Как уральские караванеры открывают региональный туризм и живут в домах на прицепахНочлег в лесу и ужин у костра им заменяют уютные номера в отелях, а гул мотора — звуки прибоя. Им в кайф пройти тысячи километров по трассе с прицепом «за спиной». Это все про караванеров — людей, которые путешествуют на автомобилях и живут в фургонах или прицепах. Перед открытием зимнего сезона мы пообщались с новичками и опытными уральскими путешественниками о трендах автотуризма, состоянии регионального отдыха и «неудобных» дорогах.
18+

Заводи авто

Как уральские караванеры открывают региональный туризм и живут в домах на прицепах

27 Ноября, 18:44
Автор: София Колодкина
Фото: Марина Молдавская

Ночлег в лесу и ужин у костра им заменяют уютные номера в отелях, а гул мотора — звуки прибоя. Им в кайф пройти тысячи километров по трассе с прицепом «за спиной». Это все про караванеров — людей, которые путешествуют на автомобилях и живут в фургонах или прицепах. Перед открытием зимнего сезона мы пообщались с новичками и опытными уральскими путешественниками о трендах автотуризма, состоянии регионального отдыха и «неудобных» дорогах.

Цивилизованно-дикий туризм

Собирая на себе десятки любопытных взглядов, к нам подкатывается массивный белый прицеп. На улицах Екатеринбурга махину в 500 кг встретишь редко, ведь для так называемых «капель» (они же прицепы), инфраструктуры в центре нет, рассказывает владелец автодома путешественник Артур Зайнуллин,.

Прицеп Артуру сделали на заказ. Караванер получил его в октябре этого годаПрицеп Артуру сделали на заказ. Караванер получил его в октябре этого года

— Чтобы было как в Европе (там есть практика бесплатных кемпингов с медицинскими пунктами и душевыми — прим.ред.), нужно очень много времени. Необходимо оборудовать дорогу и парковки, так как встать с этой бандурой в центре невозможно. Только если стоять на аварийке. Но тогда получишь еще штраф. Для такой махины нужно минимум два парковочных места, здесь не развернуться, — уверен Артур.

Артур и его супруга Мария — начинающие караванеры, а белый прицеп, или как мило они его называют «Касатик Николаевич», — их дом. Любители дикого туризма шесть лет пробуют на вкус горы Алтая — доезжают до них на машине или на поезде, разбивают палатки и перемещаются между точками по тропам на лошадях. Теперь им предстоит освоить новый вид отдыха, прицеп они решили приобрести всего два месяца назад.

— Самое жесткое нынче на Алтае, когда мы проснулись 23 июня в горах, а вокруг снег. Мы не были готовы, так как [было] лето. Я даже не поверила своим глазам. Не палатка, а один большой сугроб. Кемпинги —  это цивилизованный отдых, все чисто. Ты просто меняешь место. Дикий туризм — это собираешь-разбираешь палатки, чистишь, седлаешь коней, едешь 5 часов в седле. Это морально выматывает, — рассказывает Мария.

После такого и маленький дом на колесах —  сказка, смеются караванеры. Около 4-х метров в длину и 3-х в высоту «Касатик Николаевич» обладает всеми удобствами: встроенный отопитель, вода, правда, только холодная, три спальных места, раскладная кухня, газовая плита, раковина. Такой прицеп, или кемпер, обошелся караванерам в 300 тыс. рублей.

Кемпер Марии и Артура выдерживает температуру до -20°СКемпер Марии и Артура выдерживает температуру до -20°С

Внутри кемпера есть большое спальное место с плотным матрасомВнутри кемпера есть большое спальное место с плотным матрасом

В «багажнике» у «Касатика Николаевича» небольшая кухняВ «багажнике» у «Касатика Николаевича» небольшая кухня

— Производство кемперов пошло недавно, случился «бум». Все кемперы делаются на заказ. Просто прийти и купить нельзя. В Украине делают, там массовое производство, все остальные — энтузиасты-частники делают для себя, — объясняет Артур.

«Нет» Турции, Урал — сила

За все время путешествий, признается пара, прицепов или автодомов видели с десяток. Статистики по таким средствам передвижения на дорогах в регионе пока нет, Центр развития туризма Свердловской области автотуризм относит к самодеятельному виду отдыха. Но, по-видимому, такое хобби удерживает свердловчан на Урале. По данным центра, сегодня все меньше людей региона выезжают за границу — 23% отдыхающих предпочитают внутренний туризм. В этом проценте находится и негласный основатель караванинга в Екатеринбурге и создатель проката автодомов FunCaravan Оксана Качалкова.

— В прошлом году съездили в Москву на крестины к родственникам, познакомили со своим младшим сыном, ему тогда 4 месяца было, и [это было] первое его путешествие с домом на колесах. В этом году прокатились по Уралу, в основном. На сельский туризм потянуло: деревня Каменка (там проходят съемки сериала «Угрюм-река»), Оленьи ручьи, в июле попросились волонтерами на козью ферму в Богдановичском районе, — делится Оксана.

Если Артур и Мария — новички, то Оксана с семьей уже 15 лет проводит «на колесах»: от Байкала до Балтики, от Белого до Черного морей. Вспоминает, 6 лет назад на Куршской косе под Калининградом остановились в кемпинге — там впервые и поняли, как жить в домах на колесах.

— Для нашей семьи эта тема стала больше, чем путешествия. Когда попробовали сами, поняли, что этот вид туризма недооценен в России. Решили развивать культуру караванинга. Ведь чем больше таких путешественников, тем лучше и сервис для них. А сейчас его нет. Плюс, мой муж в этом году построил трейлер. Точнее, дал ему вторую жизнь — полностью восстановил. Экологичность ведь в тренде, — уверена Оксана Качалкова.

К слову об экологичности, Артур и Мария собираются поставить солнечную панель, чтобы кемпер питался сам по себе. Правда, ограничивать путешествия Россией они, как Оксана, не хотят. В планах у пары посетить Европу — захватить 9 стран вплоть до берегов Франции. И, конечно, все это с прицепом.

— Отказываться от своих увлечений не намерены. Ребенок будет знать, куда попал! Путешествуя, ты смотришь изнутри, как и чем живут другие люди, о чем думают, какая мотивация к жизни. Это здорово, когда ты общаешься с людьми, а не обслуживающим персоналом Турции. Смотреть на пьяные рожи? Ну, такое, — заключает Мария.

Проблемы путешественников: плохие дороги и отсутствие кемпингов 

Караванер Артур Зайнуллин считает, что для развития автотуризма важно состояние дорог, развитие сети трасс, придорожного сервиса, информированность о маршрутах. Пока с этим как на Урале, так и в других регионах России, по его словам, дела обстоят неважно.

— У нас все на нуле. Никаких нормальных кемпингов (асфальтированные большие парковки, — прим.ред.) тут нет. Есть приложение в Европе и странах СНГ, где можно найти бесплатные остановки, чтобы подзарядиться, залить воды в бак, где есть туалеты, медицинские пункты, душевые — элементарные вещи. Да и платить не нужно. Но в России такого нет. Наш выход — только останавливаться с дальнобойщиками. Ночевать в  каком-нибудь отеле и в это время заряжать аккумулятор, — объясняет Артур.

Мы уточнили в Центре развития туризма, стоит ли в повестке вопрос адаптации дорог под нужды автотуризма. По официальным данным, за последние 5 лет в регионе установили 341 знак туристской навигации в 23 населенных пунктах, а в ноябре на объектах придорожного сервиса появятся брендированные инфостойки с картами-путеводителями. Но других удобств для путешественников пока не предусмотрено. 

Что касается придорожного сервиса — в Департаменте информационной политики по Свердловской области сообщают, что на федеральных дорогах региона размещены 549 объектов дорожного сервиса, на региональных — 463. Большинство из них на трассах Пермь-Екатеринбург и Екатеринбург-Курган. Это общепит, автосервис, гостиницы, медпункты, почта, пункты экстренных служб, заправки и магазины. 

По словам экспертов, развивать придорожную инфраструктуру надо, но инвесторы не спешат вкладываться из-за ее нерентабельности. Ситуация же к 2024 году, говорят специалисты, может измениться — в ближайшие пять лет с области займутся модернизацией дорожного сервиса, опять же, за счет привлечения малого, среднего бизнеса и создания для них благоприятных условий.

Между тем, по информации РБК, в этом году все больше свердловчан экономят на отпуске и отказываться от поездок за границу. Растет спрос на внутренний туризм — короткие поездки за город на 2-3 дня. Екатеринбуржцы в поисках уральской идентичности намеренно отправляются в глушь — по анализу Big Data, они выбирают смотровую площадку на Омутном, памятник в Усть-Утке, водопад Висимо-Уткинска и зооферма в Висиме. 

Эти и многие другие места собираются посетить и наши герои. Колесить по уральским городам они планируют уже этой зимой. По словам Артура Зайнуллина, путешествуя по Уралу можно узнать себя. Суровость региона — самая лучшая проверка для караванера.

Реклама

Реклама