Чиновники Екатеринбурга решили начать учебный год в обычном режиме. Не все учителя и родители с этим согласны. Колонка Инны БартошНакануне в прямом эфире Е1 глава департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева рассказала, как будет организован учебный год в школах. Итак, система образования настроена на очное начало учебного года. Сам по себе этот факт вполне ожидаем (равно как и не удивило бы решение о дистанте). Удивило вот что: родители не смогут оставить ребенка на дистанционном обучении по своему желанию. Преподавателям в возрасте, которые попадают в группу риска по коронавирусу, разрешат продолжить самоизоляцию, но выплаты в этот период им не положены. Учиться будут без масок, рассадка обычная. То есть у педагогов и учеников вообще нет инструмента, позволяющего обезопаситься от ковида. Приказано не бояться и надеяться на лучшее.
18+

«Приказано не бояться и надеяться на лучшее»

Чиновники Екатеринбурга решили начать учебный год в обычном режиме. Не все учителя и родители с этим согласны. Колонка Инны Бартош

Мнение
12 Августа, 15:00, 2020 г.
Фото: Яромир Романов / Znak.com
Мать двух школьников

Накануне в прямом эфире Е1 глава департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева рассказала, как будет организован учебный год в школах. Итак, система образования настроена на очное начало учебного года. Сам по себе этот факт вполне ожидаем (равно как и не удивило бы решение о дистанте). Удивило вот что: родители не смогут оставить ребенка на дистанционном обучении по своему желанию. Преподавателям в возрасте, которые попадают в группу риска по коронавирусу, разрешат продолжить самоизоляцию, но выплаты в этот период им не положены. Учиться будут без масок, рассадка обычная. То есть у педагогов и учеников вообще нет инструмента, позволяющего обезопаситься от ковида. Приказано не бояться и надеяться на лучшее.

Чего ожидала я? 

— Что дети из групп риска смогут остаться дома на подобии условного больничного. Если ребенок со сломанной ногой может месяц учиться из дома — почему этот же ребенок с бабушкой из группы риска или просто с тревожными родителями в период эпидемии не может тот же самый месяц получать задания от одноклассников или от учителя в группу в WhatsApp, отсылать домашку, проходить программу с родителями?

— Что к педагогам отнесутся более гибко: разрешат те занятия, которые возможно вести дистанционно или в иной электронной форме, разрешат взять больничный.

Чего я опасаюсь?

Жесткой обязательности очного формата. Я понимаю, в чем смысл «разрешения работать» для бизнеса, для кафешек и кружков: клиентами могут добровольно стать те, кто ковида не боится. А те, кто видят опасность, — останутся дома. Но директивно собирать детей и педагогов в школу без возможности остаться дома (по словам Сибирцевой, родители могут выбрать домашнее обучение, но лишь по медицинским показаниям, а не по своему желанию — прим.ред.), если есть страх, осложнения и т. п. — это не про разрешения и личный выбор каждого, это про приведение всех к единому знаменателю.

Если вирус есть и он опасен, если врачи в красных зонах работают без отпуска и в синяках от масок — ну как можно вот так-то? Есть достаточно серьезная болезнь, из-за которой грохнули всю экономику и кучу бизнесов. И по велению чиновников эта болезнь не станет менее опасной. Как минимум досадно: честно отсидеть лето дома, чтобы потом по чужому решению быть обязанным отправить детей, которых ты берег, которые обошлись без поездок, лагерей и встреч с друзьями − в толпу, без масок и с обычной рассадкой.

«Делайте как сказано, ваши страхи никого не волнуют», — вот что я слышу. Предложение уходить на семейное обучение и в отпуск без содержания − это не про эпидобстановку, а про умывание рук и снимание ответственности. Это сигнал, что проблема не общая, а «ваша», что помогать ее решать система не планирует.

Фото Znak.com

Чего я хочу?

Я хочу официального уважительного признания ситуации как общей для школы и людей проблемы, а не трансляции отношения к боязливым учителям и родителям как к неким неразумным и строптивым существам, которых надо «строить».

Это же важная вещь: обозначить движение в сторону человека. Это вопрос интонации. Даже если ты не имеешь права сказать прямым текстом «по закону вы можете пропустить до половины занятий в четверти» — можно хотя бы продемонстрировать готовность к обсуждению вариантов. Предложите хоть какой-то компромисс, — не общее выпинывание на семейное обучение, не предложение уволиться или уйти сидеть дома без содержания учителям, а что-то временное, что будет официально, гласно и явно связано с эпидобстановкой.

Временное самостоятельное обучение детей родителями в формате «как на больничном».

Временную возможность вести уроки по Zoom тем отдельным учителям, которые по тем или иным причинам боятся рисковать.

Все это можно сделать, если не исходить из принципа «одному разрешишь, все захотят», «давайте как проще системе».

Что я могу предложить?

Можно вывести в школу «вживую» 1-3 класс (малыши учатся учиться, знакомятся с новыми правилами, это трудно сделать на отдалении) и 9-11 классы (у них ОГЭ, ЕГЭ). А остальным — дистант. Шесть параллелей вместо 11 — меньше толпы.

Можно убрать на осень физкультуру и музыку из программы. Эти уроки проходят в одном и том же помещении для всей школы, при физических нагрузках и пении все интенсивно дышат.

«Больничный по эпидобстановке» — как для учеников, так и для педагогов.

Потратить ресурс на реорганизацию работы пожилых педагогов. Например, их можно переориентровать на курирование взаимодействия с теми учениками, которые выберут дистант (вряд ли таких будет много). Можно записывать видео с лекциями, а работу с вопросами и домашним заданием перевести в электронный формат. Можно организовать в школах несколько кабинетов, в которых картинка из Zoom будет выводиться на доску, − это позволит учителю проводить уроки для пришедших в школу детей из дома. Да, это не для любого класса подойдет, да, будет вопрос дисциплины, — но это будет про людей, а не про систему.

Я не хочу двойной нагрузки учителям (очные уроки для одних учеников и дистант для других). Я бы предпочла нормально сделанную систему дистанционного домашнего обучения (без перевода на семейное!) на период карантина. Я готова сама учить своих детей, не напрягая учителей, но была бы все же рада заданиям и контролю от педагогов. Весной я видела вполне нормальный, продуктивный, работающий дистант — с помощью Google-форм, «Учи.ру», «ЯКласса», школьного сайта, Zoom и так далее. Для средних классов это вполне работоспособная система.

Ну и главное, чего хочется: поиска компромисса, эгалитарного подхода, отказа от «человек для системы» в пользу «система для человека». Не «вам сверху сказали, извольте исполнять», а «давайте искать выход».

Я понимаю, насколько это наивно с моей стороны.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов. 

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.