История парков Екатеринбурга. Парк Маяковского — от создания до наших днейРовно 87 лет назад для посетителей впервые открылся парк, известный сегодня как ЦПКиО им. В. В. Маяковского. Он пережил военное время и культ Сталина, а затем «оттаял» вслед за страной и приобрел новые традиции, которые сейчас предаются переосмыслению. Мы вспомнили основные вехи истории парка Маяковского — от появления у него имени поэта и первой входной группы до новой конструктивистской айдентики, а также поговорили с выпускником Детской железной дороги и узнали у нового руководства парка о будущем ЦПКиО, сменившего название этим летом.
18+

Сосновый бор, портреты Сталина и трансформация главного входа

История парков Екатеринбурга. Парк Маяковского — от создания до наших дней

20 Июня, 13:35, 2020 г.
Автор: Анастасия Шестакова
Фото: Марина Молдавская

Ровно 87 лет назад для посетителей впервые открылся парк, известный сегодня как ЦПКиО им. В. В. Маяковского. Он пережил военное время и культ Сталина, а затем «оттаял» вслед за страной и приобрел новые традиции, которые сейчас предаются переосмыслению. Мы вспомнили основные вехи истории парка Маяковского — от появления у него имени поэта и первой входной группы до новой конструктивистской айдентики, а также поговорили с выпускником Детской железной дороги и узнали у нового руководства парка о будущем ЦПКиО, сменившего название этим летом.

История парка

Появление главного парка Свердловска

Мещанская роща на плане Свердловска 1927 года

Свердловский Парк Культуры и Отдыха появился в 1933 году, и в его первом названии еще не было упоминания имени советского поэта. Созданием парка занимался архитектор С. В. Домбровский. Он предложил для будущего ЦПКиО территорию бывших купеческих дач в излучине реки Исети, где в Мещанской роще еще в XIX веке традиционно устраивались народные гулянья. Фактически это был холмистый берег реки, поросший сосновым бором. В конце 1931 года было принято постановление «Об отчуждении от поселка Уктус территории лесов для расчистки под ПКиО», и начали строить парк.

По задумке, этот городской оазис должен был стать главным парком Урала и выступать в роли регионального аналога московского ЦПКиО им. М. Горького, являвшегося идеальным образцом советских парков на тот момент. Определение ПКиО звучало следующим образом: «сложный, высокоорганизованный культурно-политический комбинат». Для выполнения партийной директивы о культурной революции требовалось «обеспечить рабочему классу разумный отдых и культурные развлечения» и создать уютную и непринужденную обстановку для отдыха и просвещения, в том числе идеологического.

И вот, 18 июня 1933 года в Свердловске открылся парк, по документам обозначенный как «Центральный парк культуры и отдыха Управления коммунального хозяйства Исполнительного комитета Свердловского городского Совета депутатов трудящихся». Отдыхающим здесь предлагали читать свежие газеты, кататься на лодках в местном пруду и танцевать под баян — вот и все варианты досуга.

Свердловский Парк Культуры и Отдыха в 1930-е годы. Аллея вдоль паркового пруда

Такой результат понравился далеко не всем. Председатель Горсовета К. Г. Иванов в докладной записке о ходе строительства парка тогда написал: «Существующий комплекс примитивнейших парковых мероприятий [...] не может считаться удовлетворяющим тем требованиям, которые становятся в настоящее время перед П.К. и О.». У раннего ЦПКиО просто не было должного количества ресурсов для реализации масштабного плана по созданию «комбината». В первые годы работы парка была облагорожена центральная аллея и установлена танцевальная веранда, а также работали три аттракциона.

Почему Маяковский?

Во многих источниках бытует мнение, что парк получил имя Владимира Маяковского сразу, поскольку в год его открытия праздновалось 40-летие поэта. Но на самом деле приставку «им. В. В. Маяковского» парк приобрел лишь в 1940 году, спустя семь лет. А вот парк Горького действительно назвали именем Максима Горького в год 40-летия писателя — 1932-й. Это еще один факт, свидетельствующий об условной связи нашего парка с московским.

Возвращаясь к вопросу, о том, почему именно Маяковский стал главной фигурой парка, а не уральские поэты — например, Мамин-Сибиряк или Бажов, можно вспомнить, что Мамин-Сибиряк хоть и входил в советский литературный канон того времени, но был дореволюционным писателем, что противоречило бы негласным нормам того времени. Бажов, в свою очередь, на тот момент еще не стал такой культовой фигурой и даже не воспринимался в качестве возможного кандидата. Поэтому выбор фигуры Маяковского хоть и не является слишком очевидным, но, все же, обладает вполне понятной логикой. Факт посещения поэтом Свердловска зимой 1928 года тоже стал косвенным аргументом в пользу этого решения. Сегодня о Маяковском в парке напоминает памятник, установленный в 1957 году, сохранилось и здание бывшего кинотеатра имени поэта, открытого в 1936 году.

Памятник Владимиру Маяковскому появился в парке в 1957 году

В этом здании в 1936 году открылся кинотеатр имени В.В. Маяковского. Сейчас оно не используется

Как парк пережил войну и что с ним было после

В годы войны парк не прекращал работать, его территория использовалась в качестве полигона для мотострелкового батальона Уральского добровольческого танкового корпуса. В честь героев батальона в 1995 году был установлен памятник в форме мотоциклетного колеса, который можно увидеть здесь и сейчас. Уже после войны для продолжения своего существования парк должен был зарабатывать, поэтому кроме идеологической составляющей, на первый план вышла коммерческая направленность. Главным способом заработка парка стали карусель, сдача площадей в аренду, тир и «Комната смеха», которая работала здесь еще с конца 1930-х.

Памятник разведчикам-мотоциклистам Уральского добровольческого танкового корпуса в наше время

Культ Сталина и мода на народные гулянья

Культ Иосифа Сталина не обошел стороной и свердловский парк. Вождь встречал посетителей в обличье памятника, который располагался в конце «Сталинской аллеи». Важной частью облика парка в 1940-е годы стали портреты диктатора, установленные вдоль главных тропинок. На исторических снимках того времени можно увидеть также клумбу с изображением Сталина в анфас, составленным из цветов. Иосиф Виссарионович следил за горожанами на скамейках, аллеях, его имя можно было увидеть даже на афишах.

Клумба с портретом Иосифа Сталина в парке Маяковского

Все это звучит как антиутопия, в которой парк выступает лишь в роли одного большого памятника, но на деле всегда существовала возможность скрыться в лесных массивах и увидеть парк таким, каким он возникает в голове современного человека — с лавками, местами для уединенного отдыха и знакомств. Многие тогда встречались и влюблялись на танцплощадке.

Важной частью и завершением сталинской эпохи в ЦПКиО стали народные гулянья, мода на которые пришла из центральных парков Москвы и Ленинграда. Такой формат отдыха предполагал собой укрепление связей с прошлым страны, внедрение культа традиций и этнической обособленности. И конечно, все культурные практики были окутаны торжественностью и монументальностью.

Танцплощадка парка. Фото середины 50-х годов

Оттепель в парке

Период, когда в СССР началась так называемая оттепель, ярко отразился на парке Маяковского. Политическая составляющая его деятельности отошла на второй план, а главными ценностями стали творчество молодых поэтов и композиторов, карнавалы и прочие аполитичные мероприятия. Посещаемость парка возросла в два раза, а за ней и непосредственное участие посетителей в его жизни. Здесь открываются новые места для досуга — планетарий и детский городок, также продолжает работать кинотеатр имени Маяковского.

А так выглядел кинотеатр им. Маяковского в 1950-х

28 августа 1963 года у центрального входа в ЦПКиО был открыт Планетарий (ныне закрытый). В нем демонстрировалось звездное небо на всех широтах

Большая реконструкция в 60-х и легендарное появление «Луна-парка»

Во время реконструкции парковый пруд был засыпан и появилась Центральная аллея. Фото 1960-х годов

В конце 1950-х — начале 1960-х годов парк пережил глобальную реконструкцию. Центральная аллея переместилась влево, было построено кирпичное здание дирекции парка, возведена Нагорная аллея. В это же время вход в парк был оформлен новыми каменными двадцатиметровыми арочными воротами по адаптированному проекту 1930-х годов, о котором мы еще расскажем подробнее. Перед воротами был разбит большой цветочный партер, а памятник Сталину был заменен на статую сидящего Ленина. Планировка парка заметно отличалась от современной. На партерной площади симметрично располагалось два фонтана. Слева от главного входа располагалась большая спортивная площадка. Зона аттракционов находилась в глубине парка, а по центральной оси был небольшой пруд. Главной являлась аллея, ведущая сегодня к памятнику Маяковскому. И, пожалуй, главное изменение — во время реконструкции засыпали парковый пруд.

После большой реконструкции ЦПКиО им. В. В. Маяковского был признан одним из лучших парков страны и получил «памятное Красное знамя Министерства культуры СССР». За следующие десять лет он трижды признавался «Лучшим парком культуры и отдыха РСФСР».

ЦПКиО им. Маяковского в 1973 году

А уже в эпоху перестройки в парке стало больше аттракционов. Впервые начали работать «Луна-парк» и «Американские горки». «Луна-парк» стал любимым местом горожан. «Если парк Маяковского был фейерверком на фоне советских дворов, то новый „Луна-парк“ казался просто космическим кораблем. Там были невиданные аттракционы (например, можно было забросить мяч в кольцо и выиграть приз), многочисленные лавочки, где продавалась совершенно особенная жевательная резинка, „Луна-парк“ очень отличался от советской действительности, все, что находилось на его территории, выглядело ярко, привлекательно и манило к себе», — вспоминает Мария Воробьева для книги «Центральный парк культуры и отдыха имени В. Маяковского» Евгения Рабиновича.

После парк хотели еще раз реконструировать — в 1979 году появился новый проект, который так и не был реализован. Архитекторы предлагали построить зал для выставок и показа кинофильмов на 500 мест, манеж для верховой езды, большой театр, профилакторий и павильон для отдыха у водоема. Все это осталось только на бумаге.

1990-е и 2000-е: маньяки, платный вход и «Ноги Ильича»

С наступлением 1990-х парк стал неухоженным: некошеная трава, заросшие деревья, аттракционы, которые не менялись годами. Часть «Луна-парка» была переделана в «Городок сказок», который представлял собой видоизмененный «Парк ужасов», только с персонажами сказок Волкова-Баума. На этом «советская» история парка закончилась и началась новая глава про борьбу с прошлым, попытки прийти к новому и не потерять настоящее. При этом судьба места уже полностью зависела от его сотрудников — тогдашний директор ЦПКиО Владимир Капин, проработавший к тому моменту на своей должности уже 18 лет, вспоминал, что аттракционы, оборудование, зарплаты полностью оплачивались коллективом парка, а город брал на себя только 20% затрат.

Так «Городок сказок» в парке Маяковского выглядит сейчас

Между тем, период 90-х создал новую мифологию парка. Родители пугали детей байками о маньяках парка Маяковского. И хотя многое оказалось выдумкой, реальные криминальные истории все же имели место. Так, младший инспектор уголовного розыска Николай Неуймин рассказывал о случае изнасилования девушки в парке. Она шла по направлению к лыжной базе, а за ней последовал «выходец с Кавказа», который догнал жертву, приставил к горлу нож и потребовал вступить с ним в сексуальные отношения. К сожалению, он все же изнасиловал девушку и пригрозил ее убить, но преступника задержали.

В 2000-е вход в парк стал платным — необходимо было заплатить 30 рублей, чтобы попасть внутрь в выходные дни. Было даже судебное разбирательство по этому поводу — горожанка Юлия Федотова пыталась опротестовать это правило, но проиграла суд. Тогда парк находился на самоокупаемости. Позже цену подняли до 50 рублей. И только спустя одиннадцать лет вход в ЦПКиО сделали бесплатным.

Помимо этого случая, начало «нулевых» в парке запомнилось горожанам Международным фестивалем актуального искусства «Лом», который стартовал в 2008 году. Эхом мероприятия стали самодельные скульптуры из металла, которые сейчас можно найти в парке и округе. По словам основателя сообщества «Парковый район», предпочитающего оставаться анонимным, поиск объектов «Лома» по территории ЦПКиО и округе стал своеобразным квестом для горожан. Но, пожалуй, более необычное народное развлечение в парке постсоветского периода — это поиск «Ног Ильича».

Те самые «Ноги Ильича»

— Был старый памятник Ленину, с ним что-то случилось, и он развалился на несколько частей. Верхняя, конечно, сразу пропала (я бы, честно говоря, тоже ее на дачу утащил). А нижняя (ноги) так и осталась в парке. Но суть этой истории в том, что эти ноги периодически кочуют из одной части в другую, меняют цвет, очертания. Поэтому их нужно отыскивать, — рассказывает основатель сообщества «Парковый район».

В мае 2010 года на территории парка открылся контактный зоопарк, в котором обитали северные пятнистые олени, бараны, козы и др. А 14 августа появилась «Новая Детская площадка» с самой большой песочницей в городе. После у парка дважды сменилось руководство — с 2015 года им руководил генерал Роман Шадрин, а с 2019-го в должность директора вступила Екатерина Кейльман, бывший исполнительный директор «Теле-клуба».

Структура парка

Главный вход: от деревянных ворот до аналога триумфальной арки

Парк всегда встречал посетителей аркой на главном входе, но с годами ее облик значительно менялся. Сначала это были деревянные ворота, выкрашенные в белый цвет. Однако вход должен был соответствовать важности нового городского объекта, и в 1936 году архитекторы В. В. Емельянов и А. Ф. Романов представили проект помпезной входной группы парка в духе римских триумфальных арок. Финансовая составляющая возведения такой постройки оказалась значительнее идеологии и роскоши — победила экономия, и была построена классицистская по духу, но снова довольно скромная деревянная арка.

Первые деревянные ворота парк

В одно время на воротах появился портрет Иосифа Сталина, перекрывавший название ЦПКиО

Когда парку было присвоено имя Владимира Маяковского, вход был вновь модернизирован — на вывеске появилось имя и портрет знаменитого поэта, заключенный в окружность с расходящимися лучами. И только в 1950-м году появилась та арка, которую мы привыкли видеть на входе. К тому времени излишняя помпезность вышла из моды, с арки пропал портрет советского футуриста, но традиции были сохранены — новая кирпичная входная группа повторяла проект далеких 1930-х, а имя Маяковский оставили прописью под всем знакомой аббревиатурой ЦПКиО.

Классицистская входная группа в 1940-х годах. В центре уже можно увидеть имя Маяковского и его портрет

Детская железная дорога

Еще один важный элемент парка — Свердловская детская железная дорога, которая огибает парк и показывает гостям его массив с приятного ракурса. Ее решили преподнести в качестве подарка свердловским пионерам в 1958 году. К тому моменту подобные системы трудового воспитания детей существовали уже более чем в 30 городах СССР, и отсутствие ее в столице Среднего Урала, очевидно, вызывало вопросы. Дорогу начали строить осенью, выбрав в качестве места живописный лесной массив парка. Спустя два года, в 1960 году, презентовали 2,5 километра путей, которые поезд проходил за 27 минут. В это же время свою работу начал и специализированный кружок «Юный железнодорожник», где дети имели возможность осваивать профессии. 

Детская железная дорога работает до сих пор. Каждое лето здесь проходят практику учащиеся 5-7 классов, которые в осенний и весенний периоды изучают теорию. В первый год они могут обучиться несложным профессиям проводника, ревизора, дежурного по переезду, затем осваиваются уже более серьезные должности начальника поезда или машиниста тепловоза. За 60 лет работы через школу Детской железной дороги прошли порядка 50 тыс. человек. Некоторые, повзрослев, продолжили работать в этой сфере. 

Детской железной дороге в этом году исполняется 60 лет

Например, екатеринбуржец Валерий Шестаков после практики в парке Маяковского окончил колледж железнодорожного транспорта, а сейчас работает сотрудником музея Свердловской железной дороги.

— Я пришел на дорогу осенью 2008 года, а первую практику проходил в 2009-м —  застал еще старую постсоветскую железную дорогу, она тоже обладала своеобразным шармом. В 2010 году прошел первый капитальный ремонт, когда было обновлено путевое хозяйство и покрашены станции. Курс обучения на тот момент составлял три года. Вообще, я с детства хотел стать железнодорожником и попал на ДЖД благодаря своему инструктору Татьяне Анатольевне Пинегиной, которая и сегодня продолжает работать. Впервые она пришла ко мне в школу, когда я был в пятом классе, но тогда я побоялся, потому что никто из одноклассников не принял это «приглашение». Затем она повторно пришла в шестом, и я решился, — вспоминает Шестаков.

Валерий Шестаков на ДЖД в 2017 году. Фото из личного архива

По словам екатеринбуржца, это место отложилось в его памяти, как «крайне теплое пространство, в котором царит очень комфортная атмосфера для детей». Из-за этого большой механизм, придуманный еще в советском союзе, до сих пор работает. 

Парк Маяковского в наше время

Директор-генерал и появление военных памятников

Памятник пограничнику с собакой в ЦПКиО

В 2019 году предыдущий директор парка, Герой России Роман Шадрин, ушел в отставку. Его работа часто подвергалась критике из-за военно-патриотического настроя парка. Так, в ЦПКиО появились памятники Героям России, которые успели получить сравнение с могилами, а также монумент пограничника с собакой. На территории усилили охрану, на главном экране парка можно было увидеть выступления военного хора и тому подобное. Шадрин планировал открыть в парке музей Героев России, в котором хотел увековечить и себя. Горожане даже составили петицию об отставке руководителя парка, которую отказались рассматривать в мэрии. Парк будто постепенно превращался в один большой исторический памятник, в котором понятия «культуры и отдыха» уже давно отошли на второй план, как и его природная составляющая. И хотя за это время на территории парка появилось немало аттракционов, чему были рады мамы с детьми, постоянные посетители ЦПКиО сетовали на то, что благоустройство парка не изменилось.

Памятник Группе Советских оккупационных войск

— Последние десять лет я был постоянным посетителем парка, и, на мой взгляд, за это время он только деградировал. Некоторые люди говорят про какие-то положительные изменения с предыдущим руководством, но я регулярно видел, как вырубаются деревья, живые изгороди, сооружаются непонятные конструкции — поэтому я так совсем не считаю. Только с декабря этого года стали происходить какие-то модернизации, — говорит Валерий Шестаков, прошедший обучение на Детской железной дороге. 

Смена руководства, фирменного стиля и названия

Новый директор парка Екатерина Кейльман недавно отметила полгода на новой должности. За это время у парка Маяковского изменилась команда — например, появился свой художник Антон Якубов, который этим летом презентовал новый фирменный стиль ЦПКиО. Существенным штрихом в имидже парка стало официальное изменение его названия на привычное «Парк Маяковского».

— У нас было несколько ключевых моментов, которые хотелось затронуть в ребрендинге. В том числе сохранение исторического наследия, потому что парк был образован в Советском Союзе и игнорировать этот факт было бы глупо, и уход от аббревиатуры. Помню, как в детстве я стояла на остановке вместе с мамой и спрашивала: «А что такое ЦПКиО? Что это вообще за слово?». Мне кажется, что центральный парк города не может быть просто аббревиатурой. Более того, огромное количество людей называло и называет его «Парком Маяковского», поэтому мы пришли к выводу, что настало время вернуть в сознание горожан это красивое и достойное название, — говорит Кейльман.

Директор парка Маяковского Екатерина Кейльман

Новый логотип парка на тележке с горячей кукурузой

Фирменный стиль парка только начинает обретать место на его территории. Увидеть новый логотип сейчас можно только на прилавках в зоне фуд-корта — еще одной важной части модернизации парка. Торговать навынос этим летом здесь начали знакомые горожанам рестораны — Bukowski Grill, Subway, «Есть Хинкали», «ЧаЩа» и другие. Помимо этого, с территории ЦПКиО пропали киоски и баннеры, а зооуголок прямо сейчас переделывают в городскую ферму «Морковкино».

— Надеюсь, что тот этап, который парк переживает прямо сейчас, в будущем могли бы назвать его «новой жизнью». Хотелось бы, чтобы люди глобально изменили свое отношение к этому месту, чтобы закончилась эпоха негатива. Много шума было вокруг излишней патриотичности. Для меня это в первую очередь парк «культуры и отдыха», и мне хочется, чтобы акцент был на именно этих двух понятиях. Чтобы место было комфортной городской средой, — говорит новый директор парка.

Состояние парка и экология

По мнению Екатерины Кейльман, над парком в последнее время нависло огромное облако негатива, при том что многие люди либо давно не посещали это место, либо еще не были здесь. Но сам по себе парк со всеми его недостатками и пережитками прошлого ценнен прежде всего сосновым бором, с которого и началась его история. Фактически территория парка занимает более 90 гектар, из которых около 70 гектар — лесной массив. 

Новому руководству ЦПКиО предстоит многолетняя работа над ухоженностью лесопарковой зоны

— Когда я взглянула на парк, то поняла, что природная составляющая этого места замечательная. А это, на мой взгляд, — главное, что должно быть в парке. Что касается ухоженности — предстоит огромная работа по преображению лесопарковой зоны, которая, наверное, займет годы. Недавно на этапе разработки концепции мы проводили исследование и выяснили, что состояние экологической системы парка очень хорошее — и лягушки, и множество видов птиц, и подлесок в порядке. Это отличная база для того, чтобы работать дальше. И на самом деле, не все так плохо, просто нужна качественная генеральная уборка, которую мы уже начали, — рассказывает Екатерина Кейльман.

Еще одна задача новой команды парка — сделать так, чтобы ЦПКиО стал местом диалога об экологии и бережливом отношении к окружающему миру и планете. 

— Это мой личный приоритет. Хочется, чтобы это стало важной частью жизни парка. Мы обладаем огромным потенциалом, и, учитывая посещаемость, особенно количество детей, которые приходят к нам, думаю, что парк должен стать местом, где мы будем говорить на эти темы. Потому что где, как не здесь? — заключает Кейльман.

Многие обвиняют нового директора в «хипстерской позиции». Возможно, пока нововведения действительно откликаются больше у молодой аудитории — например, старшее поколение увидело в фирменном стиле парка возвращение в советское прошлое. Но команда парка надеется сделать ЦПКиО таким, чтобы «каждый нашел в этом месте то, что давно искал в черте города».

В будущем парк может измениться еще более глобально — в 2019 году мэрия согласовала масштабный проект благоустройства парка Маяковского, который был разрабатывало русско-голландское бюро Svesmi для строительной компании Ascon Group. По задумке, парк должен разделиться на несколько зон — речную, лесную, территорию луга и партерного парка. Архитекторы предложили вновь обновить входную группу, а также разделить потоки велосипедистов, пешеходов и матерей с колясками и практически полностью отказаться от асфальта в оформлении дорожек парка. Помимо прочего, в парке планируют оформить пространства для кинопоказов, лекций, концертов, а также установить мостовой кран, который напоминал бы об индустриальном прошлом Урала. 

Уже были проведены общественные обсуждения с десятком круглых столов, которые объединили разные группы горожан. Однако пока проект не получил развития и дальнейшие сроки его реализации неизвестны. Но город пока не отказывается от глобальных планов, поэтому, вполне возможно, что парк снова скоро изменится.

Благодарим за помощь в создании материала Екатерину Кейльман, сообщество «Парковый район»; Валерия Шестакова.

Источники: Евгений Рабинович «Центральный парк культуры и отдыха им. В. В. Маяковского», издательство TATLIN; Кухер К. «Парк Горького: Культура досуга в сталинскую эпоху».

Фотографии: исторические снимки парка в разные годы — 1723.ru; входная группа с портретом В. Маяковского — «Нескучная библиотека»; «Ноги Ильича» — «Парковый район»; военные памятники в парке — Маша Заневская/IMC; современные фото парка — Марина Молдавская/IMC.

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.