Как строили метро в Екатеринбурге. На станции «Площадь 1905 года» открылась выставка, вдохновленная Тарковским
18+

«Схема свердловского метро — своего рода икона для нас»

Как строили метро в Екатеринбурге. На станции «Площадь 1905 года» открылась выставка, вдохновленная Тарковским

Ельцин Центр
15 Февраля, 20:45, 2021 г.
Автор: IMC
Фото: Марина Молдавская

В Екатеринбурге открылась выставка о строительстве метрополитена. Экспозиция расположилась прямо на станции «Площадь 1905 года». Событие приурочили к двум датам — 30-летию с открытия городской подземки и 90-летию со дня рождения Бориса Ельцина, который, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, получил разрешение на строительство первой ветки метро у тогдашнего генсека Леонида Брежнева. It’s My City коротко рассказывает о выставке и публикует несколько редких фотографий. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Экспозицию составляла команда Ельцин Центра, которую возглавила куратор Рамзия Галеева. На сбор фотографий, иллюстрирующих основные этапы строительства метрополитена, и поиск нужной информации из дел и документов ушло два месяца. 

На выставке можно увидеть снимки легенды уральской фотожурналистики Анатолия Семехина, фотографа Владимира Якубова, автора книги «Наше дорогое метро» Александра Жесткова, а также фотографии из архива Бориса Ельцина.

Бригада проходчиков принимает поздравления с завершением проходки перегонного тоннеля, 19 апреля 1985 г. Фото Владимира Якубова / Архив А. Якубова

Снимки сопровождаются короткими справками. Для удобства пассажиров тексты на экспозиционных планшетах максимально сокращены — они состоят всего из 3–5 строчек, компилирующих собранные данные из архивов и газетных вырезок. Например, выставка рассказывает, что первые полтора года в метро курсировали всего два электропоезда, причем по челночной схеме — то есть вперед и назад. А о том, где находится поезд, рассказывало световое табло.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

На строительной площадке станции «Площадь 1905 года». Фото Владимира Якубова 1980-е годы. Архив А. Якубова

Дата открытия экспозиции — 15 февраля — не случайна. В этот день в 1996 году Борис Ельцин впервые спустился на станцию «Площадь 1905 года» как пассажир метрополитена. Он курировал строительство первой ветки, но уехал в Москву, до того как ее открыли 27 апреля 1991 года.

«Проект посвящен людям, чьим трудом, волей, усилиями, здоровьем был реализован проект первой линии екатеринбургского метрополитена. Это дань признания и уважения нашим землякам, которые стояли у истоков проектирования, строительства и становления нашего метро. Я верю и надеюсь, что данная выставка послужит дополнительным толчком и источником вдохновения для строительства второй и третьей линий метрополитена», — сказал директор екатеринбургского метрополитена Андрей Панаиотиди.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель показывает президенту России Борису Ельцину Екатеринбургское метро. 15 февраля 1996 года. Фото: Анатолий Семехин

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Все планшеты и фотографии сделаны в черно-белой гамме, несмотря на то, что некоторые архивные фотографии были цветные. Единственное цветное изображение в экспозиции — схема свердловского метро. Авторы вдохновлялись фильмом Андрея Тарковского «Андрей Рублев» — монохромная лента, повествующая о тяжелых временах, оканчивается цветным кадром с иконой Рублева. 

«Схема свердловского метро — своего рода икона для нас. Икона на светлое будущее развития екатеринбургского метро», — говорит куратор выставки Рамзия Галеева.

Единственный цветной планшет в экспозиции. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Выставка «Время в пути: как мы строили метро» будет экспонироваться на станции «Площадь 1905 года» до 31 марта 2021 года. Затем ее переместят на станцию «Уральская».

Партнерский материал

Мы работаем в интересах наших читателей. Если вам важно наличие такого СМИ, поддержите нас донатом.