Как проходит световой фестиваль «Не темно» в парке Маяковского. Репортаж It’s My City
В Екатеринбурге проходит девятый фестиваль светового искусства «Не темно». В этом году арт-объекты разместили в парке Маяковского, всего в нем можно найти 19 работ, три из которых находятся на платформах Детской железной дороги, а добраться до них можно на поезде. It’s My City провел несколько часов на фестивале и рассказывает, как российские художники осваивали парк.

Первый арт-объект, который сложно не заметить при входе в парк — парящие в темноте медузы у велопроката. Авторы работы — общественное движение «Город Первых» из Первоуральска — быстро поправляют: это не медузы, а книдарии. Морские организмы, для которых характерны две формы жизни, и медуза — лишь одна из них. Сама же работа представляет собой высказывание на тему глобального загрязнения мира.

С виду живые существа, повисшие в темноте, как в морской бездне, сделаны из мусора — кринолиновых подъюбников, которые участники движения нашли на свалке. «Мы дали им вторую жизнь, чтобы лишний раз напомнить: если мы не перестанем мусорить в тех же масштабах, то через несколько десятилетий нас будут окружать такие красивые, но искусственные создания», — рассказывают авторы работы.

Рядом, под платформой Детской железной дороги, находится еще одна работа. Это TRANSPASS междисциплинарных художников из Екатеринбурга Олеси Ильенок и Андрея Чугунова. При ее создании авторы отталкивались от места — непримечательного пространства, где отчетливо слышно, как отбывают и прибывают поезда. Художники задались идеей сделать такие абстрактные понятия, как движение и переход из одного качества в другое видимыми и слышимыми.

«Первым делом мы начали изучать это место. Сходили в музей узкоколейных дорог, часть найденных там чисел перевели в звуковые рисунки. В кабине машиниста мы записывали звуки движущихся механизмов, снимали электромагнитные излучения и переводили их в слышимый диапазон, чтобы ухватить то скрытое, что находится за движением. Мы подумали, что одним из локомотивов русской культуры является русский авангард. Нашли цитату Эля Лисицкого: „Красный цвет подобен во всю мощь бьющемуся пульсу. Белый — цвет гигиены и пространства. Уничтожающий объем — черный“. Она вошла в основу визуального сопровождения», — рассказывает Чугунов.
По словам одного из организаторов фестиваля Александра Царикова, этот объект получился самым дорогим — на его создание ушло 180 тыс. рублей.

Каждый художник мог самостоятельно выбрать место для размещения арт-объекта в парке, рассказывает куратор фестиваля «Не темно» и директор фонда «Культурный транзит» Евгения Никитина. Однако технически поставить работу в любой локации было непросто — не везде можно было провести ток, чтобы арт-объект светился так, как задумал автор.

Известный екатеринбургский художник Сергей Лаушкин решил не привязываться к какой-либо точке в парке. Он придумал «разносчиков света» — людей, экипированных светящимися рюкзаками за спиной. С такими же по городу перемещаются курьеры, доставляющие на дом еду и продукты. По словам Никитиной, таким образом художник вместе с организаторами фестиваля хотели сказать спасибо тем, кто работает в пандемию коронавируса.

«Разносчики света» — не только живой арт-объект, но и своеобразные путеводители по фестивалю. Они перемещаются между работами, поэтому если вы потерялись, можно следовать за человеком со светящимся рюкзаком и точно к чему-то прийти. Например, мы так добрались к работе «Черновики» петербургской художницы Катерины Муравьевой. Она решила разбросать по Литературной аллее парка скомканные в творческих муках листы бумаги с записями уральских поэтов — Бориса Рыжего, Ильи Кормильцева, Аркадия Застырца.


Чуть дальше, ближе ко входу в парк со стороны Щорса, находится работа пермской художницы Александры Бубновой. Она заморозила мокрую ткань и получила необычные фигуры, которые издалека могут напомнить стаю лебедей. Однако изначально художница хотела показать непредсказуемый результат взаимодействия воды и отрицательных температур с помощью света — единственного инструмента, которым она может управлять.

Все эти работы находятся в самой людной центральной части парка. В глубине парка, где посетителей и источников света заметно меньше, восприятие совсем другое. Сверните от фонтана на аллею в сторону «Маугли парка». Здесь, в полной темноте и тишине, находятся две работы, которые проецируются на деревья. Первая — «Прятки» Анастасии Пищугиной. На стволах появляются и исчезают таинственные символы, отсылающие к фольклору.

Вторая — «Вечеринка, которой нет» Ирины и Стаса Шминке. Под музыку из темноты появляются фигуры танцующих в одиночестве людей. «Это своеобразный ответ художников на ситуацию дефицита общения, в которой мы сейчас с вами оказались», — рассказывает Евгения Никитина.

Ближе к памятнику мотоциклистов спрятано признание в любви Екатеринбургу от художницы Дарьи Гофман. Недавно она уехала из родного города и сейчас скитается между Киевом и Владивостоком. Между деревьями на растянутой веревке сохнет белье (как во дворе у бабушки) и большая светящаяся надпись «Сохну».

Всего по парку разбросаны 19 работ российских художников. Авторы из других городов специально приезжали в Екатеринбург, чтобы координировать создание инсталляций. Многих из них можно увидеть около объектов и услышать из первых уст, в чем смысл их работы.


Сегодня, 20 декабря, «Не темно» работает последний день. Посмотреть на арт-объекты можно с 18:00 до 22:00 по адресу ул. Мичурина, 230, вход бесплатный. Организаторы фестиваля не проводят экскурсии, для посетителей есть путеводитель, который можно скачать на сайте проекта или попросить бумажную версию у одного из волонтеров — их можно найти на точках, где находятся работы.

Три работы расположились на станциях Детской железной дороги. Здесь уже придется заплатить 200 рублей за проезд. Отправление поездов по следующему расписанию: 17:56, 18:28, 19:00, 19:32, 20:04. Поскольку всем хочется сделать фотографии на платформах, расписание может сдвинуться. По нашему опыту, стоит приходить заранее.

Чтобы посмотреть все объекты уйдет не меньше трех часов, поэтому советуем одеваться очень тепло.