Фотограф Дарья Гарник о новой выставке в «Доме Метенкова», кладах, поисках и городских легендахВ 2016 году «Дом Метенкова» победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В музее организовали арт-резиденцию «Новые истории Екатеринбурга». В конце прошлого года там изменили формат – во втором сезоне резиденций художники будут знакомить горожан с современным Екатеринбургом. It’s My City поговорил с Дарьей Гарник, новой участницей арт-резиденции и автором выставки «Молчание золота» о городских легендах, старых домах и золотоискательстве.
18+

«Всё странное интересно»

Фотограф Дарья Гарник о новой выставке в «Доме Метенкова», кладах, поисках и городских легендах

16 Мая, 15:40
Автор: Полина Глухих

В 2016 году «Дом Метенкова» победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В музее организовали арт-резиденцию «Новые истории Екатеринбурга». В конце прошлого года там изменили формат – во втором сезоне резиденций художники будут знакомить горожан с современным Екатеринбургом. It’s My City поговорил с Дарьей Гарник, новой участницей арт-резиденции и автором выставки «Молчание золота» о городских легендах, старых домах и золотоискательстве.

Что стало главной темой выставки?

– В своем проекте я обращаюсь к поиску. Поиск является одной из самых важных тем в жизни, в том числе и в практике создания изображения. Поэтому выставка будет состоять из двух частей — там будут натюрморты и небольшой зин, посвященный местам из городских мифов о кладах, и купеческим усадьбам Екатеринбурга. История получается фантазийная, потому что городские легенды часто имеют мало общего с реальными событиями и развиваются сами по себе. XIX век оставил большой и очень значительный след в истории города, и мне бы хотелось, чтобы зрители обратили внимание на эту часть нашей среды.

Фото Дарьи Гарник

О каких городских мифах идёт речь?

– Я не представляю, какой путь трансформации проходит городская легенда от своего зарождения до печати в туристической брошюре. Это классный феномен — такие брошюры есть в любом населенном пункте, ведь везде есть какие-то истории. Они привлекают и местных жителей, и приезжих, потому что всё странное интересно. Но когда я общалась с историками, поняла, что они это всё воспринимают через свою призму — им важны факты и достоверность, историческая основа, а эти составляющие в большинстве случаев отсутствуют или утеряны.

Выдержка из зина:

«Одна из самых известных в Екатеринбурге легенд связана с усадьбой Харитонова. Ходили слухи о пропадающих в ее подвалах людях, о чеканке фальшивых монет и о несметных сокровищах, зарытых в парке, который и сейчас своим холмистым рельефом и извилистыми дорожками влечет кладоискателей. Кирпичная усадьба Железнова — одно из самых необычных зданий — также хранит в себе множество тайн. Существует легенда, что жена купца, Мария, была склонна к клептомании. Скончалась она неожиданно и скоропостижно, и с тех пор люди видели на территории особняка ее призрак в белом одеянии, возможно, охраняющий свои сокровища. Другая история, также связанная с супругой золотопромышленника, рассказывает о спрятанных в тайной комнате драгоценностях Евгении Тупиковой, ставшей после смерти мужа богатой набожной вдовой. Клад старинных монет, поговаривают, был найден при реконструкции другой усадьбы — купцов Рязановых, королей золотого дела. Сейчас она в плачевном состоянии: особняк превратили в коммунальное жилье, и кто знает, какие сокровища там будут найдены спустя еще сто лет».

Фото Дарьи Гарник

В своём проекте ты обращаешься к поиску. Какую роль для тебя играет поиск себя?

– Поиск себя и своего места в жизни — это бесконечная история, как мне кажется.

Как ты решила стать фотографом?

– Я не всегда хотела быть фотографом, просто в какой-то момент поняла, что хочу этим заниматься. У меня классическое образование искусствоведческого факультета, и это оказалось очень хорошей базой для освоения фотографии. Уже почти два года я учусь онлайн в Школе современной фотографии «ДокДокДок» в Санкт-Петербурге, там очень крутые кураторы и насыщенная программа. За это время я осознала, в какую сторону хочу двигаться дальше, что наполнение работы смыслами дает больше отдачи, чем коммерческая или рекламная фотография, которой я зарабатываю на жизнь. В общем, можно сказать, что я до сих пор учусь, и это тоже бесконечный процесс — сейчас всё очень быстро меняется.

Как проходил отбор резидентов и сложно ли было попасть туда?

– В программу арт-резиденции меня позвали кураторы Дома Метенкова. Открытого приема заявок на 2018 год в резиденцию не было. Когда кураторы меня пригласили, то это стало для меня большой неожиданностью, я страшно волновалась. Переживаю до сих пор.

Фото Дарьи Гарник

Что самое сложное в создании собственного проекта?

– Главная сложность для меня — это всегда поиск форм, методов высказывания для воплощения идеи. Вот находится какая-то классная тема, и нужно понять: как, с какой стороны к ней подойти, чем дополнить, что убрать, как соединить разные элементы, если они есть. Я не из тех счастливчиков, которые сразу понимают, что нужно делать, и делают. У меня это всегда мучительный и долгий процесс.

Как на выставку повлиял формат арт-резиденции?

– Такой формат выставки — это совершенно новый опыт для меня. Но за время работы я постоянно получала обратную связь, ребята из «Дома Метенкова» помогали моей идее формироваться. Без них бы ничего не получилось, это точно. Вообще, арт-резиденция — это такой «левел-ап», конечно. Я поняла, как функционирует музей, что нужно учитывать при подготовке, насколько важна командная работа. Это очень крутой опыт.

Фото Дарьи Гарник

Открытие выставки Дарьи Гарник «Молчание золота» состоится 16 мая в 19:00 в фотографическом музее «Дом Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36).

Реклама

Реклама