«Молодость простит»: в «Гутенберге» открылась выставка о графике и юностиВ творческой точке «Гутенберг» в «Главном Проспекте» накануне открылась новая выставка молодых художников-графиков «Молодость простит». Обозреватель IMC и ведущая телеграм-канала «Е-катарсис» о культурных событиях Екатеринбурга Анна Филосян побывала на открытии и рассказывает, что такое экслибрис, зачем художнику сухая игла и как можно стать моложе, побывав на новой выставке.
18+

Экслибрис, сухая игла и хтонические мутанты

«Молодость простит»: в «Гутенберге» открылась выставка о графике и юности

8 Февраля, 18:19
Автор: Анна Филосян
Фото: Катерина Кизюн

В творческой точке «Гутенберг» в «Главном Проспекте» накануне открылась новая выставка молодых художников-графиков «Молодость простит». Обозреватель IMC и ведущая телеграм-канала «Е-катарсис» о культурных событиях Екатеринбурга Анна Филосян побывала на открытии и рассказывает, что такое экслибрис, зачем художнику сухая игла и как можно стать моложе, побывав на новой выставке.

Как поется в одноименной песне «СБПЧ», «молодость всё простит — тысячи глупых обид, ты попал под наш бит». Под бит Кирилла Бородина — известного художника и идейного вдохновителя «Гутенберга» — попало несколько десятков художников и более 100 работ, из которых специальная комиссия отобрала 30 лучших. В комиссию кроме Кирилла входили художник-график Виктор Корьякин, искусствовед Ирина Кудрявцева из Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) и два художника и преподавателя Руслан Фатхисламов и Николай Моргунов.

Цель выставки — дать возможность высказаться молодым художникам, у которых мало опыта, но много классных идей и необычных воплощений. Некоторые из них совсем еще зеленые — студенты или недавние выпускники. На вернисаже «Гутенберг», к слову, тоже наполнился зелеными растениями, пил ядовито-зеленый тархун под живое соло барабанщика, как самую молодую музыку из всех возможных. А на черной стене, после только что закрывшейся выставки Ромы Бантика, зияла огромная белая каллиграфия.

«Самое удивительное в этой выставке — география. Мы кинули клич в инстаграме за месяц до события, и получили отклики со всей страны, от Санкт-Петербурга до Красноярска. В результате получился актуальный срез того, что происходит в молодой российской печатной графике», — рассказывает Кирилл Бородин.

Помимо обширной географии выставка дает представление о многообразии существующих техник печатной графики — от всем известных офорта и линогравюры до сложной техники продольной ксилографии (известная на всю страну красноярская школа) и относительно недавно изобретенной гравюры на пластике. Принцип выполнения гравюры на пластике — ее еще называют «сухая игла» — основан не на травлении, а на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности пластиковой доски. Полученный пластик с изображением представляет собой форму глубокой печати: на него валиком накатывают типографскую краску и печатают на станке.

Как всегда бывает на коллективных выставках, собрание довольно эклектично, но это доброкачественная эклектика, в прямом смысле расширяющая сознание. Здесь и работы совсем начинающих екатеринбургских художников, можно сказать, печатный наив, и более продвинутые представители известной нижнетагильской школы. Несколько художников из Красноярска и Питера — очень высокого уровня, их работы отличаются сформировавшимся стилем и отточенной техникой. Особо выделается вселенная мутантов Дмитрия Другакова — то ли хтонические люди-деревья, то ли инопланетные гуманоиды с рандомно перепутанными конечностями, от разглядывания которых трудно оторваться. 

Питерцы, кстати, готовы делиться опытом на мастер-классах и персональных выставках, и Кирилл сейчас пытается решить вопрос финансирования этих привозов. К слову, «Молодость простит» проводится на голом энтузиазме создателя «Гутенберга» и его единомышленников, без каких-либо вложений со стороны спонсоров или государственных культурных институций. Единственная помощь — площадка, предоставленная международным центром искусств «Главный Проспект» Олега Гусева.

Часть работ на выставке посвящена экслибрису. Экслибрис — личный знак владельца книги, он обычно содержит имя, фамилию и рисунок, образно говорящий об интересах или составе библиотеки владельца. Это своеобразная и полузабытая сегодня предыстория культуры тегов и стикеров уличных художников. Экслибрис проставляется в виде печати или наклеивается на книгу, чаще всего на левый форзац. Мода на чтение бумажной книги возвращается, а книжка с собственной печатью — предмет более осознанного и бережного отношения ее владельца к своей библиотеке. Следующая инициатива Кирилла Бородина — образовательная программа для художников-графиков, выставка экслибриса и мастер-классы с художниками-каллиграфами по созданию экслибрисов. 

«Для большинства людей экслибрис звучит как какое-то заклинание. Между тем это аристократичная традиция, способ самоидентификации домашней библиотеки и метод возвращения культуры чтения и коллекционирования бумажной книги», — подчеркивает Кирилл Бородин.

Активная позиция и слегка утопические идеалы Кирилла Бородина очень импонируют: придя в «Гутенберг», словно попадаешь в теплые гости, где можно обсудить глобальные тренды и всякие пустяки, напечатать крутой принт на футболке и зарядиться неиссякающим оптимизмом. 

Выставка «Молодость простит» открыта с 8 февраля до 5 марта в творческой точке «Гутенберг» на проспекте Ленина, 8. 

Реклама

Реклама