Как Екатеринбург теряет наследие советского модернизмаНа глазах горожан уродуют здание цирка: исторический облик «обновляют» с помощью навесного фасада, который напоминает о безликих торговых центрах и офисных зданиях. И это далеко не первый пример того, как энтузиазм «реставраторов» погубил исторический вид красивых зданий 1970-1980-х годов: Театра эстрады, Драмтеатра, ККТ «Космос» и т. п. Архитектурный стиль этих и других построек называют «советским модернизмом», и он только сейчас осознается как историческая и культурная ценность. Но пока понимание того, что позднесоветская архитектура нуждается в защите, пришло далеко не всем.
18+

Честная архитектура в пластиковом саване

Как Екатеринбург теряет наследие советского модернизма

2 Ноября, 10:00
Автор: Дмитрий Колезев
Фото: Яромир Романов/Znak.com

На глазах горожан уродуют здание цирка: исторический облик «обновляют» с помощью навесного фасада, который напоминает о безликих торговых центрах и офисных зданиях. И это далеко не первый пример того, как энтузиазм «реставраторов» погубил исторический вид красивых зданий 1970-1980-х годов: Театра эстрады, Драмтеатра, ККТ «Космос» и т. п. Архитектурный стиль этих и других построек называют «советским модернизмом», и он только сейчас осознается как историческая и культурная ценность. Но пока понимание того, что позднесоветская архитектура нуждается в защите, пришло далеко не всем.

Ремонт фасада екатеринбургского цирка с помощью керамогранита стал шоком для многих горожан. Хотя директор цирка Анатолий Марчевский предупреждал об этих планах больше года назад. В интервью Е1 он прямо и откровенно говорил: «И фасад у цирка должен быть современного „звучания“ — керамоплитка, керамогранит и другие материалы, которых не было 30 лет назад. Он будет запроектирован так, как позволяют сегодняшние решения и материалы».

Ремонт фасада цирка. Фото Znak.com

Ремонт фасада цирка. Фото Znak.com

Да и в конкурсной документации по ремонту здания цирка все можно было прочитать заранее: ремонт фасада, «выполнение новой вентилируемой системы» и «облицовка фасада керамическими панелями Artico с устройством теплоизоляционного слоя» — все это было опубликовано в открытом доступе, но никто не обратил внимание и не забил тревогу. Мы, журналисты, в первую очередь виноваты в том, что не увидели этих строчек и не предупредили горожан.

Это далеко не первый случай, когда историческое здание уродуют «евроремонтом». Если по поводу необходимости защиты построек XIX века и конструктивистских зданий сложился хоть какой-то консенсус, то более поздние объекты не защищены ни законом, ни общественным мнением.

Таким Театр драмы был в оригинале

Таким Театр драмы был в оригинале

Таким стал после реконструкции

Таким стал после реконструкции

Поэтому в свое время было превращено в уродливую «теплицу» здание Драматического театра. Затянули в синее стекло изящный белый фасад Театра эстрады на улице 8 марта. Зашили серыми панелями «Космос». Совсем недавно лишили уникальности здание завода ОЦМ, закрыв его неповторимые колонны-сваи стеклянной стеной. Да и сам цирк, здание которого по замыслу архитектора когда-то возвышалось, как бы парило над землей, было испорчено нелепыми пристроями-стекляшками, квадратные метры в которых сдавались руководством цирка под что угодно, включая залы игровых автоматов.

«Мы не оставляем в городе ничего от той эпохи» 

Архитектор Полина Иванова — член арх-группы Podelniki, которая известна успешным проектом по консервации и сохранению «Белой башни». В этом году Полина подавала заявку на президентский грант в 800.000 рублей по созданию путеводителя по объектам советского модернизма Екатеринбурга, но ее заявка не вошла в число победителей, набрав 64,25 балла при необходимых 65.

Полина Иванова

Полина Иванова

Полина — одна из тех, кто считает, что советский модернизм нуждается в осмыслении, изучении и охране. Это явление недооценено, хотя оно составляет часть уникального облика нашего города.

— Что это вообще такое — советский модернизм?

— Советский модернизм, совмод — это термин, которым с недавних пор начали называть постсталинскую советскую архитектуру. Это такой повторно заимствованный конструктивизм: советский авангард стал популярным на Западе, и вся послевоенная Европа и Америка застраивались в формах модернистской архитектуры. А у нас был сталинский ампир, пышные формы, имперский стиль. Он не очень отражал действительность, пускал пыль в глаза. Особенно после войны, особенно в жилом строительстве.

Театр эстрады в оригинале

Театр эстрады в оригинале

Театр эстрады после реконструкции

Театр эстрады после реконструкции

После смерти Сталина Хрущев объявил борьбу с архитектурными излишествами. Города должны были строиться дёшево и быстро. В попытке найти новые формы архитекторы обратились к опыту конструктивистский архитектуры, а также к опыту западных коллег, у которых никакого перерыва на имперский стиль (кроме Германии и Италии) не было. Там они нашли новые материалы (развитый железобетон), функциональность, рациональность.

Интерес к этой архитектуре возник относительно недавно, как и необходимость его как-то называть. Ещё пару лет назад не было единого термина. Мне, например, очень нравилось определение «архитектура развитого социализма». Но недавно музей современного искусства «Гараж» выпустил путеводитель по советскому модернизму Москвы — и этим закрепил термин.

— В Екатеринбурге много объектов в этом стиле? 

— Советский модернизм хорошо представлен в Екатеринбурге. Но это ещё следует изучить, говорить об этом. Он пока не проявлен, как и конструктивизм не был проявлен 10 лет назад, считался просто «серыми коробками». Свердловск в это время рос и развивался, он был столицей области, здесь росли заводы, переведенные сюда во время войны, здесь были вузы, научные институты, центр военного округа и центр железной дороги. Все эти структуры строили здания для себя и своих работников. 

ККТ Космос в оригинале

ККТ Космос в оригинале

Обновленный ККТ Космос

Обновленный ККТ Космос

В 1973 году город праздновал юбилей и несколько больших центральных пространств города было тотально перестроено к этому празднику или к юбилею революции 1977 года. Это Исторический сквер, Октябрьская площадь, территория бывшей Мельковской слободы, площадь Красной армии. К юбилею был принят новый генеральный план.  В городе работали проектные институты, и это самое главное: у нас очень много нетиповых проектов. В городе был сильный союз художников, и многие здания украшены предметами монументального искусства — панно, мозаиками, барельефами. В общем стоит только начать изучать, и окажется что Екатеринбург — это вторая столица советского модернизма (после Ульяновска — там к 100-летию Ленина такого настроили, что их точно не переплюнуть).

— Советский модернизм сейчас осознается как ценность?

— К сожалению, лишь очень узким кругом специалистов. Мы видим, как здания переделываются: очевидно, люди пока не понимают эстетику этого стиля. Одновременно, мне кажется, есть ценность самой эпохи — это такое счастливое советское детство, Свердловск как наукоград и индустриальный центр. Это в целом позитивное время для города, много интересного происходило в это время. И этот позитив, этот интерес можно связать с архитектурой.

— Что происходит с объектами советского модернизма в городе? Как они реконструируются и обновляются? В чем основные ошибки? 

— В этом отношении все плохо. Во-первых, сейчас в нашем городе нет ни одного охраняемого памятника архитектуры этой эпохи. Во-вторых, ценности эстетики модернизма нет в головах жителей. Поэтому происходит такая попытка как-то «немножко модернизировать» модернистскую архитектуру. Занавесить ее современным фасадом, прикрыть этот «отстой 80-х». Но модернистская архитектура построена по принципу авангардной архитектуры. Там нет плоского фасада, там всегда есть объемные элементы, которые и делают эту архитектуру выразительной. Современные фасадные технологии не умеют с этим работать, и здание просто укутывают в саван из навесного фасада, погребая под ним изящество конструкций, которое всегда демонстрирует модернизм. Эта архитектура кажется «коробочками», но на самом деле у этих коробочек очень красивая утонченная игра на сочетании материалов, стыков, деталей. Коробочки очень минималистичны, но они изящны и функциональны. Когда мы заворачиваем коробочку в пластиковый пакет, он в общем передает форму примерно, но топорщится, лежит неровно и скрадывает детали. В итоге мы получаем полный отстой. Так мы получили невнятный синий куб Театра эстрады, черный куб Театра драмы, мраморный куб Лабораторного корпуса ОЦМ.

Когда-то второй этаж цирка нависал над землей, это было особенностью здания

Когда-то второй этаж цирка нависал над землей, это было особенностью здания

Однако в новое время руководство цирка решило использовать пространство под первым этажом для своих нужд. Поставили перегородки, которые исказили оригинальный облик постройки

Однако в новое время руководство цирка решило использовать пространство под первым этажом для своих нужд. Поставили перегородки, которые исказили оригинальный облик постройки

Все это плохо, потому что мы не оставляем ничего в городе от той эпохи. У нас есть разрушающиеся и отремонтированные особняки, есть конструктивизм и сталинки. Но от эстетики совмод не остаётся ничего. А между тем, это действительно честная, функциональная, рациональная архитектура, принципы которой сейчас очень актуальны. Но сейчас маятник на другой стороне, современники уже называют нашу эпоху цыганским или бандитским ампиром, глядя на «Гринвич», «Пассаж», Законодательное собрание Свердловской области. «Храм-на-драме» станет великолепным завершением этого ансамбля.

— Как можно защитить советский модернизм?

— Во-первых, нужно больше говорить о самой эпохе. В этом числе это делает сейчас Ельцин Центр: там много говорят о том, что происходило, чем интересны и славны эти времена.

Во-вторых, нужно больше говорить об аутентичности архитектуры, о ее функциональности. Это вечный бой между ампиром и рациональной архитектурой, рациональным обществом, рациональным государством. Такое ощущение, что маятник сейчас в пике на той стороне.

Надо противопоставлять совмод сталинской архитектуре и вообще архитектуре нелогичной, показушной, имперской.

В общем, нужно всячески популяризировать эту архитектуру и добиться, чтобы хотя бы одно здание этой эпохи было признано памятником.

Реклама

Реклама