Как строили и сносили храм святой Екатерины в Екатеринбурге
18+

«Была надежда, что кирпич церкви поможет в новых стройках Свердловска»

Как строили и сносили храм святой Екатерины в Екатеринбурге

29 Апреля, 18:28, 2019 г.
Автор: Алена Зольничкова

В минувшие выходные в Екатеринбурге прошел большой крестный ход, который в этом году изменил привычный маршрут и отправился к Драмтеатру, где хотят построить храм святой Екатерины. Ход завершился общей молитвой, а митрополит Кирилл освятил место строительства собора — сквер на Октябрьской площади. Сторонники храма зачастую аргументируют свою позицию восстановлением исторической справедливости — храм святой Екатерины, или Екатерининский собор, существовал в городе с его основания, а затем был снесен. Оппоненты возражают, что историческое место храма — нынешняя площадь Труда. IMC рассказывает, как менялось это городское пространство, а также зачем и когда снесли церковь Екатерины.

Основание города и церкви

Как известно, город начался с Екатеринбургского завода. Для него была сооружена плотина на Исети, вокруг которой затем возник исторический центр Екатеринбурга. Параллельно строительству завода на месте современной площади Труда возводили деревянную церковь во имя покровительницы города святой Екатерины. Это было простое мазанковое здание с каркасом из бревен, проложенных глиной. Екатерининский собор достроили в 1726 году и под торжественные залпы пушек открыли для горожан. 

Около двадцати лет первое здание собора стояло в неизменном виде. В нем проводились службы и не только — здесь же давали присягу горные инженеры Екатеринбурга, за что церковь получила второе название — Горная. Но в 1747 году мазанковую церковь разрушил пожар. 

Спустя 11 лет, в 1758 году началось строительство каменного собора с высоким шпилем и колокольней. Новый Екатерининский храм был достроен и открыт в 1768. Но, начиная с середины XIX века, постоянно достраивался и перестраивался.

Каменный Екатерининский собор с высоким шпилем и колокольней

Екатерининский собор был центром жизни города, в том числе и культурно-просветительским. Школа для мальчиков, а потом и для девочек и большая библиотека — все это уживалось под церковным куполом. Здесь же проходили венчания многих известных семей Екатеринбурга, а по городским улицам регулярно совершались крестные ходы. В день святой Екатерины в храме и на Екатерининской, или Церковной площади перед ним собиралось особенно много жителей.

1920-е: антирелигиозная кампания в Свердловске

В период Гражданской войны из Екатеринбурга и со Среднего Урала вместе с белогвардейцами в Сибирь уехали многие священники. Екатерининский храм продолжил действовать, но под управлением «обновленческого раскола». Обновленчество создавалось большевиками для «модернизации» православия до официального начала антирелигиозной кампании в 1929 году.

В это время собор стал кафедральным, но в нем закрыли приходскую библиотеку как собрание контрреволюционной литературы (там было более 1200 книг). В 1920 году из храма большевики изъяли церковные ценности, где было почти 166 кг серебра, множество изделий из золота и уральских самоцветов. Службы прекратились.

1930-й: снос храма

С конца 20-х в городе массово снимались колокола и передавались «на нужды индустриализации». В январе 1930-го по городскому пруду прошел последний крестный ход из Екатерининского храма, а в Свердловске началось массовое закрытие церквей.

17 февраля председатель горсовета А. Н. Бычкова подписала распоряжение о сносе нескольких храмов, в том числе Екатерининского, Богоявленного, который был на площади 1905 года, и Большого Златоуста. Цель сноса — получение строительного материала. Весной церкви были взорваны.

Подробнее о сносе храма святой Екатерины IMC рассказал Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга.

 — Тема сноса широко в газетах не освещалась. Были какие-то заметки, о том, что с кафедрального собора снимают кресты, но не про сам взрыв. Невозможно установить, когда точно все произошло. Известно, что в апреле 30-го, но когда, почему, сколько взрывов было — в публичном поле это не присутствовало.

Насчет сожаления народа факты также неизвестны. Я ни в каких воспоминаниях на эту тему ничего не читал. Да и откуда эти воспоминания могут появиться. Поэтому и не скажешь, что народ сопротивлялся.

Вообще, газета — идеологическое оружие коммунистической партии. Естественно, на тему противоборства и сохранения ничего не печаталось. В авангарде этого антирелигиозного движения была газета «На смену!». Там размещалось много заметок о том, что надо сносить церкви, велась антирелигиозная пропаганда. Например, в «Уральском рабочем» в гораздо меньшей степени это освещалось. В целом же документы о сносе церквей не публиковались.

Но известно, что в 1926 году Главнаука приняла и Горный собор, и собор на площади 1905 года под госохрану, как памятники старины, хоть это их и не спасло.

То есть мы можем говорить, что среди некоторых кругов советской власти кто-то понимал ценность этих памятников, даже в те страшные 20–30-е годы, и даже пытались их каким-то образом сохранить.

В 30-е годы город строился, и было необходимо расчищать зону. Екатерининская церковь попала под молотки, потому что рядом возводилось здание Облисполкома, как кафедральный собор из-за строительства Свердловского горсовета. Я видел выдержки о том, что храм мешает нормальному трамвайному движению и восприятию нового здания Облисполкома с архитектурной точки зрения.

Еще новые власти очень хотели получить много строительного материала. В то время был его жутчайший дефицит. Старые заводы и строящиеся новые не обеспечивали объем и делали очень плохой материал. Об этом пестрят заметки в газетах: как же можно делать такой отвратительный кирпич. Поэтому у властей была надежда, что кирпич из Екатерининской церкви и кафедрального собора поможет в новых стройках Свердловска.

Но, насколько я помню, они не смогли его использовать, только частично. Цементная связка между кирпичами была настолько крепкая, что камень просто крошился на ней. То есть основные причины сноса не столько идеологические, а административно-хозяйственно-архитектурно-строительные.

После сноса: площадь Труда

Через пять лет после сноса место, где раньше стоял Екатерининский собор, преобразовали. Здесь появился сквер с фонтаном, к которому сходились лучи пешеходных троп.

Площадь Труда в 50-е годы

В 1960-м году фонтан перестроили, и появился знакомый нам «Каменный цветок» по сказам П. П. Бажова. Чугунный цветок отливали мастера Каменск-Уральского завода, постамент изготовили в каменном карьере на Сибирском тракте. Чаша цветка окрашена «под малахит», в зеленый цвет, а на каждом лепестке — советская звезда с серпом и молотом.

Сквер с фонтаном «Каменный цветок» в 1968 году

Во время активной реабилитации религии на государственном уровне в 90-е площадь Труда начала меняться. В 1991 году там появился памятный крест на месте алтаря разрушенного храма, а в 1998 — часовня святой Екатерины и памятник основателям города В. Татищеву и В. де Геннину.

Так площадь Труда выглядела в 1979 году, еще до возведения часовни и памятника основателям города

С этого времени площадь Труда существует в неизменном виде, хотя Екатеринбургская епархия не раз выступала за восстановление собора святой Екатерины в этом месте. Был разработан проект храмового ансамбля, который полностью занимает площадь. Однако горожане выступали против восстановления храма за счет поглощения территории. Собор в историческом месте так и не построили. 

Источники: Музей истории Екатеринбурга; Информационный портал Екатеринбурга; официальный сайт Екатеринбургской епархии; Статья «Массовое бегство духовенства на Урале в 1919 г. и его последствия» / Вестник Екатеринбургской духовной семинарии № 3(23), 2018.

Фото: Здание Екатерининского собора — официальный сайт Екатеринбургской епархии; вырезка из газеты — Евгений Бурденков; площадь Труда в 50-е — 1723.ru; площадь Труда в 1968 и 1979 — СССР в фото/ Livejournal. 

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.