Как строили микрорайон Южный и чем он живет сегодняМикрорайон Южный — наверное, самая неопределенная локация города. Застраивать многоэтажками его начали недавно, и у екатеринбуржцев периодически возникает вопрос: «Это уже район или прилегающая местность к другим?» Здесь кипит жизнь, всегда много людей, активно строятся дома — рождается совершенно новая территория недалеко от центра города. И это место имеет свою историю. В новом выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс», где мы рассказываем об истории районов Екатеринбурга и их современной жизни со слов местных жителей, поговорим о том, каким образом появился Южный микрорайон и как в нем живется Артему Звереву.
18+

Цыганская площадь, метро и буйство новостроек

Как строили микрорайон Южный и чем он живет сегодня

Районы
31 Января, 15:00
Автор: Полина Экман
Фото: Марина Молдавская

Партнер проекта

Микрорайон Южный — наверное, самая неопределенная локация города. Застраивать многоэтажками его начали недавно, и у екатеринбуржцев периодически возникает вопрос: «Это уже район или прилегающая местность к другим?» Здесь кипит жизнь, всегда много людей, активно строятся дома — рождается совершенно новая территория недалеко от центра города. И это место имеет свою историю. В новом выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс», где мы рассказываем об истории районов Екатеринбурга и их современной жизни со слов местных жителей, поговорим о том, каким образом появился Южный микрорайон и как в нем живется Артему Звереву.

История микрорайона

Южная окраина 

В конце XIX века Екатеринбург на юге ограничивался семью Загородными улицами — Загородная № 1, Загородная № 2 и так далее. Сегодня мы их знаем как Фурманова, Фрунзе, Шмидта, Щорса, Циолковского и Авиационная. За их пределами тогда строились скотобойни и другие предприятия, от которых распространялся довольно специфический неприятный запах. Павел Бажов в своей книге «Дальнее — близкое» вспоминал Екатеринбург того времени так: «Так вот какой город! Пыли шапка, на подъезде стошнить может и в людях не разберешься». Вероятно, поэтому микрорайоны Ботанический и Вторчермет, который затем вместе с Южным войдут в состав большого Чкаловского района, здесь начали застраивать значительно позже. Просто расселяться и осваивать прилегавшие к душным предприятиям районы у горожан особого желания не было. 

Но это не значит, что здесь совсем никто не жил. В южных кварталах в основном проживали мещане, которые занимались различными ремеслами. А еще здесь располагались кабаки. Люди, посещавшие их, не всегда были приятными. Встречались среди них воры и убийцы.

Сама территория отличалась от сегодняшнего ее вида прежде всего границами перечисленных выше улиц. Они начинались у берегов Исети, а заканчивались на пересечении с нынешней улицей Московской. Кстати, долгое время она застраивалась только с восточной стороны, означавшей западную границу Екатеринбурга.

Появление первого трамвайного депо

В квартале Фрунзе — Степана Разина — Отто Шмидта — Чайковского в 1880-е годы располагалась Цыганская площадь, где хорошо была развита торговля, работал рынок лошадей и конской упряжи. Уже в следующем веке на территории площади построили первое в городе трамвайное депо (ныне Южное). Из газет известно, что оно открылось в 1929 году митингом, посвященным старту трамвайного движения в городе.

Календарь-справочник Свердловской области 1969 года. Заметка по поводу пуска первого трамвая

История появления трамвая в Екатеринбурге долгая, она начинается в 1896 году. В городе велись очень долгие обсуждения того, где будут проходить линии, но сначала была проблема с финансированием. Позже появление электротранспорта отсрочила Первая мировая война, следом и Гражданская. Поэтому первый трамвай пошел только в Свердловске 7 ноября 1929 года. К слову, в Москве электротранспорт был пущен в 1899 году, а в Санкт-Петербурге — в 1907 году. 

Построенная всего за полгода линия длиной 12 километров простиралась от Железнодорожного вокзала до Южного депо. Только транспорт в то время двигался по непривычным для нас улицам, например, по Якова Свердлова, Толмачева и другим. Первые трамваи серии «Х» пришли к нам из Мытищ, и отопления в них не было, а согревались в то время раскаленными кирпичами. Теплые вагоны в Свердловск прибыли только в 1960-х. 

Обо всем этом сегодня рассказывают уже в музее истории развития ЕМУП «ТТУ», который сегодня располагается на территории Южного депо. Здесь можно посмотреть на старые трамваи и узнать все про транспорт в Екатеринбурге.

К депо добавился Автовокзал

Здание костела Святой Анны на улице Малышева

Трамвайное депо стало важным объектом в становлении Южного микрорайона, но была еще одна веха — появление Автовокзала. 

В 1934 году пространство для первого автовокзала было организовано в нестандартном месте — в бывшем католическом костеле Святой Анны. Он находился в историческом центре города на улице Малышева, напротив Центральной гостиницы. Помимо вокзала в здании расположились детский сад и библиотека, но в начале 1960-х костел снесли. В 1960 году автобусная станция переехала на перекресток улиц Щорса и 8 Марта, а новое модернистское здание вокзал получил только в 1979 году. Автовокзал существует здесь и сегодня, он является доминантой всего района, но скоро его перенесут на Ботанику. Он превратится в часть крупного транспортно-пересадочного узла рядом с метро. 

Первое здание Южного автовокзала на пересечении улиц Щорса и 8 марта в 1960-е

Современное здание Южного автовокзала пропадает в тоннах баннеров и киосков вокруг

Цыганский поселок

Сейчас неподалеку от Автовокзала можно увидеть маленький кусочек Цыганского поселка, который скоро будет застроен многоэтажными зданиями. Почему он «цыганский», точно не известно, но есть предположение, что название пришло от Цыганской площади, которую во время строительства трамвайного депо переселили сюда. Преимущественно здесь находилось частное одноэтажное строительство, которое в 1980-х ярко контрастировало с типовым строительством. В облагороженный парк с поселка ходили пастись коровы, а жители набирали воду на колонке. 

Вид на Цыганский поселок с высоток, 1980-е

В 1990-е, по словам местных, цыган здесь было не так уж много, но с поселком связано множество криминальных историй. Здесь активно торговали наркотиками, в поселке росли «дворцы» из красного кирпича, а на улицах выстраивались очереди наркоманов (об этом, в частности, в книге «Город без наркотиков» подробно рассказывает Евгений Ройзман). Сегодня уличная торговля наркотиками ушла в прошлое, часть частных домов снесена, а цыганские семьи переселились ближе к торговому центру «Радуга-Парк». Все оставшиеся дома ждет снос, а к 2021 году уже появится новый благоустроенный квартал.

Вид на остатки Цыганского поселка, которые совсем скоро ждет снос

Метро, которое изменило все

Архитектором здания был А.В. Асташкин, сооружение выполнено в стиле советского модернизма

От 1990-х — к нулевым. В 2002 году после открытия станции «Геологическая» началось сооружение «Чкаловской» и «Ботанической», которое затянулось на девять лет. Причем «Чкаловская» была открыта на восемь месяцев позже, несмотря на то, что находится ближе к центру. Все дело в Петербургском эскалаторном заводе, который задержал сроки поставки. Станция была открыта только в июле 2012 года. 

Именно метро дало начало стремительному многоэтажному строительству окончательному оформлению микрорайона, который сейчас граничит с Ботаническим микрорайоном на юге города, Юго-Западным — на западе, Парковым — на востоке и ЦПКиО им. Маяковского — на севере. Каждый год здесь вырастает новый многоэтажный дом, постепенно рождаются целые кварталы.

За входом в метро виднеется здание вычислительного центра, построенное в начале 1980-х. Сегодня там находится Центробанк

Современный Южный — глазами его жителя

О том, как живется в микрорайоне Южный сегодня, расскажет промоутер и менеджер группы RSAC Артем Зверев. Он живет здесь уже больше пяти лет и ему все нравится. 

Артем Зверев

Почему именно Южный?

— Место отличное. Когда выбирали с родителями квартиру, положили глаз на район Автовокзала. Мои родители живут в пределах Южного кольца, а родственники на Вторчермете. На мой взгляд, это самая компактная в городе застройка, не считая Академического, конечно, но он очень далеко, а тут центр рядом. Доехать можно за 10-15 минут. Если Вторчермет, да и многие другие районы — это сплошная, убивающая пробка, то здесь этого нет, потому что подъехать к Автовокзалу можно и с Московской, и с Щорса, и с 8 Марта. Я не люблю тратить время на все это, поэтому мой распорядок дня так устроен, что избегаю пробки утром и вечером. 

Инфраструктура

— Здесь я близко не только к центру, но и ко всему, что мне нужно. Мне кажется, что все дороги, которые есть в нашем городе, так или иначе соприкасаются с этим местом. Недалеко объездная, с которой можно куда угодно выехать. Например, до аэропорта ехать 15 минут, москвичи вообще этого не поймут. А меня и правда это спасало, ведь раньше я встречал артистов и не тратил время на дорогу. Здесь же и метро, и трамвайное депо недалеко, в общем, любой транспорт. В Екатеринбурге редко бывает, чтобы все совпало, ведь у нас всего одна ветка метро. 

У меня под боком находится торговый центр, хоть он и районного масштаба, но мне там нравится, особенно кинотеатр. В комфорт-зале кожаные сидения со столиками, я считаю, что это лучший зал в городе. В «Мегаполисе» есть хороший фудкорт и необходимые магазины. Еще расположена галерея торговых точек по 8 Марта в сторону Ботаники, из всех меня интересуют две: супермаркет «Перекресток», а на противоположной стороне «Елисеевский» — почти элитный гастроном, цены там разительно отличаются, но кухня лучше, чем в первом магазине. 

За утонувшем в вывесках “Мегаполисе” виднеется недостроенный паркинг, проблема с парковкой возле ТЦ и автовокзала так и осталась нерешенной

Еще у нас есть вездесущие и пока еще бесполезные велодорожки. Бесполезные, потому что разбросаны кусками, не имеют какого-то единого маршрута и ведут в никуда. Со временем в этом районе может возникнуть проблема Ботаники — проблема паркинга. Поскольку стоимость жилья тут чуть выше, чем в других микрорайонах, купить паркинг себе не все могут позволить. А снимать не всегда удобно: сегодня сдают, а завтра нет. Во дворах не везде можно ставить машины, что хорошо, поэтому, надеюсь, что построят большую парковку, чтобы решить эту надвигающуюся проблему. Еще мне нравится, что жилье здесь — выгодное вложение, потому что цена только растет. 

Атмосфера

— Я помню, что в конце 1990-х на Южном автовокзале ничего не было, кроме него самого и гимназии № 39. И это было странно. Ботаника и Вторчермет отрезаны от города какими-то пустырями, а цивилизация начиналась с улицы Щорса, там уже до центра начинается плотная застройка. И где-то в начале 2010-х этот кусок начали обживать. Мне нравится, что это новый район, где был какой-то план, а не как в 1990-е, когда точечно появлялись красные кирпичные дома. Конечно, это совсем новая территория, чтобы она выглядела законченной и полностью интегрировалась в город, нужно освоить площадь от улицы Авиационной до Ботанического сада. 

Мне нравится, что напротив моего дома есть садик и 39-я французская гимназия. Недавно ее отремонтировали — это хорошо, потому что не каждая школа может похвастаться таким хорошим стадионом, беговой дорожкой. Я бы не сказал, что на районе где-то можно погулять. Везде каменные джунгли, парков нет, хотя обещают открыть один на месте вещевого рынка. Я видел там какие-то павильоны и растения, но, видимо, работы еще не закончены. До Ботанического сада ходить можно, но не очень удобно, этому парку скоро будет не хватать входов с северной и западной сторон. Недалеко есть Зеленая роща, хотя и этот парк пока благоустраивают.

Артем Зверев на мотоцикле недалеко от своего дома

Мне нравится, что наш район упакован всем, что только хочешь и к такому комфорту быстро привыкаешь. Даже если бы я решил расширить жилплощадь, то купил бы квартиру в этом же доме. Район кайфовый, здесь много классных людей живет, например, Динара Кексина из ивент-агентства Red Pepper. Как ни странно, я бы не сказал, что здесь можно что-то особенное вспомнить. Но в этом есть большие плюсы. Здесь ровная жизнь, каких-то войн с ТСЖ нет, мамы с колясками гуляют, велосипедисты катаются, ничего не происходит, и это хорошо.

Район Автовокзала — один из самых быстрорастущих в Екатеринбурге. Здесь появляется множество интересных проектов, и один из них — живой квартал LIVE, который компания «Атомстройкомплекс» возводит на пересечении улиц Московская и Циолковского.

Отличительная черта проекта — его философия: здесь соседи будут знать друг друга, а коммунальный сервис выведут на ресепшн и в удобное мобильное приложение. Во свободном от машин дворе квартала расположится парк с обилием зелени, ландшафтным дизайном и детскими площадками, а в домах появится соседский центр и бесплатный спортзал для резидентов.

Уже сейчас для будущих жильцов LIVE запущен пилотный проект «СОСЕДИ». Это своеобразная социальная сеть, благодаря которой покупатели могут увидеть, кто уже купил квартиру в доме, и выбрать жильё рядом с подходящими по духу и увлечениям людьми.

Первые дома живого квартала будут сданы к октябрю 2021 года, и их белоснежный фасад со скруглёнными углами станет одной из новых визитных карточек района.

Фото: 1723.ru; Артем Зверев, Марина Молдавская / IMC; «Атомстройкомплекс».

Партнерский материал

Партнер проекта