В Ельцин Центре появится продленка для школьников. Руководитель рассказала о графике работы и «элементе свободы» в образованииУ Ельцин Центра в сентябре запускается новый формат — «Умная продленка». Это специальная программа, которую разработал отдел детских программ президентского центра. Школьники будут встречаться после занятий, делать домашнее задание, общаться и учиться уважать себя и окружающих — такова миссия «президентской» продленки. IMC встретился с руководителем отдела Валерией Барминой, узнал, как будет проходить демократический эксперимент на детях, а также поговорил о запросах родителей, финской системе образования и гаджетах, которые не стоит считать злом. 
18+

«Мы ощутили голод на осознанное детство»

В Ельцин Центре появится продленка для школьников. Руководитель рассказала о графике работы и «элементе свободы» в образовании

Ельцин центр
26 Августа, 17:44
Автор: Анастасия Долгова
Фото: Анастасия Долгова

У Ельцин Центра в сентябре запускается новый формат — «Умная продленка». Это специальная программа, которую разработал отдел детских программ президентского центра. Школьники будут встречаться после занятий, делать домашнее задание, общаться и учиться уважать себя и окружающих — такова миссия «президентской» продленки. IMC встретился с руководителем отдела Валерией Барминой, узнал, как будет проходить демократический эксперимент на детях, а также поговорил о запросах родителей, финской системе образования и гаджетах, которые не стоит считать злом. 

Директор «Умной продленки» Валерия БарминаДиректор «Умной продленки» Валерия Бармина

Новая функция Ельцин Центра

— «Умная продленка» — новое для нас направление и новый смысл существования уже популярной в Екатеринбурге культурной институции. Вообще, Ельцин Центр за почти четыре года воспринимался по-разному. Сначала — как музей Бориса Ельцина, и только потом, со временем, как культурная, образовательная и торговая площадка, место встречи горожан и гостей Екатеринбурга. Сегодня вместе с коллегами из программной дирекции мы работаем над тем, чтобы Ельцин Центр стал еще и качественным пространством детства. У нас появилась детская комната «Детское время», множество очень популярных занятий для детей именно потому, что мы ощутили «голод» на осознанное детство и сейчас стараемся его восполнить. Недостаточно батута и сладкой ваты — и у детей, и у родителей запросы более высокие. Может быть, я слишком оптимистично смотрю на мир, но точно знаю, число сознательных, вдумчивых, мудрых родителей растет.

«Ребенок прекрасен и уважаем в любом своем состоянии»

— Дети будут находиться под доброжелательным педагогическим присмотром. Мы создаем ситуацию, в которой ребенок будет уважаем просто потому, что он человек. Если говорить о философии «Умной продленки», в подготовке программы на нас влияла финская система образования, основанная на свободе и уважении к человеку. Концепция связана с именем педагога Януша Корчака, создавшего «Дом сирот» (воспитательное учреждение в Варшаве для еврейских детей-сирот, основанное в 1911 году, особенностью которого было самоуправление и гуманное отношение к детям, не свойственные домам-интернатам того времени, — прим.ред.) и автора монографии «Как любить ребенка». Основной принцип Корчака звучит так: «Ребенок прекрасен во всем и уважаем в любом своем состоянии». В начале XX века он создавал основы педагогики, которые стали основой нашего подхода к детям. Корчак — глубоко мною уважаемый человек, восхитивший и своей профессией, и своей жизнью, и своей смертью (Януш Корчак погиб в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками, отказавшись от возможности покинуть его и разлучиться с детьми, — прим.ред.).

Финская система, которая многое взяла из философии Корчака, формировалась в 1980-е годы и начала давать результаты примерно через 15-20 лет. Философию Корчака, конечно, можно усвоить и принять, но, к сожалению, систему образования взять и переложить на наши условия совершенно невозможно. Потому что там совершенно иная система подготовки педагогов, совершенно иная система отношений между взрослыми и детьми. Но все равно какие-то элементы, в частности, некий элемент свободы у нас есть.

Если ребенок не занимается на уроке, а сидит в гаджете, то это не просто так. Возможно, в гаджете есть что-то, что его действительно волнует. Не надо примитизировать: современных детей и подростков волнуют те же самые философские и экзистенциальные проблемы, которые волновали Тома Сойера. Значит, мы можем использовать гаджет, не создавая проблем со здоровьем. С другой стороны, если гаджет интересен больше, то, может быть, мы сами недостаточно интересны? Тогда надо обратить внимание на себя, в этом, можно сказать, и есть элементы финской системы. Ну и третье, это собственный родительский и педагогический опыт. Так как все мы, как педагоги и наставники, пришли либо из школы, либо из вузов.

Свобода самовыражения под присмотром

— Что касается педагогов, которые будут заниматься с детьми, — у нас достаточно большой коллектив, мы разные, с разным опытом и применяем два подхода. Может прозвучать странно, но мы не ставим диплом педвуза во главу угла. Бывают воспитатели с педагогическими степенями, которых нельзя подпускать к людям вообще, не только к детям. Основополагающим принципом в подборе педагогов в нашу «Умную продленку» является уровень культуры. Мы их не мониторим и не оцениваем, но по речи человека можно многое о нем сказать. Также мы смотрим на отношение к ребенку и вообще к человеку.

В большинстве своем это люди, имеющие педагогическое образование, либо получающие его. На «Умной продленке» будет работать один воспитатель, имеющий образование и опыт работы в школьных учреждениях. Будет и дополнительный вожатый из тех ребят, которые проходили у нас практику, либо пришли по зову души. Это, как правило, студенты УрФУ: историки, филологи, математики. Также у нас есть учебно-методический комплекс для каждой из школьных программ, и когда возникают проблемы с домашним заданием, мы обращаемся к этим учебникам. Я подчеркну, что на «Умной продленке» мы не занимаемся репетиторством, а выступаем как люди, которые могут в соответствии с учебной программой объяснить, как выполнить школьное задание.

Демократический эксперимент на детях

— Этим летом мы провели небольшой эксперимент с участием детей. Программа детского летнего лагеря называлась «Мир — театр». Декорации и сюжет постановок дети придумывали и воплощали сами. В первый день мы проверяли несколько стереотипов и гипотез. Например, может ли ребенок рационально, самостоятельно и добровольно отказаться от гаджета? Мы не говорили детям, что гаджеты запрещены. Нам самим было интересно, сможем ли мы создать такую среду, в которой телефон нужен только для того, чтобы что-то загуглить или позвонить маме. Убедились: да, мы можем создать такую атмосферу, проблем с телефонами не было, так как дети все время были чем-то заняты. Вторая гипотеза, которую мы проверяли, о том, можем ли мы создать ситуацию взаимного уважения, когда ребенка уважаем мы, и дети друг друга уважают. Демократическим путем мы приняли свои правила. Десять человек от шести до одиннадцати лет сели в круг, и я со строгой учительской интонацией им сказала: «Ребята, нам предстоит много времени провести вместе, потому давайте сформулируем, что можно делать, а что нельзя». Когда я спросила, что можно делать, они были в совершенном шоке, потому что могли сказать только, что делать не нужно. Вопрос «что делать можно» оказался чем-то из области межгалактической коммуникации. 

Медленно, со скрипом, они все-таки сформулировали: можно играть, валяться в креслах-мешках, смеяться, шутить, спорить (не только друг с другом, но и со старшими). Если у кого-то есть своя точка зрения, можно её высказывать, обсуждать и придумывать. Разумеется, были и запреты: нельзя бегать по коридорам, нельзя не уважать старших и своих товарищей, нельзя обзываться и драться, нельзя не слушать другого и нельзя не уважать труд. Например, труд клинингового сервиса — мы учили детей здороваться и благодарить. В итоге «можно» было больше, чем «нельзя». Это элементарные приемы, просто дети не привыкли к тому, что у них есть голос. И когда мы уже сформулировали наши общие правила, я сказала: «Знаете, раз уж у нас есть определенные правила, то должна быть и ответственность — наказание». Наказанием за неуважение других было пять минут одиночества. Эти две гипотезы за время проведения нашего летнего лагеря для детей сработали хорошо, но это большой труд, потому что слышать другого человека, уважать другого — это энергозатратно и требует постоянной работы.

Как будет работать продленка и что еще готовит Ельцин Центр для детей

— «Умная продленка» будет работать в две смены. Для удобства расскажу, как будет устроено расписание второй, самой популярной смены. Она начнется в два часа дня, можно прийти и немного позже. Сначала запланирован обед в «Детском кафе», затем, в зависимости от погоды, будет либо прогулка, либо подвижные игры. С 16:00 — сделаем уроки, проведем индивидуально-групповую работу. Если ребенку понадобится помощь педагога или взрослого, мы рядом, поможем. В 19:00 детей забирают родители. Продленка рассчитана на детей от 7 до 11 лет, и ее не обязательно посещать каждый день. В стандартный ежемесячный абонемент входит десять дней «Умной продленки».

Будут и занятия выходного дня вне «Умной продленки», разделенные на три возрастных аудитории. Для детей от 3 до 6 лет будут устраивать программу «Земля и земляне. Наука», которая включает занятия по археологии, географии и знакомство с космическим пространством. На занятиях «Земля и земляне. Творчество» полученные навыки дети реализуют через поделки, рисунки, творческие практики. Для ребят постарше есть занятие «Кругосветка по-английски» с профессиональным англоговорящим педагогом, но там, впрочем, не требуется, чтобы ребенок имел начальную подготовку в плане знаний иностранного языка. Смысл в том, что в доброжелательной, мотивирующей и стимулирующей среде ребенок погружался в языковую среду, где язык может восприниматься не как наука, а как средство коммуникации.

Кроме того, с октября начинается «Академия научного проекта» (еще один спецпроект детской программы Ельцин Центра — прим.ред.). Первая ступень — это занятия, которые знакомят ребят с основами фундаментальных наук. Их задача — пробудить интерес. Если восьмилетнего человека заинтересовала физика, то это вполне нормально, и смысл в том, чтобы он создал некий научный проект. Работают с ними профессиональные ученые, но все это ребята молодые и харизматичные. Вторая ступень — это техническое и инженерное творчество. Ее мы будем проводить совместно с «Космопортом» НПО Автоматики.

Отметим, что «Умная продленка» будет работать в формате абонементов. Родители смогут приобрести стандартный ежемесячный абонемент на десять дней стоимостью 5 тыс. рублей. Информация об «Умной продленке» будет доступна на сайте Ельцин Центра в ближайшее время. 

Партнерский материал

Реклама

Реклама