В Екатеринбург привезли более 100 редких произведений русского авангарда с сорвавшейся выставки начала XX века
18+

Как в России хотели просвещать провинцию

В Екатеринбург привезли более 100 редких произведений русского авангарда с сорвавшейся выставки начала XX века

Ельцин Центр
16 Сентября, 19:04, 2020 г.
Автор: Яна Митрошина
Фото: Марина Молдавская

В среду, 17 сентября, в Арт-галерее Ельцин Центра открывается выставка «Авангард. На телеге в ХХI век». Это реконструкция передвижной экспозиции современного искусства, которую должны были показать в городах Вятской губернии в 1921 году, но так и не сделали это. Создателям новой экспозиции удалось найти часть собранных тогда работ, в том числе произведения знаменитых русских авангардистов, а также малоизвестных, но достойных внимания художников начала XX века. Получившаяся выставка демонстрирует срез современного искусства того времени, на котором заметно отразилась революция 1917 года. It’s My City рассказывает, что нужно знать о выставке и показывает часть экспозиции. 

Выставка «Авангард. На телеге в ХХI век». Фото: Марина Молдавская / It's My City

Выставка в 1921 году должна была пройти одновременно в семи городах Вятской губернии — Советске, Яранске, Царево-Санчурске, Малмыже, Уржуме, Нолинске и Вятке. Картины планировали возить по этому маршруту, чтобы просвещать провинциальный народ, показывая ему современное искусство. Но из-за погодных и бытовых условий выставка смогла состояться только в двух из них — Советске и Яранске — и осталась там на 100 лет. 

— В конце осени случилась распутица, потом зима. Люди из городов Вятской губернии хотели приобщится к новому передовому искусству, но как его было доставить? Его погрузили в Москве на телеги — и на многие километры в путь. Далее по Вятской губернии выставка не пошла, — рассказывает руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.

На выставке можно увидеть телегу. На подобных конструкциях картины везли в Вятскую губернию. Фото: Марина Молдавская / It's My City

То, что сохранилось от той экспозиции, полтора года назад нашли историк искусств и редактор «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов и директор Вятского художественного музея им. Васнецовых Анна Шакина в Яранске. Так родилась идея восстановления экспозиция.

— Анна Шакина писала диссертацию об искусстве 20-х годов в Вятской губернии и слышала об этой выставке 1921 года, но никогда не занималась ее поисками. Она дала мне наводку, я поехал в Яранск и нашел там вещи, которые оказались остатками выставки. И понял, что нужно делать реконструкцию, — говорит Андрей Сарабьянов.

историк искусств и редактор «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Согласно каталогу, для выставки 1921 года было собрано 322 произведения всех современных на тот момент направлений — от реализма до авангарда. Свои работы для экспозиции тогда пожертвовали 55 известных и малознакомых современному зрителю художников. Среди них были знаменитые сейчас авангардисты Василий Кандинский, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Александр Родченко и практически неизвестные современному зрителю авторы, к примеру, Яков Паин, первая и единственная публикация о котором была лишь в «Энциклопедии русского авангарда» под редакцией Андрея Сарабьянова. Из всего этого собрания сохранилась примерно треть произведений, остальные к настоящему времени уже утеряны. 

Картины Ольги Розановой. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Интересно, что некоторые художники передавали свои работы не официально — через музейное бюро, а лично трем устроителям выставки. Так поступили Василий Кандинский, который отдал шесть акварелей, Варвара Степанова и Александр Родченко, предоставивший пять работ, отображающих основные этапы его творчества. Так, на втором этаже Арт-галереи экспонируется ранее неизвестная работа Родченко 1915 года, времен его обучения в казанской художественной школе. Ее также нашли в Яранске. 

— Родченко решил предоставить основные этапы своего творчества на тот момент. Его изобретение «Линеизма» на зеленом, плоскостной период, обнаженные женские фигуры под влиянием Пикассо казанского периода и еще один этап 1918 года — «Черное на черном» из его контр-серии на серию Малевича «Белое на белом». Работу 1915 года, которую никто никогда еще не видел, даже родственники Родченко, нашли в Яранске. В 1915 году он был в Казани и учился там в художественной школе, — рассказывает Сарабьянов.  

Работы Александра Родченко — женские фигуры и плоскости. Фото: Марина Молдавская / It's My City

директор Вятского художественного музея им. Васнецовых Анна Шакина. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Через дружеские связи свои картины передавали и художники казанской школы. На выставке в Арт-галерее Ельцин Центра они представлены на первом этаже.

— Казанская художественная школа была одной из самых сильных школ в России [в то время], а от Вятки до Казани расстояние меньше, чем от Москвы до Санкт-Петербурга. Очень многие вятские художники заканчивали казанскую школу и у них существовали дружеские связи, — говорит Анна Шакина.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Произведения Варвары Степановой. Фото: Марина Молдавская / It's My City

В проекте «Авангард. На телеге в ХХI век» экспонируется 150–155 работ. Произведения предоставили три музея: Вятский художественный музей имени Васнецова (95 картин), Яранский краеведческий музей и Слободской краеведческий музей (около 60 картин). Для выставки отреставрировали 11 произведений, которые будут показаны впервые, в том числе и ранняя работа Родченко.

В ходе исследовательской деятельности создатели выставки Арт-галереи Ельцин Центра выявили, что на обороте некоторых произведений были либо ранние живописные произведения тех же авторов, либо картины других художников. К примеру, вторая супруга представителя московской школы живописи и одного из основателей общества «Бубновый валет» Ильи Машкова Елена Машкова-Федорова рисовала на обороте его произведения. Для таких работ в Арт-галерее создали специальные стенки, которые показывают обе стороны холстов. Из-за этого некоторые из них демонстрируются перевернутыми.

Произведение Ильи Машкова на обороте картины его супруги Елены. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Фото: Марина Молдавская / It's My City

— Эта выставка знаменательна не только художественным составом, авторами и картинами, которые в ней есть, но и тем, что она позволяет лучше понять новейшую историю нашей страны, что нам в Ельцин Центре безусловно важно. Как люди сто лет назад, в то нелегкое страшное время после гражданской войны, после революции, все равно хотели чувствовать биение культурной жизни и понимать новейшее искусство, которое было в то время, — заключает Илья Шипиловских.

Выставка «Авангард. На телеге в ХХI век» в Арт-галерее Ельцин Центра продлится до 10 января.

Партнерский материал

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.