Тактический урбанизм на Красноармейской: итоги эксперимента и планы по благоустройствуФонд «Город может» спустя почти три месяца презентовал итоги эксперимента в духе тактического урбанизма на улице Красноармейской. Сама методика включает в себя «теорию малых дел» в контексте городского развития, то есть гипотезу о том, что краткосрочные действия могут повлиять на долгосрочные перемены. На презентации, которая прошла 26 октября в «Точке кипения», присутствовали городские активисты, урбанисты, представители администрации города, а также жители Красноармейской и близлежащих к ней улиц. Рассказываем, какие выводы они сделали и что будет с Красноармейской дальше.
18+

«Эффект хлебопечки» и «вандализм пофигизма»

Тактический урбанизм на Красноармейской: итоги эксперимента и планы по благоустройству

26 Октября, 20:55
Автор: Анна Ягода
Фото: Марина Молдавская

Фонд «Город может» спустя почти три месяца презентовал итоги эксперимента в духе тактического урбанизма на улице Красноармейской. Сама методика включает в себя «теорию малых дел» в контексте городского развития, то есть гипотезу о том, что краткосрочные действия могут повлиять на долгосрочные перемены. На презентации, которая прошла 26 октября в «Точке кипения», присутствовали городские активисты, урбанисты, представители администрации города, а также жители Красноармейской и близлежащих к ней улиц. Рассказываем, какие выводы они сделали и что будет с Красноармейской дальше.

Напомним, в начале августа на пешеходной Красноармейской появились деревянные поддоны, лежаки, столики, паллетные трибуны, картонные кубы для детей, тактильный стенд и даже маленький кинотеатр. Их фонд «Город Может», архитектурная группа «Просто» и обычные горожане и жители улицы сколотили самостоятельно. Проект нескромно называли «первой городской интервенцией».

— Благодаря вовлечению и совместной деятельности горожане почувствовали себя прямыми соучастниками эксперимента и стали относиться к нему более открыто и доброжелательно, — заметила модератор проекта Надежда Абакумова.  

Зачем был нужен этот эксперимент

В своем исследовании группа выбрала метод наблюдения и анализировала то, как горожане взаимодействовали с новыми для улицы объектами. Главная цель эксперимента заключалась, во-первых, в увеличении количества пользовательских сценариев — того, как люди разных возрастов проводят время на улице и чем предпочитают заниматься. Во-вторых, в решении проблемы «недоделанности» улицы и, в-третьих, в повышении уровня проходимости Красноармейской. 

Презентация итогов эксперимента на КрасноармейскойПрезентация итогов эксперимента на Красноармейской

Один из учредителей фонда «Город может» Владимир ШахринОдин из учредителей фонда «Город может» Владимир Шахрин

Организаторы эксперимента отметили, что в ходе исследования метод наблюдения оказался более эффективен, чем привычные опросы и интервью горожан. Так, поведенческие сценарии жителей улицы и прохожих в итоге сильно отличались от тех ответов, которые они давали во время опросов, так как ориентировались лишь на собственные привычки, не задумываясь, как одними и теми же объектами могут пользоваться другие сегменты аудитории —  например, дети, которые не принимали участия в опросе. 

В итоге то, что не было популярно в результате обсуждений, стало популярно на деле, а ожидаемые горожанами активности не оправдали себя и стали самыми «скучными» зонами улицы.

Основные итоги: проходимость улицы и активность горожан

Несмотря на быстро установленные элементы благоустройства, ее проходимость увеличилась совсем незначительно, всего на 12% в сравнении с весенним периодом. Однако локальные мероприятия помогли создать волновой поток людей, который показал, что жители Красноармейской и близлежащих улиц с одобрением относятся к лекциям, музыкальным концертам и развлекательным событиям. 

А вот пользовательские сценарии увеличились. Дети стали больше взаимодействовать с деревянными конструкциями, строить из них своеобразные объекты для игры и творчества. 

Благодаря этому в определенных местах детские активности начали вытеснять «неблагоприятный» для улицы контингент — распивающих спиртное взрослых людей и подростков. В целом, это дало понять архитектурной группе, что детские активности способны повлиять на то, как управлять «нежелательным контингентом».

«Эффект хлебопечки»: гипотезы, которые не оправдали себя

В ходе опроса горожан и жителей района, организация локального кинотеатра была самой ожидаемой и желанной. Однако, собрать людей на полноценный сеанс получилось только тогда, когда сами архитекторы проявили инициативу, организовали лекторий и совместный просмотр фильмов. Сами горожане не приносили проекторы и не устраивали просмотры, несмотря на то, что на этапе обсуждения возможных модернизаций этот вопрос стоял едва ли не во главе угла. 

Создатели проекта назвали это «эффектом хлебопечки», когда каждому человеку кажется, что если бы он обладал хлебопечкой, то пек хлеб себе и семье каждый день, но получается совсем иначе. При реальном столкновении с предметом и осознании того, что он требует затрат и человеческих ресурсов, человек быстро ищет оправдания, почему хлебопечка ему вовсе не нужна. 

— О чем мечтают люди — не всегда равно тому, что они делают, — заключила Надежда Абакумова. 

Несмотря на то, что многие жители и даже авторы эксперимента боялись проявлений вандализма в виде кражи новых установленных предметов, этого не произошло. 

— «Вандализм пофигизма» — это то, с чем мы встретились и это гораздо хуже расписанных поддонов или мусора. Жители улицы не заботились о газоне, цветах и кустах улицы, поэтому все это начало быстро засыхать, — рассказывает Абакумова.

Когда авторы проекта попросили помочь с поливанием территорий местные бизнесы, в воде им было отказано. Спасти ситуацию помогло только обращение авторов проекта в районную администрацию. 

Когда будет готов проект благоустройства Красноармейской

Присутствующих на презентации интересовало, запланирована ли зимняя программа мероприятий на улице, поскольку пока эксперимент включал в себя только летние пользовательские сценарии. Архитекторы ответили, что будущий эскизный проект улицы, который сейчас находится в разработке, включит в себя все сценарии сезонных активностей. В его основу войдут также итоги эксперимента и рекомендации о том, как взаимодействовать с объектами улицы как для бизнеса, так и для обычных горожан. 

Готовый проект благоустройства Красноармейской планируют презентовать через два месяца. Он включит в себя готовые задания для архитекторов.

Фото: Марина Молдавская / IMC; скриншоты из презентации.

Реклама

Реклама