Как в Екатеринбурге прошел последний «Старый Новый Рок». Репортаж IMCВ минувший понедельник, 13 января, в Ельцин Центре завершился последний «Старый Новый Рок». Фестиваль с двадцатилетней историей вновь собрал тысячи зрителей, а также десятки известных и только начинающих музыкантов. В репортаже IMC рассказываем, как менялся «СНР» на протяжении своих лет для организаторов и зрителей, а также что останется после него. 
18+

«Поднимем фонарики за тех, кто в течение 20 лет делал этот фестиваль»

Как в Екатеринбурге прошел последний «Старый Новый Рок». Репортаж IMC

14 Января, 09:06
Автор: Михаил Волокитин
Фото: Марина Молдавская

В минувший понедельник, 13 января, в Ельцин Центре завершился последний «Старый Новый Рок». Фестиваль с двадцатилетней историей вновь собрал тысячи зрителей, а также десятки известных и только начинающих музыкантов. В репортаже IMC рассказываем, как менялся «СНР» на протяжении своих лет для организаторов и зрителей, а также что останется после него. 

Старейший из зимних музыкальных фестивалей страны начинается с балалайки, баяна, гитары и барабанов. Под самую русскую-народную из всех рок-н-рольных групп — под группу «Изумруд» — атриум Ельцин Центра наполняется людьми. В своей фолковой манере коллектив из Екатеринбургского театра музкомедии дает известным рок-хитам новое звучание.

После них — спустя пару-тройку следующих сетов — у президентской сцены уже собирается приличная толпа. Правда, из-за того, что выйти с этой площадки можно только из того же места, что и попасть, большая часть народа скапливается не рядом с музыкантами, а у выхода. Впоследствии девушки-волонтеры откроют еще один, люди перестанут толпиться, но первый час к центральной фестивальной площадке и от нее приходится буквальным образом пробиваться. 

Впрочем, такие трудности совсем не огорчают гостей. На входе под теплые объятия давно не видевшихся знакомых устраиваются фотосессии, кто-то даже сразу начинает танцевать. 

Директор фестиваля Евгений Горенбург лично встречал некоторых гостейДиректор фестиваля Евгений Горенбург лично встречал некоторых гостей

Постепенно такой атмосферой и, конечно, самой разной музыкой — наполняется все пространство центра. В этом году артисты выступают на трех площадках, что на одну меньше, чем в предыдущем. Еще на одной проходят лекции на музыкальные темы. Там обсуждают тексты песен с точки зрения лингвистики, вспоминают Егора Летова и группу The Beatles, а также рассказывают о самом происхождении жанра музыкальных фестивалей. 

После выступления спикеров начались  обсуждения. Некоторые слушатели были не против поспоритьПосле выступления спикеров начались обсуждения. Некоторые слушатели были не против поспорить

В числе музыкантов в этом году было шесть хедлайнеров, среди которых «Чайф», Александр Ф. Скляр и группа «Ва-банкъ» и OQJAV, а также чуть больше тридцати менее известных и еще только начинающих коллективов. 

Александр Ф. Скляр и группа «Ва-банкъ»Александр Ф. Скляр и группа «Ва-банкъ»

Постоянный гость фестиваля Наталья Парамонова посещает СНР с его первого концертаПостоянный гость фестиваля Наталья Парамонова посещает СНР с его первого концерта

Многие зрители приходят на фестиваль регулярно. Одна из них — Наталья Парамонова — собирает и хранит билеты со всех фестивалей «Старого нового рока» на которых была. В ее коллекции есть билет и с первого концерта, который прошел вТЮЗе в 2000 году. 

— Здесь я могу увидеть те группы, которые я не знаю, а они оказывается очень крутые. Например, когда мы были здесь года два назад, мне очень понравилась группа одних девчонок, и я начала за ними следить,  — рассказывает гостья «СНР-2020». 

При этом соседство молодых групп с опытными музыкантами было отличительной чертой фестиваля не сразу. Первый концерт в рамках «Старого Нового Рока» проходил 13 января 2000 в формате презентации новой пластинки «ТОПа», только с компанией еще одного коллектива — группы Александра Пантыкина «Поезд КудаНибудь». С тех пор традиция выступать несколькими командами показалась организаторам хорошей идеей, и уже через год к группам на сцене присоединились музыканты «Чайф». 

Группа «ТОП» тоже выступила на последнем СНРГруппа «ТОП» тоже выступила на последнем СНР

Потом в 2002 году фестиваль официально получил название и впервые пригласил начинающих музыкантов.  В итоге такая концепция стала отличительной, и каждый раз участников становилось все больше. Как и зрителей. В 2005 году шестой «сход» собрал 6000 зрителей, и организаторы решили проводить концерты не только зимой, но и летом на базе отдыха «Волна», где в первый раз, например, выступила регги-группа Alai Oli, о которой сейчас знают и за пределами города. А уже после 2010-х к спискам музыкантов добавились и зарубежные хедлайнеры. Первыми были американцы Someone Still Loves You Boris Yeltsin и британцы 10 СС. 

Сейчас на СНР звучат не только гитары. Например, группа Apollojazz использует скрипкуСейчас на СНР звучат не только гитары. Например, группа Apollojazz использует скрипку

Зрителя на последнем фестивале тоже дали почувствовать себя музыкантами. Перед президентской сценой организовали фотозону с гитарой и другими инструментамиЗрителя на последнем фестивале тоже дали почувствовать себя музыкантами. Перед президентской сценой организовали фотозону с гитарой и другими инструментами

Зрители и музыканты устраивали между сценами свои собственные «уличные» концертыЗрители и музыканты устраивали между сценами свои собственные «уличные» концерты

Эти и другие истории со «Старого Нового Рока»  вспоминали в социальных сетях еще за месяц до нынешних выступлений артистов. Ностальгии предавались, потому что этот фестиваль в июле 2019 года был объявлен организаторами последним

В знак благодарности ко всем причастным — лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин во время своего выступления просит тысячи зрителей поднять руки вверх, изобразив фонарики.

— Давайте поднимем фонарики за тех, кто в течение двадцати лет делал этот фестиваль. Зажжем фонарики для всех музыкантов, которые сегодня выходили на все три сцены. Фонарики для всей нашей административной и технической группы. Это огромная работа, озвучить все три сцены, сделать звук, видео, экраны, — предлагает со сцены музыкант. 

Группа «Чайф» сыграла все свои известные хиты и устроила перформанс с фонарикамиГруппа «Чайф» сыграла все свои известные хиты и устроила перформанс с фонариками

На финальную песню на сцену вышли все, кто принимал участие в фестивалеНа финальную песню на сцену вышли все, кто принимал участие в фестивале

До этой лирической ноты, намека на закрытие фестиваля на проходящих концертах, кажется, и не появляется. На площадке в Center Club группа Big day беспечно призывают гостей обниматься друг с другом: юные и бывалые гости немедленно следуют призыву. В Кино-конференц зале, на так называемой площадке Smart Stage, под мелодии начинающих артистов, несмотря на подавляющее большинство сидячих мест, то и дело начинается слэм. Затем неожиданным для многих уральских гостей становится фурор группы Junkyard Storetellaz в Central Station. После холодного приветствия зала в начале фестиваля, вдруг начинаются экстатические прыжки и мотания головой. 

А параллельно с этим —  на президентскую сцену выходит австрийский коллектив Coperniquo. 

— Пришла только послушать финальный трек, но услышала это и не смогла устоять. Они очень похожи на мои любимые со школы группы: 3 Doors Down, Blink-182, Papa Roach. Так что это — приличная группа в своей нише, очень понравилось, теперь буду слушать, —  делится гостья фестиваля Вероника. 

Группа Coperniquo приехала в Екатеринбург из австрийского ЗальцбургаГруппа Coperniquo приехала в Екатеринбург из австрийского Зальцбурга

Неподалеку от главной сцены, среди активных зрителей «СНР», танцует еще одна постоянная зрительница фестиваля Марина. Да так, что почти чаще самих музыкантов появляется на главном экране, а в промежутках между этим — успевает общаться и фотографироваться с десятками своих друзей и знакомых. 

Марина посещает фестиваль с 2014 года и периодически встречается с другими фанатами «Старого Нового Рока» в баре ProrokМарина посещает фестиваль с 2014 года и периодически встречается с другими фанатами «Старого Нового Рока» в баре Prorok

— Я очень люблю фестиваль и рок. Знакомлюсь со всеми и на летних, и на зимних версиях фестивалях. Мы общаемся друг с другом и во «ВКонтакте», и в Instagram. Также встречаемся,  ходим в Prorok-бар. Конечно, я хочу, чтобы было продолжение фестиваля, но уже в новом формате» — рассказывает завсегдатая «Старого Нового Рока». 

А ответы на вопросы, в каком именно формате и главное — кому — предстоит создавать следующий «Старый Новый Рок», найти можно было на лектории. 

— Последним из тех, кто попал на концерты Летова, сейчас уже от тридцати и больше лет. Что мы видим теперь? Выскакивает [во время его песен] толпа молодежи и начинает довольно весело там не хулиганить, а именно скакать, петь, подпевать, — рассказывает во время лекции Алексей Коблов — музыковед и автор первой биографии Егора Летова. 

Мастодонты уральского клуба уже научили выступать молодых людей и зимой, и летом. Что мешает последним — теперь научиться делать это самостоятельно?

Реклама

Реклама