Как строили микрорайон Ботанический и чем он живет сегодняБотанический микрорайон довольно маленький, но плотность населения здесь самая высокая в городе: на 2 кв. км здесь приходится 40 000 человек. Район молод. Несмотря на попытки застроить его в 1970-х, первые дома появились только под конец советской власти — в 1989 году. В новом выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс» поговорим о том, каким образом появилась Ботаника и как здесь живется музыканту и диджею Владу Кистнеру.
18+

«У нас на районе есть культовые места»

Как строили микрорайон Ботанический и чем он живет сегодня

Районы
26 Февраля, 14:00
Автор: Полина Экман
Фото: Марина Молдавская

Партнер проекта

Ботанический микрорайон довольно маленький, но плотность населения здесь самая высокая в городе: на 2 кв. км здесь приходится 40 000 человек. Район молод. Несмотря на попытки застроить его в 1970-х, первые дома появились только под конец советской власти — в 1989 году. В новом выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс» поговорим о том, каким образом появилась Ботаника и как здесь живется музыканту и диджею Владу Кистнеру.

История микрорайона

Все началось с Ботанического сада

Именно Ботанический сад УрО РАН дал название жилому микрорайону. Он был основан в 1936 году за мельницей Борчанинова-Первушина, ближе к улице Азина. После смерти директора и научного руководителя в 1937 году саду выделили новую площадку по улице 8 Марта, за перекрестком с улицей Южная. Изначально его площадь была 123 гектара, но уже к 1958 году она сократилась до 50 гектаров. В военное время здесь выращивали простые овощи, например, картофель и капусту. А ученые, которые эмигрировали в Свердловск, стали искать на территории Урала лекарственные растения и культивировать их. В то время такими растениями являлись не только различные травы, но и табак: считалось, что именно он помогает лечить легкие. 

Ботанический сад на улице Азина в 1930-е годы, до переноса в южную часть города. На дальнем плане виднеется здание мельницы

Сад как школа

В 1980-е в Ботаническом саду открыли новый павильон

Свердловский Ботанический сад был отличной школой для многих ученых. Так, одна из главных улиц микрорайона именована в честь академика Станислава Семеновича Шварца. Он является одним из основоположников крыла популяционной и эволюционной экологии, в 1964 году его силами Институт биологии был преобразован в Институт экологии растений и животных, который впоследствии стал ведущим учреждением этого профиля в СССР. В 1947 году была построена первая оранжерея, и с тех пор на территории сада ведется активная деятельность по изучению и выведению новых видов растений. В 1959 году научный руководитель Нил Алексеевич Коновалов вывел уральский серебристый пирамидальный тополь. Он морозоустойчив и не дает пуха, как остальные виды тополей. Его можно найти, например, на Эльмаше.

Павильон Ботанического сада сохранился сегодня практически в неизменном виде

Что в саду сегодня?

Несмотря на то, что цель существования сада всегда была научной, на протяжении всего советского времени постоянно менялись организации, к которым он относился. Только в 1998 году Ботанический сад выделился в самостоятельное научно-исследовательское учреждение. Для жителей сад доступен как парк, в котором можно гулять, кормить синиц и белок. Вход все еще свободный, но уже некоторое время ведутся разговоры о том, чтобы сделать его платным. Единственный недостаток — Ботанический сад работает только в будние дни.

Современный Ботанический сад зимой

Помимо уличной экспозиции, можно посетить оранжерею, музей, а летом проводятся орнитологические экскурсии, где группы отправляются на поиски интересных птиц. На экскурсии надо записываться заранее, просто так попасть не получится. Если у вас есть личный участок или желание разводить комнатные цветы, то посетить сад тоже будет полезно. Там не только можно приобрести растения, но и выслушать подробную информацию и вообще получить ответ почти на любой вопрос, связанный с растениеводством.

По правую сторону цветы, по левую — самолеты

Здание аэровокзала в 1950-е

До начала образования жилого района на месте Ботаники, ближе к горе Уктус, появился аэропорт. Общество добровольного воздушного флота «Добролет» создало на этом месте посадочную площадку, позднее преобразованную в Свердловскую авиастанцию. Из аэропорта улететь можно было в Нижний Тагил, Ивдель, Серов, Ирбит, Красноуфимск и Тюмень. К 1978 году самолеты Ан-2 ежедневно совершали 55 рейсов в ближайшие населенные пункты. А строение на Белинского, 246 (единственное, что сегодня служит напоминанием об аэропорте), было построено в 1937 году с симметричными колоннами, в типичном для сталинского времени стиле. В 1985 году аэропорт переместился в Арамиль, но с 2013 года он закрыт.

Аэропорт — пустырь — автовокзал 

В здании бывшего аэровокзала до недавнего времени располагалось уральское территориальное управление Росавиации, пока в 2016 году на этом месте не было принято решение строить новый автовокзал. Ради будущего вокзала уже снесен завод гражданской авиации и несколько жилых домов по улице Белинского, то же ждет и здание аэровокзала. Общественники попросили признать здание памятником архитектуры, но эксперты нескольких организаций решили, что для этого нет оснований. Так что в течение 2020 года здание ждет снос.

Сейчас здание аэровокзала готовится ко сносу. На его месте построят большой автовокзал

Жилой микрорайон. Начало

Но вернемся к истокам. Ботанический, один из самых компактных и молодых микрорайонов в городе, был запроектирован в генплане Свердловска еще в 1972 году, хотя застраивать жилыми домами его начали только в 1986-м. В то время на территории протекала река Черемшанка, одна из самых длинных в городе, которая сейчас находится под землей. Границы у Ботанического микрорайона довольно яркие и четкие. Вопросы: «Это еще Ботаника?» возникают редко. Так, северная граница — улица Юлиуса Фучика, с юга район заканчивается объездной автомагистралью, с запада — 8 Марта, а с востока — улицей Белинского. 

В 1989 году были сданы первые два дома на улице 8 Марта: 185/1 и 185/4. Остальная часть была застроена 10- и 16-этажными домами улучшенной планировки уже в 1990-е, после развала Советского Союза.

Дворы на улице Крестинского, 27 и 31 в 1990-е годы

Ботаника — микрорайон без производственных предприятий, классический «спальник». Здесь много бульваров, пешеходные — Тбилисский и Малахова, есть еще и проезжий — Самоцветный. Район спроектирован так, что большая часть инфраструктуры сосредоточена во дворах, а автомобильных дорог здесь мало. Во времена строительства Ботаники в Екатеринбурге не было столько машин, поэтому о парковке не думали. Сейчас в «старых» домах жители испытывают большие трудности с тем, где оставить машину. Из-за высокого спроса на жилье, упор делали на жилые здания, инфраструктура стала появляться довольно поздно, так что раньше здесь не хватало школ и поликлиник. Но этот вопрос был решен в 2000-е. 

«Дирижабль» как напоминание об авиационном прошлом

В 2001 году открылся торговый центр «Дирижабль», расположившийся в центре бывшего аэропорта, что и повлияло на выбор названия. Изначально, еще в 1990-х, он проектировался как быстровозводимый крытый рыночный павильон, без отопления, с прозрачной полимерной крышей. Но деньги на проект не нашли, поэтому металлические конструкции стояли без дела несколько лет. На рубеже веков проект пересмотрели и решили создать гипермаркет площадью 32,5 тыс. метров, с использованием уже существующих металлоконструкций. На тот момент это был первый торговый центр не только в микрорайоне, но и во всем городе. 

Современный Ботанический — глазами его жителя

О том, как живется в микрорайоне Ботаническом сегодня, расскажет музыкант и диджей Влад Кистнер. Он живет здесь с детства, сменил уже три квартиры и считает, что это лучший район за пределами центра.

Музыкант и диджей Влад Кистнер

Почему именно Ботаника?

— Когда мне было два года, мы с родителями переехали сюда из Сургута. Дом построили в 1994 году, и где-то в 1998 году мы туда заехали. В третьем классе родители перевели меня во гимназию № 2, и с тех пор я в основном тусовался в центре. Мы переезжали ненадолго из-за ремонта, тоже в пределах Ботаники. Потом уже я жил на Родонитовой со своей девушкой, в стороне старой суперспальной окраины района, там, где все школы и детские сады. Каждый раз так складывалось, что все места, где я жил в Екатеринбурге, были здесь, на родной Ботанике. 

Атмосфера

— У нас есть самый смешной торговый центр в мире — «Дирижабль». Он такой — домашний, туда можно зайти положить деньги на карточку. Хайлайт безвкусия России в целом: желто-синяя крыша со странными сводами. Вы зайдете туда и будете смеяться. Зачем вообще рассказывать смешные истории, когда есть торговый город «Дирижабль»?  Там фотки баскетболистов до сих пор висят из 1990-х. Как я помню их, когда мне было пять лет, — захожу сегодня, и все еще они висят. Если хочешь словить ностальгию, то можно отправиться сюда.

Торговый центр «Дирижабль»

Есть две классные аллеи, которые прерываются улицей Родонитовой, теперь еще в зоне отдыха между гипермаркетом «О’кей» и ТЦ «Ботаника Молл» тоже приятно гулять. Еще возле школы № 185 открыли классный стадион, там искусственное покрытие. Мне нравится передвигаться по району, потому что путь из точки А в точку Б очень короткий и требует мало времени. Сейчас, как мне кажется, очень сильно выигрывает улица Юлиуса Фучика, она находится уже на границе с Южным микрорайоном. С тех пор как ее освоили и застроили, можно выделить три магистрали района — Шварца, Фучика и Родонитовая.

Аллея для прогулок между «О’кей» и ТЦ «Ботаника Молл»

Очень нравится, что у нас на районе есть культовые места. Например, Ботанический сад. Правда, я был там всего один раз, снимал обложку для своего невышедшего EP. В саду невероятно красиво, особенно в большой оранжерее. Да и обложка крутая получилась. Еще здесь раньше располагался аэропорт. Вообще, сам факт того, что он раньше тут находился, немного шокирует. Было бы круто создать музей авиации, например, тем более рядом станция «Чкаловская», можно все красиво соединить. Жаль, что из-за строительства автовокзала этого не случится. 

Инфраструктура 

— Это место стало гейм-чейнджером, когда здесь появилось метро. Мне две минуты идти до «Ботанической» — безумно удобно. Конечно, время в пути зависит от места жительства, но из любого конца района до станции пешком максимум 15 минут. Здесь вообще есть весь транспорт: троллейбус, провели трамвай до Юлиуса Фучика, маршрутки, но удобнее всего, конечно, метро. Помню, как открыли в конце 2011 года «Ботаническую», и я вообще перестал пользоваться другим транспортом, даже такси и машина стали не очень нужны. Тем более у нас с парковками очень плохо — все самые худшие определения я бы применил к качеству свободных машиномест. Но исключая этот недостаток, район суперклассный и комфортный, не считая, наверное, центра. 

Один из выходов станции метро «Ботаническая» у «Дирижабля»

Я еще много времени провожу на Уктусе, там тоже хорошо, но на Ботанике в разы удобнее. Из магазинов мне нравится «О’кей», еще есть «Яблоко», самый дешевый из приятных продуктовых. Поликлиника есть новая, ее построили около 10 лет назад, удобная. Ботаника, очень комфортна для семей, тут не так шумно, как в центре. Есть места для прогулок и вся инфраструктура присутствует. В целом, микрорайон выглядит опрятно, чувствуется благополучие. Намного лучше, чем было даже пять лет назад.

История

— У меня была культура прогулок на районе с друзьями где-то лет до 13. Здесь есть садик, раньше он был заброшенным, в детстве мы там тусовались. Меня поражает, что в этом месте, где я столько всего ужасного видел, там и шприцы валялись, какие-то непонятные типы ходили, теперь нормальный детский сад. Здесь еще возле «Дирижабля» кальяно-шаурмечная тусовка, парни тачки занижают и дрифтуют. Там веселье каждые выходные — кальянчик, куча забегаловок с шаурмой у них под боком. Бывает, идешь с метро, встречаешь старых друзей, машешь им, здороваешься.

Когда я был мелким, мы с друзьями пытались заниматься паркуром и граффити. В начале 2010-х возле школы № 180 построили первый скейтпарк в Екатеринбурге. Я уже тогда реже стал катать, но это было очень важно для района. Весь мой двор всегда был исписан тегами. Ребята круто рисовали, а я все-таки плохо. Здесь же еще фестиваль «Snickers Урбания» проводили, я хоть и не ходил, но это сильно повлияло на меня, да я думаю до сих пор влияет вся эта стрит тема. У нас тут паркурщиками были абсолютно все, мы как отлетевшие этим занимались, даже видео снимали, монтировали. На Ботанике почти в каждом дворе есть будки с электрощитками, мы тоже их все излазили. 

В настоящий момент у «Атомстройкомплекса» нет проектов в Ботаническом районе. Однако покупателей могут заинтересовать дома, строящиеся по соседству: это третья башня комплекса «Чемпион Парк» близ ЦПКиО, Живой квартал LIVE в районе автовокзала и «Весна» на Вторчермете. Читайте истории этих районов в предыдущих публикациях на сайте IMC.

Благодарим за помощь в создании материала музей Ботанического сада

Фото: 1723.ru; Марина Молдавская / IMC.

Партнерский материал

Партнер проекта

Реклама

Реклама