Почему пора перестать читать о лайфхаках и отменить сеанс психолога. Интервью с создателем трэвел-медиа Perito Burrito5 октября в Ельцин Центре пройдет мастер-класс «Медиа и блогинг на тему путешествий» от Александра Воробьева и Елены Филипповой, основателей и редакторов интернет-медиа о путешествиях Perito Burrito от издательского дома «Мамихлапинатана». IMC поговорил с Александром о том, как привнести в избитую всеми тему путешествий нечто новое и почему поездки заменяют походы к психологу. 
18+

«Путешествия — это постоянная форма потребления мира»

Почему пора перестать читать о лайфхаках и отменить сеанс психолога. Интервью с создателем трэвел-медиа Perito Burrito

Ельцин Центр
4 Октября, 16:59
Автор: Анна Ягода

5 октября в Ельцин Центре пройдет мастер-класс «Медиа и блогинг на тему путешествий» от Александра Воробьева и Елены Филипповой, основателей и редакторов интернет-медиа о путешествиях Perito Burrito от издательского дома «Мамихлапинатана». IMC поговорил с Александром о том, как привнести в избитую всеми тему путешествий нечто новое и почему поездки заменяют походы к психологу. 

Создатели Perito Burrito Елена Филиппова и Александр ВоробьевСоздатели Perito Burrito Елена Филиппова и Александр Воробьев

— Расскажи, как зародилось Perito Burrito (PRTBRT). Какая идея стояла во главе, что мотивировало и чем хотелось делиться с аудиторией? 

— Любой проект всегда начинается с потребности или боли пользователя — длительной проблемы, которую никто до сих пор не решил. Так получилось и с Perito Burrito. Мы с Леной путешествовали больше 10 лет, при этом не жили в вакууме, а ходили на выставки и концерты, играли в видеоигры и читали книжки. Мы заметили, что в какой-то момент среди текстов о путешествиях на русском языке просто стало скучно — однотипные, некачественные и неглубокие, они не закрывали потребность в междисциплинарном контенте. К этому времени я успел поработать в интернет-магазине гаджетов Madrobots, а Лена — в культовом журнале Interview с Аленой Долецкой. Параллельно мы объездили много стран (цифра уже тогда подбиралась к 50), поэтому в отпуск мы старались забросить себя как можно дальше (Южная Америка, США и Япония). Нам хотелось концентрированных эмоций, абсолютно нового бэкграунда, сложностей с языками и перемещений. Однажды мы спонтанно улетели в Патагонию, а в другой раз — проехали на автомобиле через всю Канаду всего за три дня, чтобы из Банфа попасть в Монреаль на музыкальный фестиваль. Все бы так и продолжалось, если бы не появилось параллельного желания: замедлиться и вернуть немного жизни себе. Поэтому мы накопили денег, взяли немного фрилансов и уехали на Балканы. Именно из Будвы 4 апреля 2016 года запустился PRTBRT.

Естественно, только сейчас и через общение с другими людьми мы анализируем, что нам удалось: изменить традиционный tone of voice (интонацию повествования — прим.ред.) и объяснить читателям, что путешествия — не могут быть интересом, а выступают лишь способом познания. Сейчас нас зовут курировать самую известную книжную выставку России non/fiction, наши страницы попадают на официальный сайт Apple, а на каждой встрече наши сверстники из маркетинга и пиара больших компаний говорят, что читают нас уже несколько лет.

— Почему вообще тревел-блогинг — избитая до боли тема, и что вы пытаетесь привнести нового?

— Коммуникация тревел-медиа ведется устаревшим языком, даже если некоторые авиакомпании/поисковики пытаются его осовременить. Они до сих пор мечтают продать впечатления, а не объяснить, что стоит за поездкой в то или иное место. Стоит понимать, что количество людей, для которых путешествия — это постоянная форма потребления мира, становится больше в геометрической прогрессии. Их выбор направления больше не будет обуславливаться подборкой «пяти стран для пляжного отдыха». Они будут выбирать, поехать ли в Маркью или Басиликату в Висконсин или Вашингтон (штат, а не округ Колумбия). Особенности и глубина их выбора усложняются, а медиа за ними не успевают. И тем более не успевают блогеры: откройте YouTube — во всем многообразии контента про путешествия интересно смотреть только на Джонни Харриса или на Лёню Пашковского (ну и еще на пару-тройку людей). И вы реально считаете, что этого количества достаточно для путешественников? Instagram же — совсем другая история, там кажется, что тревел-блогеров сотни и тысячи (25 countries, food lover, yoga enthusiast, coffee maniac — написано практически у всех), но показывают что-то неизбитое — единицы. Медиа про путешествия на русском так и вовсе единицы. Про путешествия, а не про отели или самолеты (читай: про продажу вам билетов или гостиниц). Рекомендую уже начать это отличать. 

Все дело все равно остается в сюжете, а не в формате. Форматы подачи материалов не меняются последние десятки лет: фото, видео и текст. А вот сюжеты усложнились, повестка стала многослойной — нельзя рассказать о стране и локации без понимания контекста, в которой страна находится. Нельзя упростить все лишь до отзыва о той или иной локации. Этого ни медиа, ни блогеры пока не поняли. Точнее, те, кто поняли, уже делают на этом карьеру и имя. Поэтому поторопитесь — скоро тут тоже будет не протолкнуться!

— Вы считаете, что всем надоели лайфхаки. Почему? 

— Нам надоели лайфхаки, потому что они не помогают. Все заканчивается советом не забыть пауэрбанк, искать билеты через режим «инкогнито» и покупать заранее. Не интересно читать отзывы, основанные на единичном посещении или сборке из открытых источников. Бесит, когда личное мнение не подкреплено знаниями. Ну и сама концепция взлома жизни сильно устарела — эпоха шорткатов (по крайней мере в легальных и законных отраслях) проходит и жизнь приходится не взламывать, а настраивать. 

— Блогеры-путешественники в Instagram действительно много путешествуют или бывают какие-то фейки? 

— Конечно, путешествуют, хотя мне больше нравится слово перемещаются. При этом перемещаются много. Правда на выходе чаще всего получаются фотографии из отелей и ресторанов (чаще всего это бартерные договоренности), популярные туристические локации «для вдохновения» с удаленными с них проводами, мусором и людьми, никакого бэкстейджа, рефлексии и знаний. Мы подробно разбирали это на страницах PRTBRT. Отмечу, что большинство популярных блогеров в Instagram — все-таки фотографы, и не стоит требовать от них глубоких, серьезных и вдумчивых мыслей. И не ориентируйтесь на них при выборе локаций, чаще всего там еще до них были толпы туристов!

— Как вы стараетесь популяризировать нетривиальные маршруты? Насколько подготовленным путешественникам нужно быть, чтобы отправиться туда, куда вы рекомендуете своим читателям? 

— В идеале мы стараемся подготовить читателя к маршруту настолько досконально, как если бы у него не было смартфона под рукой, «Яндекс. Еды» или электросамоката. Мы готовим глубокий нарратив и даем читателю специальные знания, которые мы получили заранее.

Если кто-то решил поехать в новый для себя Ближний Восток или Юго-восточную Азию, здесь можно ограничиться открытостью к миру и постараться находить истории для фотографий или текстов.

Сейчас я мучаю материал о том, как снять автомобиль Tesla и почему это надо делать именно в Норвегии. Я уверен, что помимо знаний о том, что в Норвегии для аренды электромобиля созданы лучшие условия в мире, такой текст может вдохновить на смелый и недешевый поступок — попробовать будущее прямо сейчас, и в следующем путешествии снять Tesla. Здесь мы получаем и новые знания, и вдохновение. А еще — решаем на самом деле назревающую боль, как придумать себе новый способ путешествия (потому что массово их не больше шести — авто, самолет, поезд, автобус, корабль и пешком). А электромобиль — именно такой, гибридный новый способ, вроде все атрибуты машины, но надо заряжать как телефон. Уже проблема, которую интересно решить!

— Расскажи про свой личный опыт, какая страна, место, достопримечательность повлияли на тебя, изменили, заставили поменять свое отношение к чему-то? 

— Один из слоганов нашего проекта: путешествия — главная угроза предрассудкам. Путешествуя много и не только по туристическим локациям, вы быстро поймете, что нельзя быть расистом, эйджистом, сексистом и гомофобом. 

А  еще через путешествия можно на самом деле увидеть, как ты живешь в России. Путешествия не могут вас изменить (если только вам не отрубили там руку), они могут лишь подтолкнуть к изменениям, и это важно понимать. 

Если говорить про страны, то вас изменит не посещение, а интерес, который вы откроете после поездки. У меня так было с Балканами, после которых я сел читать все от Андрича (югославский писатель Иво Андрич — прим.ред.) до «Чефуров вон» (роман Горана Войновича «Чефуры вон!», который написан на жаргоне «чефуров», так словенцы называют переселенцев из южных республик бывшей Югославии — прим.ред.). Слушать Београдски Синдикат (сербская хип-хоп-группа, существующая с 1999 года, — прим.ред.).

После того, как я съездил в Японию, стал понимать, как мало я знал о еде, о хикикомори (люди, отказавшиеся от социальной жизни, которые живут в одиночестве и взаимодействуют с другими через технологии — прим.ред.) или о буракуминах (потомки презираемой средневековой касты, члены которой были мусорщиками и занимались другой  «грязной» работой — прим.ред.). Смотрел десятки аниме и осознавал, что драматизм и сюжет в аниме глубже и сложнее, чем в True Detective, Stranger Things и даже в «Карточном домике». А на Бали ты просто узнал, что за полторы тысячи рублей в день можно снять хорошую виллу с бассейном. 

Некоторые вещи изменить сложно: например, разделяя мусор в Европе две недели, с легким облегчением возвращаешься в свой варварский мир одного пакета, хотя и это, конечно, мечтаешь поменять.

— Как ты думаешь, почему путешествия имеют такую важность в повседневности современного человека, и как вышло, что они стали терапией, сравнимой с походом к психологу?

— Напоминаю, что путешествия сами по себе ничего для вас не сделают, это лишь смена бэкграунда. Важно рефлексировать и понимать, что вы получаете от поездки — какое хотя бы одно новое знание, интерес к чему-то или облегчение или удовлетворение. 

Мы привыкли, что путешествие обновляет. Но на самом деле поездка может дать вам намного больше, чем просто сброшенные оковы рабочих дней или перезагрузку утомления от быта, оно может открыть для вас новые смыслы жизни или дать тот самый волшебный пинок. Пробуйте общаться с людьми вокруг, выходить из зоны комфорта, не всегда планировать, не подглядывать за авторитетами и следовать не только уже известным вам личным интересам, но и потенциальным. 

Фотографии предоставлены Александром Воробьевым

Партнерский материал

Реклама

Реклама