«Созидатели». Алена Томилова — об уральской школе анимации, городском скетчинге и своем Екатеринбурге
18+

«Повседневная жизнь — это тоже достопримечательность»

«Созидатели». Алена Томилова — об уральской школе анимации, городском скетчинге и своем Екатеринбурге

19 Декабря, 16:56, 2019 г.
Автор: Дмитрий Тарасов
Фото: Иван Нечаев

IMC и Водонапорная башня на Плотинке продолжают совместный проект «Созидатели» о талантах уральской столицы. При участии местных художников, дизайнеров и иллюстраторов башня выпустит линейку сувениров с Екатеринбургом, а IMC расскажет их правила жизни. Героиня третьего выпуска — Алена Томилова, режиссер анимационного кино и автор скетчей о городской повседневности.

О скетчах и медведях

— В детстве я рисовала медведей, это была основная тема творчества. С тех времен у меня остались сплошные медведи с огромными головами.

Мне всегда нравилось придумывать истории в своих рисунках. Даже когда я плохо рисовала, преподаватели отмечали: «Да, здесь теряются пропорции, но зато тут столько действия». 

Сейчас я рисую много скетчей. Чтобы хорошо делать анимацию, ты должен все время тренировать навыки быстрого рисунка, и это лучший способ. Сама идея скетча — быстро схватить образ и движение.

Я не считаю себя иллюстратором. Иллюстрация — это продуманная система, а скетчи — это больше про повседневную жизнь. Мне нравится наблюдать за людьми, когда они ведут себя естественно: ты слышишь обрывки чужих разговоров, смешные или просто интересные фразы, задумываешься о том, что было до этого, почему так говорят. Из всего этого можно развить историю.

Рисовать скетчи — значит постоянно собирать материал, который потом может пригодиться в анимации. Работаешь над фильмом, и в какой-то момент мозг выдает тебе нужного персонажа, форму или фразу.

Новогодний Екатеринбург. Один из скетчей Алены Томиловой

О своих фильмах

— Когда ты режиссер анимации, то, по идее, ты должен в основном руководить процессом, но в реальности делаешь все. Необходимо придумать идею, оформить ее, создать технологию. Ты делаешь и анимацию, и прорисовку, и монтаж, зачастую занимаешься и звуком. Словом, режиссер авторского анимационного кино  должен уметь делать все.

У меня маленький послужной список: всего два фильма. Один из них — «Тучка и кит», это фильм о дружбе и взаимопомощи. Я рисовала его акварелью и тушью.

Второй мой фильм — «Шуточка». Это музыкальное кино по одноименному произведению Дмитрия Кабалевского. «Шуточка» — история о том, что происходит, когда девочка одна дома принаряжается перед зеркалом. Фильм сделан сделан масляной пастелью. Он войдет в альманах для детских музыкальных школ. Пока его нет в интернете. 

Мне нравится делать фильмы в разных техниках, вручную, чтобы все было живое и кипучее.

Так получается, что мои работы — это добрые истории для детей от трех лет, веселые игровые сценки. «Милая анимация» — звучит немного глупо, но к моим фильмам, наверное, подходит.

Об уральской школе анимации

— В Европе на мои фильмы больший спрос: «Тучку и кит» хорошо восприняли дети во Франции, его покупало немецкое телевидение, были показы в Швеции.  У нас почти нет программ (имеются в виду плановые показы — прим.ред.), чтобы дети ходили в кино на мультфильмы, созданные маленькими студиями, а не огромными корпорациями. Авторская анимация в нашей стране не так распространена, как в Европе, и не так поддерживается.

Условно, есть московская школа анимации, есть питерская, и есть уральская. Уральская — более авторская и экспериментальная. Мы получаем образование как художники. Поэтому больше фильмов, сделанных в ручных техниках — акварель, пастель, карандаш, песок и тушь.

Урал — это место силы, и мне не хочется переезжать в Москву или куда-то еще. Возможно, мои фильмы хороши тем, что я сделала их именно на Урале. Круто быть здесь и делать кино.

О том, как увидеть Екатеринбург по-новому

— Когда я возвращаюсь домой из поездок, часто ставлю себе задачу посмотреть на город не как на привычное мельтешащее пространство: хочется увидеть его новыми глазами. Заметить нечто прекрасное. Повседневная жизнь — это тоже достопримечательность.

Я всегда пытаюсь добавлять истории в свои картинки. Например, когда рисовала открытку с памятником Ленину, изобразила на ней субботний митинг бабушек-коммунисток. К памятнику Татищеву и Де Генину добавила тусующихся скейтеров и роллеров.

После майских событий в сквере у Драмтеатра я стала чаще там бывать и поняла, насколько он уютный: сидишь в лесу и смотришь на город. В итоге нарисовала пикничок в сквере, постаралась передать особую атмосферу этого места.

Мои сувениры — календарь с Екатеринбургом 

С Музеем истории Екатеринбурга Алена Томилова выпустила настольный календарь на 2020 год. На каждой странице календаря можно увидеть свой сюжет, посвященный тому, чем в последнее время живет город.

— На иллюстрациях 12 неархитектурных символов и сюжетов, которые характеризуют наш город с разных сторон. Среди них — стрит-арт, авангард, «безбашенность», уральские пельмени, миф о второй ветке метро, свердловский рок и т. д. Для календаря я поэкспериментировала с техникой коллажа, чтобы добавить в картинки динамики, — рассказывает художница.

Календарь Алены Томиловой уже можно приобрести в сувенирном магазине Водонапорной башни на первом этаже. Его стоимость составляет 320 руб. 

Также Музей истории выпустил кофейные стаканчики вместе с тремя авторами проекта «Созидатели». На них можно увидеть иллюстрации художников Екатерины Калужниковой, Алексея Рыжкова и  Алены Томиловой. В стаканчики наливают напитки всем гостям кофейни.

О первой героине проекта — авторе скетчей о городской жизни и кураторе музея Водонапорной башни на Плотинке Екатерине Калужниковой — читайте здесь.

А тут интервью известного екатеринбургского художника Алексея Рыжкова о конструктивизме, меняющемся Екатеринбурге и напутствии Воловича.

Фото: Алена Томилова — Иван Нечаев; скетч — группа Tomilovs в «ВКонтакте»; сувениры — Анна Ладыгина.  

Партнерский материал

Мы работаем в интересах наших читателей. Если вам важно наличие такого СМИ, поддержите нас донатом.