Как застраивали екатеринбургский микрорайон Вокзальный и чем он живет сегодня
18+

Свердловская «Тверская», небоскреб-недострой и расползающийся вокзал

Как застраивали екатеринбургский микрорайон Вокзальный и чем он живет сегодня

Районы
30 Октября, 13:34, 2020 г.
Автор: Полина Экман
Фото: Марина Молдавская/It’s My City

Партнер проекта

Микрорайон Вокзальный из дореволюционной Мельковской слободы XVIII века сегодня превратился в почти что центр Екатеринбурга. В советское время здесь старались строить все самое лучшее, ведь район был визитной карточкой Свердловска (в город чаще приезжали на поезде). В 1990-е годы вокзал, а вместе с ним и окружающая территория, для многих стала неприятным и небезопасным местом. Сегодня район заново оживает, хотя во многом это все еще противоречивая местность. В новом выпуске проекта It’s My City и компании «Атомстройкомплекс» мы вспомним о прошлом района, а бывший арт-директор кинотеатров «Салют» и «Колизей» Стас Словиковский расскажет, как живется на районе сегодня.

История микрорайона

Мельковская слобода

Слободой раньше называли торговый или ремесленный поселок, а иногда просто окраину города. В старом Екатеринбурге таких мест было несколько как в стенах заводской крепости, так и за ее пределами. Одна из них — Мельковская, выросла из деревни Милкова, названной по фамилии Данилы Милкова. Он заготавливал бревна для еще строящегося Екатеринбургского завода. Первые жители Мельковской слободы были мастеровыми, ремесленниками и торговцами.

Деревня располагалась рядом с рекой Черемшанкой, позднее переименованной в Мельковку. С открытием в 1817 году россыпного золота в песчаных отложениях Мельковки рядом построили золотопромывальную фабрику с плотиной, из-за чего образовался Мельковский пруд. В советское время пруд был спущен, а Мельковку в 1950-х убрали под землю, спрятав в трубу. В напоминание о Мельковской слободе осталась одноименная улица, расположенная недалеко от метро Динамо (в советское время она носила сначала имя Андре Марти, а потом Андрея Жданова).

Уральская горнозаводская железная дорога

Железнодорожный транспорт в Российской Империи начал активно развиваться во второй половине XIX века. Идея одного из проектов уральской железной дороги возникла у пермского предпринимателя Ивана Любимова. В 1868 году он предложил маршрут от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск. Министерство путей сообщения дало разрешение на проектирование этой трассы.

Иван Любимов / Wikipedia

Сооружение дороги началось с подготовительных работ: отчуждения земель, сноса строений, вырубки леса, постройки телеграфа и казарм. Строительство велось «Обществом горнозаводской железной дороги». Некоторые участки были сложны — на маршруте находилось множество ручьев и оврагов, где-то пришлось вырубать леса и создавать выемки в горной породе. В 1878 году закончили и открыли для движения поездов главную линию трассы, а в следующем сентябре строительство от Перми до Екатеринбурга было полностью завершено. Дорога получила название Уральской горнозаводской и стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности с горным рельефом.

Уральская железная дорога стала отправной точкой при строительстве Великого Сибирского пути (ныне — Транссибирская магистраль), предназначенного соединить европейскую Россию с Сибирью. Сложившаяся сеть железных дорог на Урале и в восточных регионах страны сыграла важную роль в развитии многих городов. 

Прибытие паровоза на станцию, 1890-е. Источник: PastVu

Вокзал, которому тесно

Вместе с открытием движения в 1878 году было построено здание первого вокзала. В конце XIX века в Европе возрос интерес к национальной архитектуре. Получившаяся интерпретация именовалась псевдорусским стилем. Здание выполнено по проекту Петра Шрейбера именно в этом архитектурном направлении. На вокзале были залы для отдыха пассажиров, дамские комнаты, сувенирные лавки — все это мы можем найти и в современных вокзалах. На первой станции Уральской горнозаводской дороги — Пермь I — находится «близнец» екатеринбургского вокзала.

Екатеринбургский вокзал, в 1900-е. Источник: PastVu

Пермский вокзал, 1883-1885. Альбом видов Уральской горнозаводской дороги. Источник: PastVu

В 1885 году Екатеринбург был соединен веткой с Тюменью, а через 11 лет — с Челябинском. Пассажиропоток быстро увеличился в несколько раз, вокзал стал тесен и в 1914 году было принято решение построить новый. Проект в стиле модерн создал Константин Бабыкин, один из самых значимых архитекторов Екатеринбурга. Он, в частности, спроектировал старое здание «Пассажа», Делового клуба (сегодня — здание Свердловской государственной академической филармонии), Оперного театра и многих других памятников.  

Здание “нового” железнодорожного вокзала, по проекту Константина Бабыкина, фото сделано в период 1914-1917 годов. Источник: PastVu

В 1939 году здание преобразилось в неоклассическое строение, прибавив второй этаж и колоннаду. Реконструкцией занимались архитекторы Георгий Валенков и Владимир Смирнов, до этого они вместе создали конструктивистский Дом контор, находящийся по адресу Малышева, 42. В конце 1950-х здание вокзала вновь расширяется, теперь за счет появившихся симметричных пристроек по бокам.

Вокзал до 1959 года. Источник: PastVu

Вокзал сегодня. Фото: Марина Молдавская / It's My City

В 1985 году площадь вокзала снова решили увеличить, разработкой проекта занимались сотрудники Уралгипротранс. Реализация превратилась в долгострой. Отдельное не связанное стилистически здание открылось только в 1995 году. Последний раз вокзал серьезно обновляли в 2017 году, готовясь к чемпионату мира по футболу. Здание перекрасили, вокруг появились забор и пропускные пункты, парковка стала платной.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Первое, что видит приезжий

Рядом со зданием вокзала находится площадь имени Уральского добровольческого танкового корпуса, на которой расположен памятник его участникам. В 1943 году несколько тысяч добровольцев отправились на фронт, для них всем городом собирали деньги на обмундирование и оружие. Памятник установили в 1962 году, его скульпторы — Владимир Друзин и Петр Сажин. Сегодня не все знают историю появления монумента, но многие горожане традиционно встречаются «под варежкой», в буквальном смысле под рукой одного из героев скульптуры.

«Под варежкой», фото 1970 года. Источник: PastVu

За площадью расположена одна из самых красивых построек дореволюционного Екатеринбурга — мельница Борчанинова — Первушина. Купец первой гильдии Александр Борчанинов приобрел земельный участок недалеко от вокзала и в 1906 году началось создание мельницы. Борчанинов погиб в 1907 году в ходе строительства. Вскоре предприятие перешло к другому владельцу — купцу Евгению Первушину. 

Мельница работала по американской технологии и считалась самой крупной в Уральском регионе. После революции предприятие национализировали и на его базе был создан Свердловский мукомольный завод № 2, который проработал до 2006 года. Несколько лет здание разрушалось, но сейчас в мельнице идет реконструкция, которую планируют закончить в конце 2020 года, в здании будут располагаться апартаменты.

Мельница в 1976 году. Источник: PastVu

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Не менее значима и гостиница «Свердловск». Девятиэтажное здание построили к концу 1969 года и оно окончательно изменило облик привокзальной площади. Раньше на этом месте был подъездной железнодорожный путь, соединявший железную дорогу с мельницей. В 2007 году гостиница вошла в состав сети «Маринс групп» и теперь называется «Маринс Парк Отель». После реконструкции гостиница имеет категорию «три звезды».

Гостиница «Свердловск» в 1970-е. Источник: PastVu

Сегодня «Свердловск» стал Marins Park Hotel’ем, частично потеряв оригинальный вид. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Свердловская «Тверская»

В советское время было принято строить жилье для работников различных предприятий в шаговой доступности от места работы. Так к 1926 году возник поселок железнодорожников на улице Стрелочников. В то время дома считались добротными, хотя канализации в них не было. Но в те годы в Свердловске многие все еще жили в землянках и не имели собственных комнат или квартир, так что такое жилье считалось престижным. Сегодня это уже далеко не хоромы, но если присмотреться, видно, что за почти столетнюю службу здания даже не покосились.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Чуть потерявшись между парадными «сталинками» на перекрестке улиц Свердлова и Челюскинцев находится Дворец культуры железнодорожников. Изначально это был Рабочий клуб, который открылся больше ста лет назад — 24 ноября 1917 года. Его участники играли в струнном оркестре и выступали в любительском театре. Собственное новое помещение железнодорожники получили в 1934 году. Здание с зрительным залом на 300 мест и комнатами для кружков спроектировал Константин Бабыкин. Через пару лет открыли вторую очередь, где располагались выставочные фойе и большой зал на тысячу мест. В 1967 году клуб получил новое имя — Дворец культуры железнодорожников, под ним он существует и сегодня.

Дворец культуры в 1980-х. Источник: PastVu

Улица Свердлова получила свое имя в 1919 году, но привычный нам «парадный» вид она обрела только в середине XX века. Согласно генеральному плану Свердловска 1947 года, она стала рассматриваться как парадная въездная магистраль, ведущая от вокзала к центру города. Реконструкция началась в 1953 году и продолжалась около двух лет. За это время улицу расширили и возвели единый неоклассический ансамбль, который встречает жителей и сегодня. Считается, что прообразом обновленной улицы Свердлова послужила улица Горького (ныне Тверская) в Москве.

Застройка улицы Свердлова, фото 1954 года. Источник: PastVu

Улица Свердлова сегодня. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Недостроенная «Призма»

Недалеко от вокзала находится недостроенный 37-этажный небоскреб, 151 метр в высоту со шпилем. Изначально его назвали «Призмой», сегодня он переименован в «Свердловск». Первые семь этажей занимает торгово-деловой центр, он открыт с 2013 года, но все равно выглядит безжизненным. В 2016 году застройщик обещал закончить работы за три года, но здание до сих пор стоит обтянутым в порванную пленку. В июле 2019 года управление Ростехнадзора признало небоскреб самовольной постройкой, 30 верхних этажей требуют снести, но когда это произойдет — неизвестно. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Вокзальный глазами его жителя

О том, как живется в Вокзальном микрорайоне сегодня, расскажет бывший арт-директор кинотеатров «Салют» и «Колизей», организатор вечеринок Стас Словиковский. Стас живет здесь больше 20 лет, он любит парадную атмосферу улицы Свердлова и считает, что район недооценен екатеринбуржцами.

Стас Словиковский. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Почему именно Вокзальный?

— Половину своей жизни я провел на улице Тургенева, а другую половину — на Азина. Для меня Вокзальный — «тихий центр». Не сказать, что это был намеренный выбор, но в течение моей жизни здесь я полюбил район за красоту улицы Свердлова и близость к главным магистралям города — Ленина и Челюскинцев.

«Жизнь кипит и меня это радует»

— Здесь не самая развитая система магазинов — в пешей доступности от меня «Пятерочка» и «Кировский», они выгодны в период коронавирусной экономии, но если хочется изысков, стоит ехать в центр. Несколько лет назад открылась круглосуточная «Лента», пешком до нее далековато, но все равно удобно.

Видно, что район развивается. Еще 10 лет назад на первых этажах домов жили люди, теперь там везде магазины. Многие уже сменили по три владельца, а кто-то держится давно. Какая-то медовая компания прибила мне на балкон свою вывеску. Жизнь кипит и меня это радует.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Лет 20 назад дороги были отвратительными, но в конце нулевых проложили хороший асфальт от улицы Челюскинцев прямо до кинотеатра «Салют», где я проработал 13 лет. Вообще, улица Свердлова, переходящая в Карла Либкнехта, в последние годы в очень хорошем состоянии, по ней приятно ехать.

Красота улицы Свердлова

— У себя на районе я, на удивление, редко с кем здороваюсь, хотя считаю его центральным. Видимо, как пешеходно-прогулочный Вокзальный нравится только мне одному, кажется, он недооценен екатеринбуржцами. Впечатляет сам маршрут прогулки — парадные дома на Свердлова, дальше «Смак», ТЮЗ, который недавно хорошо отреставрировали, и Харитоновский парк. А на Вознесенской горке можно закаты встречать. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Когда я проезжаю мимо подсвеченных домов на Свердлова, всегда завидую их жителям. У них высокие потолки и интересные планировки. Одно из моих любимых зданий — Дом музыки. Над его вывеской есть невероятно длинный балкон, который является частью квартир. Однажды летом я видел как вечером на балконе пили вино, выходя с одной стороны балкона, а заходя с другой.

Старичок с флагом

— Ровно год назад на пересечении улиц Азина и Свердлова я встретил странного человека — старичка, который гордо держал российский флаг метров 12 в длину, а в руках стопку бумаги. Я подошел, спросил у него, что он делает, тот ответил: «Я хочу рассказать об истории улицы Азина». И дал мне листочек. На нем с двух сторон было подробно написано, что это за улица и какая у нее судьба. Листочек до сих пор хранится у меня дома.

Компания «Атомстройкомплекс» совместно с брендом одежды Urals выпустила лимитированную коллекцию «Атом. На районе» с названиями районов Екатеринбурга. Среди них, разумеется, есть и Центр (окрестности вокзала вполне можно к нему отнести), а также другие локации из совместного проекта «Районы»: Уралмаш, Вторчермет, Пионерка, Ботаника, Втузгородок, Химмаш, Автовокзал. Футболку коллекции «Атом. На районе» можно заказать на сайте проекта — http://narayone.net/

Средства от продажи пойдут в фонд «Город может», который занимается проектами по благоустройству Екатеринбурга, например, делает газоны по европейским стандартам. Покупайте футболки, выкладывайте фото в них в социальных сетях — пусть ваши друзья тоже смогут найти и поддержать родные районы! 

Партнерский материал.

Партнер проекта