Дина Хитрова – о том, как привыкла к плоггингу, экомешочкам и тушению пожаров в лесу
Нам давно говорят, что мусор нужно разделять, потребление ограничить, а на классический вопрос кассира про пакет отвечать «Спасибо, нет». Но ввести экологичные привычки в быт — задача, требующая для многих большого усилия воли. Уральская экоактивистка Дина Хитрова рассказала IMC, как стала экофрендли в процессе игры на спор с самой собой, и в результате бросила работу архитектором в Москве, чтобы тушить лесные пожары и продвигать принцип zero-wastе.
Я закончила архитектуру жилых общественных зданий в УрГАХУ и почти семь лет работала архитектором в Екатеринбурге и потом в Москве. Проектировала разные здания — офисные, административные, жилые. Мне было интересно идти по карьерной лестнице, хотелось стать новой Захой Хадид и открыть свою частную мастерскую. Но потом я поняла, что пока к этому придешь, пройдет вся жизнь.
Я меняла работы, пыталась добавить творческую начинку в проекты, но даже будучи ведущим архитектором в компании, приходилось делать только то, что говорили. Весь потенциал в таком случае уходит в никуда, человек становится шестеренкой.

В 2009 году я осталась без работы под Новый год и решила уехать в Питер. Там узнала про проект «Общество добровольных лесных пожарных» (ОДЛП), которые тушат пожары в лесу на севере Ладожского озера. Летом они набирали добровольцев, я решила, что нужно сменить обстановку, и поехала на Ладогу на неделю.
Это был 2010 год — самый пожароопасный. Меня не успели обучить вовремя и сразу отправили на действующий пожар. Показывали как и что делать на собственном примере — берешь ранец, наполняешь его и идешь тушить. Были случаи когда я понимала, что надышалась дыма. Садилась, отдыхала и опять. Это сейчас я такая умная, а в самом начале увидел огонь и скорей тушить. Когда человек встречается один на один со стихией, могут быть разные реакции — и паника, и сверхсила.

Мы жили в палаточном лагере, никаких комфортных условий не было. Но видимо настолько это было мое, что вернувшись после недели в Питер, я забрала все вещи из съемной квартиры и уехала на Ладогу до конца лета.
В мой первый год мы потушили порядка 20 пожаров. Потом такая статистика повторилась через четыре года в 2014 и снова в этом году. Прошлым летом было уже 26 пожаров.
На Ладоге оторфованная почва, поэтому даже если сверху пожар потушен, внутри он может продолжаться — сама почва будет гореть. Когда видимый огонь устранен, мы приступаем к земле — ставим стволы с мощным напором воды и как миксером перемешиваем горящую жижу под землей, пока не останется теплых угольков.
Группы волонтеров-пожарных есть не только на Ладоге. На этой фотографии Дина Хитрова тушит тростник в Астраханской областиЧтобы потушить один метр торфяного поля нужна тонна воды. Если пожар большой и действует давно, то мы можем тушить его несколько дней подряд, а потом еще приезжаем на окарауливание.
Передвигаемся между островами на трех лодках. Одна утром обязательно идет в патруль, на других выдвигаемся, если позвонили туристы или был замечен пожар нашими волонтерами. У нас есть люди с водительскими правами на маломерное судно, несколько лет назад я тоже получила, теперь могу официально перевозить людей.

В этом году будет девять лет, как я в составе ОДЛП. Сейчас мой образ жизни полностью подвержен тому, что я хочу делать. Это очень здорово. Пусть я зарабатываю небольшие деньги, но могу тратить на то, что приносит пользу. Статистику я не веду, но больше сотни пожаров за спиной уже набралось.
Два года назад я начала о своем опыте рассказывать. Каждое утро делала посты в соцсетях, люди начали следить. Этим летом, когда пожаров было слишком много, и наша группа уже вхлам натушилась, я бросила клич — приезжайте, смените нас. Некоторые люди отпросились с работы на пару дней и действительно приехали!
Так как летом я была волонтером в ОДЛП, а весной помогала Гринпис, то начала чаще общаться с людьми, которым небезразлично будущее планеты, и участвовать в разных акциях. Все это стало на меня потихонечку влиять, я прислушалась к тому, что говорили люди и начала думать, что я могу.

Так как первая профессия у меня швея-закройщик, я немножко шью, поэтому я просто начала пробовать сочетать разные материалы с рукавом и получились достаточно оригинальные вещи. Думала, что подарю свои поделки пожарным и друзьям и успокоюсь. Но оказалось, что людям, которым небезразличны леса и ресайклинг, тоже захотелось какой-то символ пожарного рукава иметь дома. Появились заказы. Длина пожарного рукава 20 метров, но даже этого количества материала не хватало! Два прошлых года мне специально присылали пожарные рукава из Питера, а потом я переключилась на эко-мешочки.
Я узнала о вреде пакетов в зрелом возрасте. В детстве мы не задумывались откуда появляются продукты, что для этого нужно, в чем мы их приносим из магазина. В советское время такой проблемы с пластиком не было как сейчас, а сейчас просто туши свет. Но есть люди, которым как и мне это важно.

Я перешла на экомешочки, потому что это полезно для всех и влияет на экологию города. Если я как можно больше людей «омешочу» — мусора станет в разы меньше. После лета на Ладоге я возвращаюсь в Екатеринбург и все свободное время уделяю добровольческим движениям («Эко-Двор», «ТомСойерФест», «Веган-Фест») и шью мешочки. Занимаюсь этим последний год. Заказы поступают из разных городов. В России это пока не сильно развито, я стараюсь помогать. Раньше заказывали Москва и Питер — это города, которые быстрее узнают обо всех новинках. Сейчас добавился Екатеринбург, возможно люди просто созрели. Для любого плода нужен срок, чтобы он упал. У меня так было с плоггингом.
Пару лет я живу рядом с Уктусским лесопарком. Весной я начала бегать в парке и поняла, что он очень замусорен. Подумала, почему бы мне не взять и хотя бы раз в неделю выносить часть мусора из него. Втянулась в это дело и начала видеть результат. Так как я веду блог в соцсетях, решила там писать и про это. И люди начали откликаться. Некоторых опыт вдохновил, а другие писали, что, выезжая на природу, уже много лет берут с собой мусорные пакеты, чтобы убрать территорию хотя бы частично. У меня это дополнительный стимул, чтобы ходить бегать.

Я беру с собой обычно мешок для общего мусора и две сумки для того, чтобы собрать вторсырье. В одну сумку собираю стекло, в другую пластик и алюминий. Потом на велике выезжаю в ближайший пункт приема. Бывали случаи, когда я десять килограммов собирала.
Мне писали люди о том, что может быть стоит подключить власти, придумать штрафы за мусор, либо организовывать группы плоггеров. Мне кажется, что группу организовать сложнее, чем самого себя. Поэтому я на собственном примере стараюсь доказать, что важно, чтобы вы сами себя замотивировали.
Все, что я помню о себе до десятого года, изменилось. Раньше была привычка шопиться, сейчас я полюбила секонд-хенды, не путешествую, откладываю все средства на Ладогу, занимаюсь плоггингом, разделяю мусор.
Очень сложно сразу переключиться с обычных привычек на новые. К этому нужно дойти. Я напрямую не вспомню тот день, когда начались кардинальные перемены. Наверное это случилось еще раньше, лет десять назад, когда я только-только интересовалась вегетарианским стилем. Помню, когда сидела в ресторане с друзьями за границей, заказала рыбу и вдруг осознала, что эта рыба была умерщвлена ради меня. Тогда я подумала, почему бы не измениться или хотя бы попробовать себя в другом амплуа и стала практически веганом.

С того момента я начала в разных сферах жизни пробовать себя в чем-то новом. Не просто делать так, как нас научили с детства, а проверять, насколько это мое или не мое. Это похоже на игру. Ведь детям часто предлагают играть по правилам, а они их тут же меняют. Получается, я нахожусь в состоянии играющего ребенка.
Сейчас есть такая тенденция — экотемы двигают в основном женщины. У меня среди знакомых тоже больше девушек, которые занимаются экопросвещением. Это требует больших ресурсных затрат. Человек ищет информацию, пробует на себе, сталкивается со сложностями, пытается их решить и вернуть результат обществу, рассказывая о своем опыте. За это не платят, видимый результат получается не сразу, мужчинам нужна более сильная мотивация и конкретный результат. Наверное дело в терпении — мир не изменить за один день, надо дать время человеку привыкнуть, попробовать и меняться самому.
История опубликована в рамках проекта российского Гринпис «Ничего лишнего». Читайте другие вдохновляющие истории женщин, которые спасают планету от мусора, на странице проекта. Стать героем может каждый, в этом поможет чек-лист полезных привычек.
Фотографии из архива Дины Хитровой.