Главный портал города
Сейчас кое-где можно прочитать, что Забанных, мол, был одним из создателей E1. Это неправда. Он пришел в уже существующий проект, но, как обычно, тут же занялся его улучшением.
Должность Забанных называлась «программист». Но это сейчас программисты получают задание от менеджера и садятся писать свой кусок кода. Тогда же в Е1 программист был и дизайнером интерфейсов, и кем-то вроде директора по развитию. Он мог предложить: а давайте сделаем на сайте объявления по недвижимости!.. И потом сам садился писать для них код.
Нет, Забанных не был создателем E1 — но именно при нем (и с его участием) этот портал превратился в тот, каким его знают екатеринбуржцы. Во-первых, появились форумы. Постепенно они стали главным местом городского общения, а самый популярный из них, форум автоклуба Е1, оказался чем-то вроде альтернативного городского медиа. Тысячи пользователей узнавали здесь новости, обсуждали происходящее в городе, знакомились, дружили, ругались; это была очень живая и энергичная среда.
«В чем феномен популярности форума автоклуба? — размышляет Забанных. — В начале 2000-х на пересечении двух множеств — «люди, у которых есть машина» и «люди, у которых есть интернет» — появилось подмножество хороших людей, которым было о чем поговорить. Сейчас такое уже не работает: интернет есть у всех, автомобили тоже почти у всех».
Вскоре к форумам добавились объявления по продаже автомобилей, которые постепенно стали едва ли не крупнейшим источником трафика на Е1. Чтобы раскрутить новинку, портал купил пару рекламных щитов напротив городских авторынков и разместил на них рекламу: «Авторынки больше не нужны! E1.Ru/auto». Через некоторое время в офисе E1 появились озадаченные люди в спортивных костюмах и с борсетками: это представители владельцев авторынков приехали выяснить, что такое Е1 и почему же «авторынки больше не нужны». «Они не вели себя агрессивно, просто интересовались, и мы пытались объяснить им: вот, есть интернет, тут можно размещать объявления. Но я не уверен, что они тогда все поняли», — со смехом вспоминает Забанных.
Помимо объявлений о продаже автомобилей, появились раздел недвижимости, фотоальбомы, поиск работы и другие сервисы, которые привлекали на Е1 множество пользователей. Во многом популярность городских сервисов объяснялась тем, что в то время трафик делился на внутригородской и «внешний», и второй был намного дороже. Поэтому люди стремились пользоваться сервисами местных порталов. То же самое происходило в других регионах, где росли свои сайты, подобные Е1: в Челябинске (74.Ru), Тюмени (72.Ru), Новосибирске (NGS.Ru). Вскоре их сотрудники стали общаться между собой и делиться опытом, знаниями и практиками.
О монетизации сервисов думали во вторую очередь — главное было набрать побольше пользователей. Затраты окупались простым размещением баннеров. Лишь позднее на Е1 стали появляться платные опции, приносящие дополнительную выручку.
К середине 2000-х Е1 окончательно обошел всех конкурентов и утвердился в статусе главного сайта Екатеринбурга. Каждый день на сайт приходили полторы сотни тысяч пользователей, загружали гигабайты фотографий, использовали почтовый сервис, искали на Е1 работу, покупали машины и квартиры, знакомились между собой и читали новости. Антон Забанных был в центре этого бурления цифровой жизни.