Что посмотреть на новой выставке «МООЕ» об Уральском океане и Пермском мореВ Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка, посвященная древнейшему периоду развития Земли — от становления до палеозоя. Название «Моое» — это то же «море», где нижняя часть буквы «р» стерлась, как исчезают природные элементы со временем. Часть выставки посвящена Уральскому океану и Пермскому морю, которых уже давно не существует. It’s My City поговорил с соавтором выставки фотографом Натальей Подуновой и узнал, почему они вместе с художницей Анастасией Ростовой решили погрузить Екатеринбург и… на дно морское.
18+

Город на дне морском

Что посмотреть на новой выставке «МООЕ» об Уральском океане и Пермском море

13 Февраля, 12:18
Автор: Диана Кучина
Фото: Игорь Брук

В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка, посвященная древнейшему периоду развития Земли — от становления до палеозоя. Название «Моое» — это то же «море», где нижняя часть буквы «р» стерлась, как исчезают природные элементы со временем. Часть выставки посвящена Уральскому океану и Пермскому морю, которых уже давно не существует. It’s My City поговорил с соавтором выставки фотографом Натальей Подуновой и узнал, почему они вместе с художницей Анастасией Ростовой решили погрузить Екатеринбург и… на дно морское.

Экспозиция делится на несколько пространств, которые взаимодействуют между собой и помогают понять, как уживается современный мир на фундаменте древнего. 

Первая часть выставки — документальная. Это уникальные артефакты, которые авторам экспозиции предоставил Красноуфимский краеведческий музей. За стеклом можно увидеть окаменелости трилобитов, аммонитов, мшанок, брахиопод, морских ежей и прочих обитателей существовавшего на месте Уральских гор древнего океана. Только подумать, им больше 300-500 млн лет. Узнать о том, как эволюционировали эти организмы и что происходило с Уральским океаном можно в лабиринте шелковых полотен, на которые нанесены отрывки научных текстов с историей и этапами эволюции Земли.

Эффект погружения на морское дно обеспечивает саунд-арт композиция Татьяны Зобниной «Уральский океан». Прогулка по выставке сопровождается шумом волн, которые плещутся на мультимедийном экране, и голубым освещением. Только океан здесь звучит непривычно. На самом деле, алгоритм соединяет звуки, напоминающие то звуки автострады, то пение цикад, сгенерированные двумя нейронными сетями из записей шума Тихого океана. 

Это соединение древней эпохи и современности, когда на месте океана и моря выросли горы и города, отчетливо прослеживается и во второй части экспозиции — фотовыставке. Екатеринбургский фотограф Наталья Подунова и художница Анастасия Ростова впустили медуз среди берез, погрузили витрины магазинов под воду и поселили корраллы среди высоток. Такая идея пришла к Подуновой еще в 2010 году. От замысла до реализации прошло четыре года.

— Мы ехали в Кунгур. Это очень знаменательно, потому что есть в истории «Кунгурский век» (ярус пермской системы — последнего геологического периода палеозойской эры — прим.ред.). Ехали вчетвером, с детьми, я им читала энциклопедию «Урал. Кладовая земли», и там была глава, посвященная тому, что на Урале 300 млн лет назад было море. Расписано, кто тут жил, и все. А потом сразу к Пугачеву. Раз — и перескочили. Я думаю, интересно, а как это вообще могло произойти — березы и море? Мысль я носила, рассуждала, информации нет, а где взять — не знаю, — рассказывает Подунова.

Фотограф решила начать развивать заинтересовавшую ее тему с визуализации главной идеи — совместить древность и современность. Сначала она нашла художницу Анастасию Ростову, которая согласилась принять участие в проекте. Вместе они начали искать информацию, экспертов, палеонтологов. Ездили на раскопки, например, акульих зуб в Камышловский район, где познакомились с доктором геолого-минералогических наук Сергеем Наугольных. Он стал консультантом проекта — рекомендовал литературу, смотрел первые эскизы будущей экспозиции.

Фотограф и куратор выставки Наталья Подунова

Фотографии снимали с помощью специального объектива — монокля. На получившиеся снимки улиц, полей и городских объектов Анастасия Ростова методом коллажирования наложила изображения древних обитателей океана и Пермского моря. Получившиеся работы создают эффект оптического обмана. На них можно увидеть, как балерины театра «Урал Опера Балет» танцуют на морском дне, у мужчин, гуляющих в центре города, вместе позвоночника — древнее морское существо палеозоя трелобит, а гранитные шары на набережной облеплены корраллами.

— Монокль мной был выбран, когда мы были в поиске техники и стилистики, пытались утопить город в коллаже — но это оказалось однообразно, скучно. Когда смотрели на фотографии подводного мира, увидели, что светонепроницаемость у них другая. Свет не такой яркий, особенно, когда ты погружаешься глубже. Монокль дает ощущение, что ты под водой, хотя ты снимаешь над водой. Если снимать в солнечный день — фотография получается контрастная, в пасмурный — мутная. Сохраняется стилистика и передача атмосферы, — поясняет Наталья Подунова.

Работы были сделаны в разных уральских городах. На получившихся коллажах можно увидеть Пермь, где на площади стоит несуществующих в реальности памятник эстеминозуху — символу «пермского периода», который был обнаружен только на этой территории. На площадь Красноуфимска авторы выставки поместили геликопрелион — существо, которое ученые обнаружили на территории этого города. Белую башню в Екатеринбурге превратили в маяк, погруженный в морскую воду, а Башню Исеть и Ельцин Центр превратили в «черных курильщиков» — так называются гидротермальные источники, которые обычно выбрасывают в океан воду черного цвета. В природе вокруг них живет в 56 раз больше живности, чем в любом другом месте, как и в центре города. Такая получилась параллель с реальным миром.

Идем дальше. Видим березы в медузах и странные белые пятна разной формы. Это свалка возле Лесного кладбища. Наталья Подунова раскрывает секрет пятен — оказывается, это мусорные пакеты, застрявшие в ветках деревьев.

— У монокля есть такая особенность — растворять мусор. Сколько я не пыталась сфотографировать мусор в монокле — никто не узнает, — объясняет фотограф.

Башню Исеть и Ельцин Центр превратились в «черных курильщиков»

Медузы на свалке возле Лесного кладбища

Еще одна примечательная фотография — запечатленный взрыв телебашни. В этой работе авторы выставки отразили «Пермское вымирание» — ключевой момент в истории Земли, когда вымерло очень много организмов. По словам Натальи Подуновой, это случилось быстро, как и в случае со сносом телебашни.

Еще одна часть экспозиции — фотограммы, выложенные в хаотичном порядке на центральных столах под стеклом. Это изображения-отпечатки, сделанные без фотоаппарата на светочувствительной бумаге. На них запечатлены уже современные артефакты. Например, бутылка от Coca-Cola, расческа и другие объекты, которые, по мнению фотографа, станут артефактами нашего времени.  

Фотограммы с артефактами современности

Интерактивная карта Иэна Вебстера

Завершается выставка виртуальной интерактивной картой американского художника Иэна Вебстера. Он визуализировал данные для NASA, SETI и прочих частных компаний. Посетители выставки могут задать период, географическую точку (даже Екатеринбург) и увидеть, как выглядела Земля сотни миллионов лет назад.

Выставка проработает до 22 марта. Посетить ее могут взрослые и маленькие горожане от 6 лет.

Фотографии: Игорь Брук; Наталья Подунова.

Реклама

Реклама