Продолжим подведение итогов года. На этот раз автор IMC вспоминает, что мы смотрели в кино в уходящем году. Семнадцать избранных кинолент семнадцатого года: от Звягинцева и Джармуша до Витьки–Чеснока и Человека-Паука.
18+

Молчание Патерсона и теснота Дюнкерка

It’s My City о 17 фильмах 2017 года

29 Декабря, 00:44
Автор: Дмитрий Ханчин

Продолжим подведение итогов года. На этот раз автор IMC вспоминает, что мы смотрели в кино в уходящем году. Семнадцать избранных кинолент семнадцатого года: от Звягинцева и Джармуша до Витьки–Чеснока и Человека-Паука.

Нелюбовь

Пятый фильм Андрея Звягинцева и третий в своеобразной трилогии о России, начатой искрометно-злой «Еленой» и продолженной апокалиптичным «Левиафаном». В «Нелюбви» воют сирены, снег падает на заброшенные здания, московские окраины превращаются в брейгелевские пейзажи, и посреди всего этого – распадающаяся семья как символ распадающегося общества.

мама!

Скандал! Бомба! «мама!» (именно так, с маленькой буквы, пишется название этого фильма). Несколько лет назад Даррен Аронофски замахнулся на библейский блокбастер – «Ной» ожидаемо оказался монструозным провалом. Не каждый способен извлечь что-то хорошее из отрицательного опыта, но наш герой смог: к седьмому фильму у него выросли крылья, вместе с ними – рога и копыта, и оказалось, что под личиной автора «Реквиема по мечте» все это время дремал новый Триер. Серьезно. «мама!» – насыщенное сотнями аллюзий, бесконечное глубокое кино, которое можно интерпретировать десятками разных способов. При этом фильм Аронофски дик, бесстыден, кровав; это бесстрашное кино, прущее напролом, пугающее женщин, детей, а в первую очередь – мужчин.

Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом престарелых

Претендент на первенство в вымышленной нами премии за самое дикое название фильма – дебют молодого режиссера Александра Ханта и один из самых заметных русских фильмов года. Название неплохо пересказывает сюжет: гопник-сын везет отца-уголовника в дом престарелых, и по пути они попадают в увлекательные приключения под аккомпанемент самого актуального музыканта года – рэпера Хаски. По степени черноты юмора фильм вполне может составить конкуренцию лучшим работам Тарантино и Гая Ричи, растворяющаяся в желто-зеленом целлулоидном мареве картинка напоминает о картинах Вонга Кар Вая, а сам по себе «Витька Чеснок» – удивительный пример русского фильма, который не хочет казаться обвинительным приговором, проповедью или новым заветом. Это просто клевый фильм – и все тут.

Прочь

Молодой чернокожий фотограф едет знакомиться с родителями свой белой девушки и оказывается в кошмаре наяву. Самый неожиданный хит года – скромный хоррор, собравший одну четвертую миллиарда в прокате и получивший высочайший рейтинг среди фильмов года. Впрочем, хоррором «Прочь» является лишь формально: на самом деле, это остроумное, меткое и едкое сатирическое кино о расовом вопросе. А если не брать в расчет социальную значимость, фильм радует безупречной трехактной структурой, тонкими актерскими работами и просто крутизной. Да и такой сценарий вполне мог бы написать Владимир Сорокин.

Теснота

Еще один фильм о национальных конфликтах, на этот раз – на российской почве. Действие «Тесноты» разворачивается в Нальчике 1998 года. В бедной еврейской семье случается трагедия: сына с невестой похищают и требуют выкуп. Такова завязка этой камерной истории, причем камерной во всех смыслах: фильм всеми способами вызывают у зрителя ощущение той самой заявленной в заголовке тесноты. Самый яркий дебют этого года: режиссер картины – 26-летний уроженец Нальчика Кантемир Балагов.

Молчание

XVII век. Для того, чтобы найти своего учителя, два молодых португальских монаха-иезуита отправляются в Японию – страну, в те времена враждебно настроенную к проповедникам Евангелия. Для того, чтобы сделать это кино, у Мартина Скорсезе ушло 27 лет. Итогом долгой и сложной работы стала монументальная, почти трехчасовая лента о молчаливых диалогах с богом. «Молчание» встало в один ряд с «Последним искушением Христа» и «Кундуном» – главными фильмами Скорсезе о религии.

Патерсон

Фильм Джима Джармуша – и этим все сказано. Медитативная лента о простом парне, который живет с красавицей-женой в маленьком американском городке, работает водителем автобуса, выгуливает собаку, пьет пивко в баре по вечерам и пишет стихи немыслимой красоты. В «Патерсоне» самый любимый россиянами американский режиссер полностью раскрывает свой творческий метод: искать поэзию в жизненных мелочах, вглядываться в быт до тех пор, пока сквозь него не начнет просвечивать тайна бытия. К выходу картины кинокритик Антон Долин написал книгу о Джиме Джармуше и презентовал ее в Екатеринбурге. Наше интервью с автором вы можете прочитать по ссылке http://itsmycity.ru/blog/post/id/7044 .

Оно

Тим Карри в роли клоуна был объективно круче Билла Скарсгарда, но в остальном новое «Оно» – отличная экранизация лучшего романа Стивена Кинга. Конечно, всю глубину книжки на экран не перенесешь, зато в картине идеально выдержана атмосфера киношных восьмидесятых, дети отлично играют, пацан из «Очень странных дел» зажигает, а главное – в фильме передана центральная кинговская мысль: о том, что зло – это не танцующие клоуны и монстры из канализации, а домашнее насилие, одиночество и равнодушие близких. Следующей осенью нас ждет продолжение – экранизация «взрослой» части книги.

Аритмия

Трудно было избежать этого фильма – «Аритмия» штурмом брала все кинофестивали, на которых появлялась, от восторженных отзывов рябило в глазах, общую картину дополняли дружно рыдающие кинозалы. Весь этот хайп может сослужить картине недобрую службу: у нового зрителя «Аритмии» будут завышенные ожидания, которые фильм может и не оправдать. Признаемся честно – так произошло с нами, и, включив ленту Бориса Хлебникова в наш топ, мы немного покривили душой. Однако обойти вниманием ее все-таки нельзя – как ни крути, самый громкий фильм года. Загвоздка заключается в том, что фильм этот совсем не громкий, а, напротив, тихий, скромный, интимный. И если отбросить все ожидания, то перед нами окажется неровная, но не лишенная обаяния мелодрама о семье и работе.

Малыш на драйве

Имя Эдгара Райта пока не значится в списках величайших режиссеров всех времен, и это вопиющая несправедливость, ведь он – один из самых самобытных авторов современности, а «Малыш на драйве» – очередной его шедевр. Яркое, ритмичное, насквозь музыкальное кино о смазливом парне, который работает водителем у грабителей и не расстается с плеером – лучше не бывает. Дисс на фильм «Драйв» с Райаном Гослингом, о котором речь – в следующем пункте.

Ла-Ла Ленд

«Сити оф стааааарс», напевали мы первую половину этого года, вспоминая лихие танцы, залитый солнцем Лос-Анджелес, Гослинга за роялем и огромные глаза Эммы Стоун. Автор «Одержимости» Дэмьен Шазелл воскресил на экране дух старых голливудских мюзиклов, но приправил его суровой правдой жизни. Результат получился небесспорным, но блистательным.

Человек-Паук: Возвращение домой

Забудьте всех прошлых киношных спайдерменов: новый – лучше в сто раз. Единственный супергерой-подросток наконец-то дождался подростковой экранизации: «Возвращение домой» – идеальное тинейджерское кино, в котором друг-ботаник, красотка-одноклассница и школьный бал не менее важны, чем подвиги и сражения со злодеями. Тенденция налицо: супергеройское кино в этом году отказалось от мрачной многозначительной смури а-ля «Мстители: Эра Альтрона» и обрело человеческое лицо. Еще одно подтверждение этому тезису – в следующем пункте нашего тома.

Стражи Галактики. Часть 2

Вторая часть самой веселой супергеройской франшизы получилась еще лучше первой: одновременно и смешнее, и трогательное. За первое здесь отвечают уморительные приключения героев. За второе – сюжетная линия о том, как Питер Квилл обрел отца. Под обе категории попадает малыш Грут – несомненно, лучший нарисованный киногерой года (худших вы найдете в «Эмоджи фильме»).

Время первых

Как правило, блокбастеры отечественного производства являют собой нечто монструозное и невразумительное, однако есть из этого правила и знаменательные исключение. Одно из них – «Время первых». Фильм об Андрее Леонове, первом землянине, вышедшем в космическое пространство, выглядит не хуже «Гравитации» и «Интерстеллара», но визуальными эффектами дело не ограничивается: это попросту увлекательное кино, вызывающее искреннюю, не вымученную гордость за «своих».

Манчестер у моря

Тихий и нелюдимый с виду слесарь отправляется в американскую глубинку, чтобы опекать племянника, и попутно пытается совладать с призраками прошлого. Тихий и незаметный с виду фильм, а на самом деле – бесподобный. Никакого нагнетаемого драматизма, никакого запланированного катарсиса – просто жить, как она есть, и инструкция о том, как ее принять.

Роковое искушение

Сняв два фильма на века – «Девственницы-самоубийцы» и «Трудности перевода» – София Коппола пустилась в эксперименты. То Марию-Антуанетту в кеды обует, то отправит Эмму Уотсон грабить дома знаменитостей. Действие «Рокового искушения» разворачивается в годы Гражданской войны в США. В удалении от грохочущих пушек, где-то в лесах Вирджинии стоит пансионат для благородных девиц. Его обитательницы – разнокалиберные роковые красавицы Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг плюс несколько маленьких девочек – живут уединенной жизнью до тех пор, пока у них на пороге не оказывается истекающий кровью капрал с бровями Колина Фаррела. Изначальное название фильма переводится как «Обманутый», но русская локализация ему очень к лицу: «Роковое искушение» – это нахальный, бесстыдный палп-фикшин, который вызовет категорическое отторжение у многих, но ценителей приведет в восторг.

Дюнкерк

К новому фильму самого противоречивого (творец или ремесленник? гений или зануда?) режиссера современности можно предъявить тысячу претензий. Персонажи нераскрыты. Смешение нескольких временных пластов ничем не оправдано. Разобраться в происходящем на экране решительно невозможно. На самом деле, претензии бессмысленны, ведь оркестр Циммера гремит басами, картинка плавится в голубом мареве, смыслы тонут в монтаже, а зритель за полтора часа переживает такие эмоции и ощущения, какие от кино не ожидаешь. Собственно говоря, Кристофер Нолан снял не фильм, а видеоинсталляцию, которую можно нон-стопом крутить на биеннале или, скажем, в военном мемориале.

Фото: kinopoisk.ru