25 ноября, 05:00, 2020 г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС) возбудило дело против компании-застройщика «Брусника» за рекламный ролик «Потому что Брусника», в котором девочка показывает средний палец. По мнению ФАС, реклама может оцениваться людьми как неэтичная, а также оскорблять граждан. Кроме того, в ФАС посчитали, что ролик может формировать у детей, проживающих в старых домах, комплекс неполноценности. Плюс к тому, были найдены нарушения, связанные с отсутствием существенной информации о рекламируемом товаре, что может вводить в заблуждение зрителей. Основанием для возбуждения дела стали заявления нескольких человек, ООО «Уралинформбюро» и СРОО «Безопасное детство». Информацию о возбуждении дела опубликовал журналист Роберт Карапетян, обращавшийся в ФАС с журналистским запросом.
В октябре креативное агентство «Восход» и режиссер Илья Найшуллер сняли рекламный ролик для компании «Брусника». По сюжету главная героиня, маленькая девочка, прощается со своим скучным районом и с улыбкой показывает прошлому средний палец. Слоган рекламы: «Потому что надоело ютиться. Потому что дети. Потому что хочется. Потому что пора. Потому что Брусника».
Согласно определению УФАС о возбуждении дела (есть в распоряжении It’s My City), заявители считают, что реклама может «формировать негативное отношение к лицам, живущим в многоэтажных домах застройки прошлого века, а также к лицам, которые не пользовались услугами компании „Брусника“». По мнению заявителей, это может нарушать п. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, с чем согласилась ФАС.
Также заявители указывают, что в рекламе главная героиня — маленькая девочка — демонстрирует «неприличный жест — средний палец руки, получающий одобрение взрослого. При этом средний палец выступает как фаллический символ». Заявители считают, что этот жест символизирует мужской половой орган. В ФАС признали, что жест действительно может оскорблять людей. В службе провели такую логическую цепочку: «Жест служит требованием оставить в покое. В англоязычных странах вербальный аналог жеста — ругательство — fuck you! или требование отстать — fuck off! В свою очередь, fuck — обсценное слово, обозначающее половое сношение». Поэтому, как считает ФАС, здесь есть признак нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Кроме того, заявители предполагают, что реклама «создает впечатление у детей, что переезд и жизнь в новом доме, построенном компанией, ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками, которые проживают в домах застройки прошлого века». Реклама показывает, что жизнь в старых домах некомфортна, что может формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних. Также заявители считают, что ролик направлен на побуждение несовершеннолетних просить у родителей купить товар. В ФАС усмотрели в этом возможное нарушение ст. 6 Закона о рекламе.
Заявители пожаловались, что в рекламе нет части существенной информации о товаре, а потому она может вводить в заблуждение потребителя. Здесь усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Также в ФАС заметили, что такая реклама должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства, а его там нет. Это нарушение ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.
В УФАС назначили дело к рассмотрению по факту возможных нарушений законодательства на 17 декабря 2020 года. До рассмотрения дела «Брусника» должна представить в отделение УФАС ряд документов.
Представитель «Брусники» прокомментировал It’s My City ситуацию так: «ФАС тоже хочет красиво закончить 2020 год»