В Екатеринбурге презентовали концепцию комплексного благоустройства. Вот в чем ее суть
18+

Город предлагается сделать комфортным для пешеходов

В Екатеринбурге презентовали концепцию комплексного благоустройства. Вот в чем ее суть

22 Октября, 21:37, 2020 г.
Автор: Яна Митрошина

На строительном форуме 100+ TechnoBuild заведующий кафедрой городского строительства УрФУ Алексей Хриченков показал концепцию комплексного благоустройства общественных пространств Екатеринбурга «Малахитовый пояс». Концепция утверждена мэрией и главным архитектором Екатеринбурга Андреем Молоковым еще в январе этого года, но показали публично ее впервые. It’s My City кратко рассказывает об этой концепции. 

Фото: Марина Молдавская/It's My City

Что это за концепция?

Концепция получила название «Малахитовый пояс». Ее разработали научные сотрудники УрФУ с кафедр городского строительства и информационного моделирования в строительстве вместе с архитектурным бюро S&P. Польские специалисты привлекались в качестве консультантов по вопросам озеленения. Заказчиком и инициатором концепции стал департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений городской администрации.

По сути концепция — это методические рекомендации, структурирующие общественные пространства города, или некое техническое задание для будущих стандартов улиц, рекреационных пространств (парков и скверов), площадей и дворов. На основе этих рекомендаций, как говорит главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков, будут разрабатываться стандарты благоустройства города. Авторы «Малахитового пояса» сейчас разрабатывают первый этап стандартов — стандарты благоустройства улично-дорожной сети уральской столицы. Но о нем чуть позже.

Как создавалась концепция комплексного благоустройства и как она определяет общественные пространства? 

Создатели концепции рассмотрели общественные пространства Екатеринбурга по степени их активизации. Выяснилось, что основные активности сосредоточены в центральной части города, а периферийные районы не имеют активированных общественных пространств. Смотрели и на водные объекты — важнейшие с точки зрения рекреации пространства. Кроме главной реки у города есть малые реки и реки, загнанные в коллекторы. При этом набережная Исети, по мнению создателей «Малахитового пояса», остается неосмысленной: зачастую доступа к воде нет, а здания, строящиеся на набережной, нередко оборачивают в сторону реки техническими фасадами. К примеру, у ЖК «Адмиральский» на Юмашева на берег Исети выходит парковка — ценность реки не обозначена.

Площади, сконцентрированные в центральной части Екатеринбурга, тоже функционально не наполнены. Яркий пример — площадь 1905 года, которая служит парковкой, а по выходным иногда становится ярмаркой. Транспортно-ориентированная политика города создала много дорожных развязок, пространства под которыми закрыты для людей, к примеру, штраф-стоянка под улицей Московской. Кроме того, в городе есть уже недействующие железнодорожные ветки, которые имеют потенциал для создания линейных парков. Существующие рекреационные пространства — парки и скверы — «рассыпаны» по карте и никак не связаны в общую систему. 

Что предлагает концепция благоустройства?

Один из главных принципов концепции благоустройства «Малахитовый пояс» — фокус на озеленение города. Концепция предполагает цельную систему рекреационных общественных пространств, связанных тремя поясами: центральный рекреационный пояс, срединное кольцо, связывающее парки и лесные парки, и периферийное кольцо, связывающее городские леса и лесные парки. При этом естественные ландшафты периферии плавно переходят к более урбанизированным в центре города.

Концепция определяет площади, которые требуют оживления, а в периферийных районах обозначает места для создания общественных пространств. Отдельными категориями выделили мемориальные территории — старые кладбища в центре города, которые нельзя благоустроить тем же подходом, что и парки.

Для набережных разных акваторий предполагаются пляжи с максимальным сохранение природной части и благоустройство реки Патрушихи. Стратегический принцип — максимальное освобождение прибрежных территорий от автомобильного трафика и привлечение пешеходов на набережные.

Автомобильные развязки несут в себе большой потенциал для функционального наполнения и построения каркаса. Предлагается отдавать приоритет снижению автомобильного трафика в пользу общественного транспорта. А улицы переосмыслить: это не транспортные коридоры, а общественные пространства, в которых люди проводят время, а не только бегут из дома на работу и обратно.

— Для нас очень важно правильно составить функциональную программу города. Современные тенденции говорят о том, что в пространстве не нужно намешивать все функции. Типично в парке есть детская площадка, скейт-парк, площадка для взрослых, спортивная площадка и иногда площадки для дрессировки собак. Но зачастую группы пользователей входят в конфликт: детские площадки рядом со скейт-парком, например, это опасное явление. Поэтому фокусные функции должны быть равномерно распределены по территории города. Каждый горожанин должен быть в пешей доступности обеспечен всеми функциями, которые ему необходимы, но их следует распределять, — говорит один из создателей концепции «Малахитовый пояс» Алексей Хриченков. 

Какие методы предлагает концепция? 

В качестве инструментов благоустройства в концепции выделяются тактический урбанизм, нечеткое планирование, редевелопмент, городская акупунктура и городской ресайклинг — то есть переосмысление существующей инфраструктуры. Пример городского ресайклинга — скейт-парк у Дворца молодежи, который появился на месте бывшей дорожной конструкции Верх-Исетского бульвара. 

— Важно рассматривать каждый участок как открытое пространство, элемент экологического ландшафта, элемент водно-зеленой инфраструктуры, производящий ландшафт (то есть требующий минимальных затрат на его содержание), элемент транспортной инфраструктуры и как временный ландшафт, ведь любое рекреационное пространство требует трансформации в течение года, — говорит Алексей Хриченков.

Концепция предлагает для каждого общественного рекреационного пространства разработать паспорта, по типу уже существующих паспортов фасадов, которые должны обеспечивать неизменность городских фасадов. А также создание городского реестра зеленых насаждений, в котором каждому дереву присвоен номер. В нем же указывается возраст дерева, период последней санитарной обрезки и т. п.

Этапы благоустройства по концепции 

По словам одного из создателей «Малахитового пояса» Алексея Хриченкова, в любом благоустройстве важны три составляющие: это качественный проект, качественная реализация и надлежащий уход. Эти стандарты перенесены в концепцию. Она предполагает, что на этапе технического задания следует заниматься вовлечением горожан в проект. На базе технического задания производится комплексный анализ и сбор необходимой для продолжения проекта документации. Далее идет разработка концепции, которая обсуждается со всеми заинтересованными сторонами, а затем переходят к дизайн-проекту. Последние пункты — создание проектной документации и рабочей документации.

— Важно, чтобы при разработке рабочей документации и проектной документации был авторский надзор со стороны разработчиков концепции. Практика показывает, что все [изначальные] идеи, приближаясь шаг за шагом к рабочей документации, можно потерять. А потом идет реализация, которая выхолащивает концепцию окончательно. При реализации очень важно включение авторского надзора, — говорит Хриченков.

Также концепция предусматривает для подрядчиков включение гарантийных обязательств на период от одного до трех лет эксплуатации построенного участка и контроль за эксплуатацией со стороны администрации города и разработчиков концепции.

Для пространств предусмотрен этап социокультурного программирования. Каждое место нужно включать в какие-то городские программы или придумывать ему сценарии использования горожанами, считают авторы концепции. При этом у каждого типа пространства свое использование. Допустим, провести концерт в лесу нельзя, зато можно устроить марафон, велогонку или поход с лекторием. На улице можно устроить гаражную распродажу, выставку местных художников или клуб скандинавской ходьбы.  

— Возможные ивенты разбиты по типам рекреационных пространств. Выявлено, что на сегодня на открытых пространствах Екатеринбурга не хватает мероприятий для средних групп пользователей, численностью до 50 человек. То если либо все масштабно, либо индивидуально. В этом смысле есть задача исследовать существующие пространства или сформировать запрос. Нашему городу целесообразно разработать календарь событий, постоянного его пополняя, — говорит Алексей Хриченков.

Стандарт комплексного благоустройства улиц от УрФУ и S&P 

На основе «Малахитового пояса» специалисты УрФУ, бюро S&P, а также голландские специалисты из Novascape разрабатывают стандарт комплексного благоустройства улиц Екатеринбурга. Цель этого стандарта — создать систему оценки для определения качества объектов улично-дорожной сети, выявить список территорий, на которых требуется изменить качество, и предложить инструментарий, с помощью которого можно повысить качество до закрепленного в концепции. Город предлагается сделать комфортным для горожан-пешеходов.

Во время составления стандарта проводился анализ улично-дорожной сети, выявляли проблемы с дорогами и думали, как их можно решить. Проанализировали и геоморфологию города, то есть естественный рельеф, который развивался от реки Исеть, и посмотрели, что происходит в подземном пространстве. Выяснилось, что на участках, где из-за дождей часто происходят подтопления (вроде улицы Шефской), уровень грунтовых вод менее двух метров, что очень близко до подземных рек, загнанных в коллектор.

Екатеринбургские улицы в части водного менеджмента можно разделить на три группы. Первая — перехватывающая улица, которая находится вдоль горизонтали с малым уклоном. Она отсекает воду, уходящую дальше по рельефу. Вторая — распределяющая улица. Такой тип имеет больший уклон и расположен  вдоль склонов. Третий вид — аккумулирующая улица, находящаяся в пониженных участках рельефа, под ней чаще всего находятся подземные реки. Именно аккумулирующие улицы чаще всего затапливаются.

Стандарт предлагает создать типологию участков улиц с учетом всех «каркасов», заложенных генеральным планом развития Екатеринбурга, и перераспределить пространство улиц с учетом всех пользователей и с учетом этой типологии.

— Одна и та же улица на разных участках используется по-разному: где-то совместное пользование пешеходов и автомобилистов, где-то есть только фасады домов или ритейла. На основе приоритетов использования выделены типы улиц: от пешеходной улицы с приоритетами пешеходов до городской дороги с преобладанием транспортной составляющей. Где-то рассматриваем улицу как пространство, а где-то как коридор для перемещений, — говорит Алексей Хриченков.

Для каждого типа улиц будут свои поперечные профили. Следующий этап — наполнение функциональных зон элементами благоустройства: уличная мебель, освещение, озеленение и т. д. А также создание узлов и сопряжений. 

Что дальше?

Концепция — это опора для других градостроительных документов. Это видение, которое транслируется в стандарты. Она связана с положением генерального плана развития Екатеринбурга и в некоторых аспектах базируется на нем. С ее помощью градостроители смогут держать фокус в части благоустройства при движении по нескольким направлениям и сопоставлять принятые решения с положениями концепции. 

Посмотреть презентацию концепции полностью можно здесь.

Мы работаем в интересах наших читателей. Если вам важно наличие такого СМИ, поддержите нас донатом.