В ГЦСИ открылась психотерапевтическая выставка о проблемах и страхах человека. Ее предлагают посещать по одному
18+

«Наедине с голосом и собой»

В ГЦСИ открылась психотерапевтическая выставка о проблемах и страхах человека. Ее предлагают посещать по одному

12 Ноября, 18:15, 2020 г.
Автор: Диана Кучина
Фото: Марина Молдавская / It’s My City

В екатеринбургском ГЦСИ (филиале ГМИИ им. Пушкина) 12 ноября начала работать необычная выставка-перформанс «СЕАНС». По замыслу создателей, зритель становится участником часового психотерапевтического перформанса. Он остается наедине с собой и аудиогидом, который ведет его по 20 работам современных художников, расположенных в семи комнатах. Так происходит погружение в искусство через свой внутренний мир. It’s My City побывал на выставке и узнал подробности о проекте у куратора Ольги Комлевой.

Каждому зрителю выдаются наушники и аудиогид. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Перед входом в первый зал висят часы, которые ведут обратный отсчет и перезапускаются с началом нового часа. Посетителю выдают наушники и аудиогид, разработанный драматургом Ириной Васьковской и практикующим психотерапевтом Галиной Щепеткиной. Он сопровождает посетителя между инсталляциями и арт-объектами. И хотя в зал могут пускать до шести человек, каждый самостоятельно знакомится с экспозицией. По словам Ольги Комлевой, такой междисплинарный формат — уникальный для Екатеринбурга.

«Может, мы ставим перед собой наивную цель, но зритель, посетив наш „СЕАНС“, сможет более осознанно посмотреть на свою жизнь, свои отношения, на то, как он реагирует на различные ситуации. Аудиогид апеллирует к вашим воспоминаниям, эмоциям, к тем жизненным ситуациям, которые связаны лично с вами», — рассказывает куратор проекта.

Видео на стене: Светлана Спирина, работа

На «СЕАНСЕ» представлены работы современных художников из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый выставочный зал посвящен разным темам — семейные отношения, бережное отношение к собственному телу, комфортное пребывание с самим собой, осознанное потребление. Отдельно рассматривается тема страхов — одиночества, отвержения части личности, страхов внутри отношений. В самом конце гостей ждет погружение в космос. Эти проблемы раскрываются в работах художников. 

Открывает экспозицию инсталляция «Контакт» уральского художника Евгения Хлопотова. Она представляет собой конструкцию из букв, которые загораются ярче при приближении человека. В диалоге с инсталляцией «Контакт» — три монитора, на которых посетитель видит один и тот же танцевальный перформанс хореографа Евгении Турушкиной, снятый в трех разных локациях – в торговом центре «Мега», который выступает партнером и соорганизатором выставки, в цехе заброшенной суконной фабрики в Арамиле и на природе.

Инсталляция «Контакт» Евгения Хлопотова, которая открывает экспозицию. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Фото: Марина Молдавская / It's My City

«Как зрители мы, смотря на одни и те же действия перформеров, замечаем, как меняется наше отношение к ним в зависимости от того контекста, в котором они воспроизводятся. Мы пониманием, что мы сами иногда совершаем одни и те же действия и поступки, мы — заложники собственных паттернов поведения, нам сложно посмотреть на себя со стороны, ведь в разных ситуациях мы действуем по шаблону. Как это преодолеть? Как прийти к внутренней осознанности? Есть выбор — повести себя другим образом, не исходить из навязанных стереотипов», — комментирует работу Ольга Комлева.

Инсталляцию «Контакт» также дополняет проект екатеринбургского фотографа Сергея Потеряева. Это серия фотографий под названием VARIO. Ее создали при помощи стереопечати в Москве, потому что на Урале технических возможностей для этого нет.

Слушатели аудиогида перемещаются между залами и работами художников по белой линии. Фото: Марина Молдавская / It's My City

В зале взаимодействия с окружающей средой посетители выставки увидят два арт-объекта, которые и дополняют друг друга, и противоречат. Это объекты Данила Маевского, участника фестиваля «Маргинальная ночь». Он учится на биофаке и реализует себя как художник — его картины представляют собой природный материал, заключенный в раму. Кстати, ветки, мох и листья он собирает на Шарташе. Рядом с такими буквальными пейзажами в зале можно увидеть инсталляцию Олеси Ильенок на тему осознанного потребления, переработки отходов, пластика.

Актуальная для времени пандемии коронавируса работа Олеси Ильенок с одноразовыми перчатками. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Фото: Марина Молдавская / It's My City

В зале телесности и взаимодействия с собой привлекает внимание фрагмент перформанса постановщика Натальи Левченко. Здесь реализуется метод Фельденкрайза (нейродвигательный подход, в основе которого лежит естественное обучение человека движению — прим. ред.). Наталья исследует то, как эмоции человека отражаются на его лице и теле. Кстати, перформанс покажут в ГЦСИ вживую 14 ноября.

По соседству — работа художника Ильи Пономарева, который переехал в Екатеринбург из Омска два года назад. Его заметили в проекте «Портфолио Review». Пономарев создает маски из меди, применяя гальванический способ и воздействует на материалы с помощью кислот. В результате медь меняет структуру и цвет.

Медные маски Ильи Пономарева. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Работа Лены Рэмбо

Еще один необычный зал, в котором стены украшены работами художницы Веры Николаевой. Это серия рисунков на тему семьи, отношений между мужчинами, женщинами. Глядя на них, зритель выстраивает свои собственные сюжеты в голове. Повернувшись, можно увидеть работу московской художницы-перформансистки Ольги Кройтер. Она создала этот проект еще в 2013 году, но его представят впервые только на «СЕАНСЕ». На протяжении 20 минут друг Ольги плюет ей в лицо и сам себя вытирает.

«Это про то, как обидчик и агрессор, в первую очередь сам испытывает вину и жестокость», — поясняет Ольга Комлева.

Завершает путешествие по выставке саунд-инсталляция екатеринбургского автора Андрея Чугунова. Он взял астрофизические данные нейтронных звезд. В естественном состоянии их жизненный цикл составляет миллиарды лет, но для инсталляции автор сжал этот срок до пары часов и аудиолизировал его. Так, зритель сможет услышать звуки Вселенной и прочувствовать конечность собственной жизни и одновременно прожить миллиарды лет вместе со звездами. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Путешествие по выставке заканчивается саунд-инсталляцией Андрея Чугунова. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Увидеть эти и другие работы можно будет в ГЦСИ до 17 января 2021 года. Для посещения необходимо предварительно зарегистрироваться по ссылке, выбрать удобную дату и время посещения с 12:00 до 20:00 (длительность сеанса один час) со вторника по воскресенье (понедельник — выходной). Приобрести билеты можно с 12:00 до 19:00 перед началом сеанса в кассе ГЦСИ Екатеринбурга, ул. Добролюбова, 19а.

It’s My City напоминает: Екатеринбург, как и весь мир, переживает пандемию коронавируса. Посещение мест массового скопления людей может быть опасно для здоровья и жизни вас и ваших близких. Соблюдайте правила социального дистанцирования, используйте маски и перчатки, чаще мойте руки.

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.