду огромного затопленного карьера. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Любой желающий может сесть в спортивную заднеприводную Mazda проекта MX5CUP с инструктором и попробовать себя на ледовой трассе. Можно уходить в управляемые заносы, врезаться в сугробы и не переживать, что сделаешь что-нибудь не так: инструктор всегда подскажет, а врезаться в сугроб тут считается нормальным. Для автолюбителей это исключительная возможность безопасно узнать, что будет, если выжать педаль газа в пол и пустить машину боком.

Почему Асбест?

До этого несколько лет ледовый автодром работал в самом Екатеринбурге — на льду Верх-Исетского пруда, на базе пляжного клуба «Куба». Но у автогонщиков не сложились отношения с министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. Там посчитали, что нахождение автомобилей на льду пруда вредит экологии. Создатель проекта MX5CUP автогонщик-чемпион Сергей Ременник пытался доказать, что любая моторная лодка гораздо сильнее нарушает экологию водоема, чем автомобиль — у катера и объем двигателя больше, и выхлоп прямо в воду. Но в итоге устал спорить, махнул рукой и решил сделать ледовый автодром на своей малой родине, в Асбесте, в 80 км от Екатеринбурга. Площадкой стал затопленный карьер предприятия «Ураласбест» — это не природный, а технологический водоем, поэтому экологические требования к нему ниже.

Лед — лучшая поверхность для отработки навыков спортивной езды. Поэтому ралли-спортсмены так ценят зиму. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Асбест уже не первый год одна из важных точек на автоспортивной карте России. Здесь проводятся этапы кубка и чемпионата России по ралли.

А это безопасно?

Чтобы попробовать себя в роли автогонщика, специальной подготовки не требуется. Достаточно уметь водить обычную машину и внимательно слушать инструктора.

Автомобили — двухместные Mazda MX5, прошедшие специальную подготовку. Они мощнее, чем серийные машины, но, что в данный момент волнует меня больше, они безопаснее. Мощный каркас внутри, специальные спортивные ремни, которые плотно прижимают тебя к сиденью. На голову обязательно надевается шлем — не только чтобы обезопасить голову от ударов, но и чтобы общаться с инструктором через встроенные микрофон и наушники.

Сергей Ременник — предприниматель и автогонщик мирового уровня, который горит идеей превратить свой родной город в раллийную Мекку. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Резина у автомобилей шипованная: это или «гражданский» шип (обычная зимняя резина), или «спортивный», или «боевой» — длинный, мощный и острый. По асфальту на таком не поедешь, зато он вгрызается в лед и уверенно держит машину.

Чтобы выехать на трассу, придется вспомнить навыки вождения с ручной коробкой. Но даже если вы не водили такой автомобиль со времен автошколы, не переживайте: я после 14-летнего перерыва заглох всего пару раз. Часто переключать скорости вам не придется: у новичка вроде меня большая часть заезда проходит на второй-третьей передаче.

Автомобили носятся по льду на специальной резине с длинными прочными шипами. Фото: Марина Молдавская / It's My City

«Газу, газу!»

Саму поездку на спортивной машине по льду непросто описать словами. Но все же попробую. Последний раз с инструктором я ездил в автошколе, и тогда он в основном говорил: «Потихоньку, не торопись». Тут же инструктор то и дело торопит в шлемофон: «Газу, газу!» Когда машина уходит в занос, довольно трудно убедить себя в том, что для выхода на правильную траекторию нужно не притормозить (как велит инстинкт самосохранения), а вжать педаль в пол так, чтобы двигатель взревел, а стрелка тахометра рванула вперед. Тогда заднеприводный автомобиль вдруг вытаскивает себя из какого-то безнадежного, казалось бы, положения и несется вперед дальше по льду. Несколько раз я, конечно, улетел в сугроб, но это не страшно, так и должно быть — часть процесса обучения.

Испробовано на себе: провести несколько часов на ледовом автодроме за рулем гоночного автомобиля может любой желающий. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Даже для людей, которые не большие фанаты автомобилей (вроде меня), этот опыт — чистый восторг. Будет что вспомнить, будет что рассказать, будет чем похвастаться. И фотографии в шлеме тоже будут классные.

В чем практическая польза

Помимо ярких ощущений, обучение на ледовом автодроме полезно для водителей. Они отрабатывают навыки езды в аварийной ситуации, которая хоть раз в жизни возникнет почти у любого автолюбителя. После ледового автодрома ты начинаешь лучше понимать автомобиль и не паникуешь, когда он скользит или уходит в занос. Кроме того, это способ сбросить агрессию: проехав несколько кругов в режиме «педаль в пол», надолго теряешь желание лихачить в городе.

MX5CUP — редкая возможность погонять на настоящей спортивной машине так, как хочется погонять. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Спортсмен за рулем

Для профессиональных спортсменов моя поездка по льду, которая мне самому кажется головокружительным аттракционом, робкий черепаший ход. Когда за рулем оказывается Сергей Ременник, а я перебираюсь в пассажирское кресло, трасса начинает нестись навстречу пугающе быстро. Машина почти никогда не едет прямо, а все время находится в каком-то немыслимом заносе. Сергей с невероятной скоростью вращает руль, переключает передачи и успевает шутить. Я ощущаю примерно то же самое, что бывает со мной на американских горках — застываю в оцепенении и наблюдаю за происходящим как будто со стороны. Что удивительно, не страшно: ремень держит плотно, рама выглядит надежной, сугробы по краям мягкие.

Алексей Игнатов — мастер спорта, чемпион России по ралли, шеф-инструктор проекта MX5CUP

Для профессиональных гонщиков ледовый автодром — возможность тренироваться и отрабатывать навыки, лед считается лучшей поверхностью для подготовки спортсменов. Поэтому в Асбест приезжают тренироваться и раллийные гонщики, и «кольцевики», рассказывает чемпион России по ралли Алексей Игнатов. Он — шеф-инструктор проекта MX5CUP и один из гонщиков-профессионалов, занятых в проекте. Руководит проектом MX5CUP мастер спорта, обладатель кубка России по ралли Павел Торопов.

А что летом?

По словам Алексея Игнатова, выводить машины на поверхность карьера можно при толщине льда от 30 сантиметров. К концу зимы лед намерзает уже до 80 сантиметров. Однако вскоре после начала оттепели на поверхности льда начинают появляться лужи, которые ночью покрываются коркой льда, что плохо для заездов. Поэтому март — последний месяц работы автодрома.

Заправочной станции на льду, конечно, нет. Поэтому заправляют машины из бочек. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Но и после потепления в Асбесте будут ждать любителей быстрой езды. Они смогут кататься уже не на ледовых, а на «сухопутных» трассах — гравии и песке. Если посмотреть на спутниковый снимок местности, становится понятно, что промышленный ландшафт вокруг Асбеста — почти идеальный плацдарм для гоночных активностей. Вокруг карьера много отвалов, на которых подготовлены спецучастки для гонщиков.

Индустриальный ландшафт вокруг Асбеста оказался крайне подходящим для авторалли. Фото: Google

Строительство инфраструктуры

Эта зима стала пробной для проекта MX5CUP в Асбесте. Пока что есть бытовые минусы: рядом с автодромом нет строений, где можно погреться, попить кофе или сходить в туалет. Теплый сезон Сергей Ременник и его команда планируют потратить на подготовку инфраструктуры: полузаброшенное промышленное здание на въезде превратят в гостевой центр, установят туалеты, сделают навигацию. Ременник — предприниматель, известный успешными ресторанными и транспортными проектами в Екатеринбурге, так что организаторский опыт у него есть.

Дмитрий Здомский — один из членов команды MX5CUP. Фото: Марина Молдавская / It's My City

В чем ценность для Екатеринбурга и Свердловской области

Сергей Ременник уверен, что за несколько лет Асбест реально превратить в настоящую зимнюю раллийную Мекку, куда будут приезжать тренироваться и соревноваться спортсмены не только со всей России, но и из других стран мира. Свердловская область в этом смысле подходит хорошо: тут зимой морозно, поэтому есть лед, в Екатеринбурге много хороших отелей, ресторанов и объектов инфраструктуры, которые нужны гонщикам для отдыха, есть большой аэропорт. А главное — общая протяженность трасс, раскинувшихся на ярких индустриальных ландшафтах, составляет более 120 километров по гравию и около 30 километров на льду. Уже сегодня в Екатеринбург зимой приезжают многие известные российские автоспортсмены.

Создатели MX5CUP уверены, что любительский и профессиональный автоспорт станет важной точкой роста в Свердловской области. У региона есть для этого все предпосылки. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Как добраться, контакты и цены

Ледовый автодром «УралАсбест» находится в Асбесте на территории предприятия «УралАсбест». Путь от Екатеринбурга занимает от 50 до 90 минут.

Узнать расписание работы автодрома, уточнить информацию об обучении, тренировках и соревнованиях можно в соцсетях (FB, VK, Instagram), на сайте или по телефону +7 912 666-98-10.

Минимальный курс — 30 километров на льду, около двух часов с инструктором. Стоимость — 15 тыс. рублей с учетом аренды автомобиля. За это время можно получить навыки управления автомобилем на льду.

Партнерский материал.