Деcять изменений, которые ждут город в ближайшие девять летЕкатеринбург – один из самых быстро меняющихся городов страны. Несмотря на экономические кризисы и изменения внешней среды, он продолжает двигаться вперед. Сейчас город может меняться только совместными усилиями всех заинтересованных сторон.
18+

Екатеринбург будущего: на пути к «столице Евразии»

Деcять изменений, которые ждут город в ближайшие девять лет

19 Октября, 16:00
Автор: Юлия Позднякова

Екатеринбург – один из самых быстро меняющихся городов страны. Несмотря на экономические кризисы и изменения внешней среды, он продолжает двигаться вперед. Сейчас город может меняться только совместными усилиями всех заинтересованных сторон.

ItsMyCity совместно с компанией Брусника запускает проект «Горизонты города»: мы будем описывать происходящие в городе перемены, рассказывать о развитии. Первый текст – о глобальных изменениях, которые уже запланированы в Екатеринбурге: от нового аэропорта до «уральского Диснейленда».

Екатеринбург развивается не бессистемно. Главные сценарии развития города – это Генеральный план и Стратегический план, создатели которых постарались предусмотреть все: от архитектуры до экологии. В 2015 году была завершена реализация «первой очереди» Генплана, теперь началась вторая.

Актуальный Генеральный план Екатеринбурга был единогласно принят депутатами Городской думы летом 2004 года. До этого около трех лет велась работа над документом. Ее начали, когда стало окончательно ясно, что старый, утвержденный в 1972 году, Генплан устарел. Задачи перед городом создатели поставили, мягко говоря, амбициозные: не только «трансформировать Екатеринбург из индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города», но и задать «развитие Екатеринбурга как столицы территориальных образований – екатеринбургской городской агломерации, Свердловской области, Уральского федерального округа и Евразийского материка». Помимо многочисленных долгосрочных процессов, изменение города должно быть обусловлено конкретными проектами.

1. Из города исчезнут шесть заводов

В 1930-е и 40-е годы индустрия превратила небольшой региональный центр в один из самых мощных городов страны. Но сегодня Екатеринбург перестает быть промышленным, а значит, огромные заводские зоны, когда-то бывшие драйвером его развития, должны быть переделаны в нечто другое. По данным Корпорации развития Среднего Урала, доля промзон от общей площади Екатеринбурга составляет порядка 40%. За последние несколько лет из центрального района Екатеринбурга уже исчезло около 20 производств. К 2025 году из жилых районов города должны уйти еще шесть заводов. Среди них – производственная площадка «Уралтелеком» в Кировском районе, цеха ОАО «Уктус» в Октябрьском районе, завод «Каучук» в Чкаловском районе.

У редевелопмента масса преимуществ: на промышленные площадки уже проведены тепло- и электросети, есть водоснабжение, подведен транспорт. Но самое главное – расположение: в городе, особенно в центре, почти не осталось свободной земли.

Чаще всего старые заводы превращаются в жилую недвижимость. Например, на месте мукомольного завода, снесенного несколько лет назад, УГМК собирается реализовать проект строительства элитного жилья.

2. Екатеринбург станет на четверть больше

По прежним подсчетам специалистов, к 2025 году в Екатеринбурге должно было жить 1,4 млн человек. По свежим данным, к 2025 году планируемая численность населения составит 1,6 млн. Но и этот прогноз кажется весьма консервативным. По данным на 1 октября 2016 года, в городе уже было 1 миллион 500 тысяч 394 жителя. Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман прогнозирует увеличение населения до двух миллионов горожан в ближайшие пять лет.

Количество сданных метров жилья в Екатеринбурге

Исходя из этого, были произведены перерасчеты объемов жилищного строительства. К 2025 году количество квадратных метров жилья в Екатеринбурге составит 47 млн кв. м (сейчас в Екатеринбурге более 36 млн кв. м жилья, в год сдается около миллиона).

Наибольший прирост квадратных метров городу дают проекты комплексного освоения территории – когда строится не один дом, а сразу целый микрорайон (а то и район). По такому принципу появился Академический, УГМК будет строить «Северную корону», а РМК – «Мельковские кварталы» в центре города. Жилой район «Солнечный», рассчитанный на 85 тысяч человек, строится в южной части Екатеринбурга. Мастер-девелопером выступает «Форум-групп». У «Солнечного» есть отличие от всех остальных проектов комплексного освоения территории. Застройку микрорайона ведут сразу несколько екатеринбургских девелоперов – Брусника, «Виктория», «Синара-Девелопмент». Благодаря этому между компаниями возникает здоровая конкуренция. Каждый новый девелопер приходит со своими идеями и замыслами, появляются новые стимулы и возможности постоянно делать проект лучше.

Кроме участия в «Солнечном» Брусника занимается еще одним проектом комплексного освоения территории - микрорайоном «Шишимская горка» на Уктусе. Район будет использовать квартальную застройку, в нем будет проживать шесть тысяч семей.

Такие масштабные проекты комплексного освоения территории играют важную роль в долгосрочном планировании города.

3. Река Исеть превратится в важную градостроительную артерию

В 2011 году Екатеринбург готовился к участию в конкурсе на право принять «Экспо-2020». Одним из консультантов властей выступал бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо. Летая на вертолете над городом, он удивлялся: у вас столько водных пространств, а вы почти не используете их с градостроительной точки зрения.

Это действительно так: Екатеринбургу еще только предстоит осмыслить и застроить берега нескольких водоемов. Активнее всего сейчас обсуждается будущее главной реки города – Исети. Больше всего спорят о судьбе перспективного для застройки левого берега в районе парка ЦПКиО. В городской администрации настаивают, что здесь должна быть сохранена рекреационная зона, однако девелоперы предлагают разместить тут дома с коммерческими помещениями.

«Сейчас набережная используется фрагментарно, поэтому мы хотим получить проект комплексного развития, связанный с благоустройством всей набережной, чтобы она была вовлечена в общегородскую рекреационную систему. Потенциал реки для города полностью не раскрыт, а город в свою очередь не обращен к набережной. Более того, во многих местах эта территория маргинализирована», – говорит главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.

По его словам, эта территория не должна превратиться в приватные и «не связанные пространства». «Это станет одним из ключевых моментов Стратегии пространственного развития, разработкой которой занимается городская администрация, с привлечением профильных специалистов и активных горожан», – подчеркнул главный архитектор. Территория левого берега Исети будет меняться в течение нескольких десятков лет.

Пример наиболее удачной реализации проекта по застройке набережной в Париже

«Вдоль по течению Исети отсутствует связное и концептуально единое благоустройство, и река как будто "теряется" в структуре города. Вода, потенциально способная стать центром притяжения городской активности, остается не включенной полноценно в городское пространство как функционально, так и визуально», – рассуждает архитектор фонда содействия развитию городов «Город. PRO» Елена Кропанева.

По ее словам, работы над объектами должны начаться после осмысления: какие участки набережной делать изолированными, а какие – открытыми, какое будет соотношение транзитных, природно-ландшафтных и наполненных городскими активностями зон. Определившись с ответами на основные вопросы, можно начинать работать над комплексными решениями, общими для всей территории.

4. Появится больше парков

По данным федеральной службы государственной статистики, в прошлом году общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты Екатеринбурга составила 24,6 тыс. га, к 2025 году планируется увеличить площадь до 28 тыс. га.

По словам главного архитектора Екатеринбурга Тимура Абдуллаева, перед городской администрацией стоит задача по сохранению существующего пространства и его приспособлению для времяпрепровождения. «Суть заключается в том, чтобы правильно использовать существующие зеленые зоны. Во-первых, не сокращать их количество, а во-вторых, благоустроить так, чтобы люди могли ими пользоваться. Дефицита зеленых территорий в городе нет, но условия для их использования не созданы», – отмечает Тимур Абдуллаев. По его словам, сейчас в городской администрации ведется работа над составлением реестра общественных пространств и подготовка к их осмыслению. «Большая работа будет проходить по парку XXII партсъезда, по зеленой зоне в районе Вечного огня. Несколько частей парка оказались «разрезаны» улично-дорожной сетью и не благоустроены должным образом», – констатирует он.

Еще одним крупным проектом озеленения будет парк на Ботанике, в районе улиц Академика Шварца, Юлиуса Фучика и бульвара Самоцветного. Тут появится парк площадью 6,5 Га с площадкой для проведения мероприятий, скейт-парком, зоной wi-fi, велодорожками и т.д.

5. Построят огромный парк развлечений

В прессе его окрестили «уральским Диснейлендом», но к компании Disney он иметь отношения не будет. Да и информация о «парке DreamWorks», проходившая некоторое время назад, устарела – скорее всего, это будет парк развлечений, в котором будут уживаться герои сразу многих мировых развлекательных брендов. По крайней мере, именно в этом ключе строится парк «Остров мечты» в Нагатинской пойме в Москве – возводящая его группа компаний «Регионы» будет делать проект и в Екатеринбурге.

Он разместится на пересечении Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) и Полевского тракта, неподалеку от микрорайона «Солнечный».
На этой территории будет размещена гостиница на 369 номеров, концертный зал более чем на 5 тыс. мест. Парк планируется сделать круглогодичным – значительная его часть должна стать крытой, внутри будет поддерживаться комфортная температура.

Парк должен стать единственным объектом такого рода на огромной территории от Москвы до Дальнего Востока.

6. Появятся новые автовокзалы

В ближайшие годы в Екатеринбурге появится новый автовокзальный комплекс, входящий в состав основного пересадочного узла. Он будет расположен недалеко от здания существующего Северного автовокзала, в районе железнодорожного вокзала. Планируемая пропускная способность – 15 тыс. пассажиров вместо 9 тыс., которые сейчас максимально способен пропустить автовокзал. Для здания уже разработан эскизный проект, и построить его хотели к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако позднее выяснилось, что сроки и объемы строительства были скорректированы.

Еще один дополнительный автовокзал «Северный» может появиться в районе станции метро «Проспект Космонавтов», и «Южный» – в районе станции метро «Ботаническая». Более конкретные планы по строительству последнего были обнародованы в июле 2016 года на международной промышленной выставке «Иннопром».

7. Обновится логистическая инфраструктура

Екатеринбург развивает экономику во многом благодаря своему географическому положению и проходящим через него транспортным потокам. Через Екатеринбург проходит Транссиб – главная железнодорожная магистраль страны. По данным Свердловской железной дороги (СвЖД), размеры перевозок грузов в целом по свердловскому узлу к 2025 году возрастут примерно на 25% к уровню 2015 года (200,5 млрд т-км). Также запланировано увеличение пассажиропотока.

Одним из спорных вопросов стала судьба станции Свердловск-Сортировочный. Схема развития узла по Генплану предусматривает перенос всей сортировочной работы на новую станцию Седельниково (Сысертский район). По этому плану, на станции Свердловск-Сортировочный сохранится только часть путевого развития для обслуживания прилегающих к ней промышленных предприятий. Кроме того, в Генплане обозначен вынос за пределы селитебной (земли для строительства жилой и коммерческой недвижимости) части станции Свердловск-Пассажирский, Свердловск-Товарный и вспомогательной станции Шарташ.

Однако в СвЖД не видят возможности выносить станцию сейчас. «Екатеринбург-Сортировочный – самая большая сортировочная станция в России. Это крупный и сложный инфраструктурный объект. Поэтому вынос станции за пределы Екатеринбурга экономически нецелесообразен», – сообщили в пресс-службе компании. Вместо этого СвЖД занимается техническим перевооружением сортировочного комплекса, а также реорганизацией грузовых потоков. К 2025 году из центральной жилой застройки города будут вынесены грузовые железнодорожные перевозки. Появятся грузовые станции Гипсовая, Звезда, Лечебная, Уктус и Шувакиш.

Стратегически будущее города во многом связано с планами по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ), с помощью которой преодолеть расстояние от Екатеринбурга до Москвы можно будет за 8 часов (на обычном поезде время в пути составляет более 25 часов).

8. Возможно, откроют новый аэропорт (и увеличат существующий)

У Екатеринбурга есть второй небольшой аэропорт – «Уктус». Еще несколько лет назад существовал план реанимации «Уктуса» и превращения его в постоянно действующий аэропорт местных авиалиний. Пока что эти планы заморожены. Впрочем, с развитием малой и частной авиации (на том же «Уктусе» УГМК планирует размещение завода по изготовлению легких самолетов Л-410) к идее создания второго аэропорта могут вернуться.

До 2025 года в Кольцово запланировано строительство третьей взлетно-посадочной полосы. Планы по строительству третьей ВВП постоянно отодвигаются: в 2007 году ее хотели построить к 2009 году, в 2012-м речь шла о 2020 годе. Сейчас в пресс-службе аэропорта затруднились прокомментировать ход строительства третьей полосы. «Аэродром – собственность государства, находится в аренде у аэропорта. Строить третью полосу будет государство», – пояснили в пресс-службе Кольцово. Третью полосу планируется расположить на расстоянии 1,5 километров от двух существующих. Нынешние расположены настолько близко друг к другу, что одновременно использовать их невозможно. Третья полоса бы решила эту проблему и позволила значительно увеличить пассажиропоток.

9. Замкнется ЕКАД

Любой крупный город должен иметь объездные дороги. У Москвы несколько объездов. В Екатеринбурге до сих пор не завершено строительство Екатеринбургской кольцевой автодороги – ЕКАД. Она позволит, во-первых, направить весь грузовой транспорт в объезд (что должно улучшить экологию, разгрузить дороги и увеличить их сохранность). Во-вторых, она облегчит жизнь городским автомобилистам, которые смогут быстрее перемещаться из района в район по кольцу. Почти наверняка замыкание ЕКАД увеличит привлекательность земельных участков вокруг дороги, приведет к открытию новых торговых и сервисных объектов.

Как считает специалист фонда «Город. PRO» Владимир Злоказов, помимо прочего, на ЕКАД могла бы появиться велосипедная инфраструктура. «Мы говорили с проектировщиками последней очереди ЕКАД, и они пообещали учесть наши предложения. Вокруг кольцевой автодороги проходит много живописных маршрутов, и для них хорошо было бы сохранить пешеходные тропинки, построить пешеходные мосты и построить, например, тоннели», – рассказал он.

По словам вице-премьера правительства Свердловской области Сергея Швиндта, к концу 2017 года будет введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс, а примерно к 2020 году кольцо должно замкнуться.

10. Появится новый зоопарк

Планы построить в Екатеринбурге новый зоопарк существовали давно. В 1980-е годы городской зверинец планировалось перенести из исторического центра города, где он ютится на площади в 2,5 гектара, на более свободную площадку на Юго-Западе города, в районе улицы Зоологической. Однако от идеи отказались.

Теперь планы по строительству нового зоопарка вынашивает группа «Синара». К 2018 году компания обещала начать строительство нового парка на Кольцовском тракте. Его площадь составит 20,8 гектара, консультировать проектировщиков будут специалисты из зоопарка Праги (а это действительно хороший европейский зоопарк, один из лучших в мире). На территории нового зоопарка также разместятся планетарий, научно-технический музей, музей крупной техники, трасса для картинга и гостиница. Площадка нынешнего зоопарка, скорее всего, попадет под коммерческую застройку, хотя некоторые специалисты предлагают сохранить действующий зверинец и разместить в городе два зверинца.
* * *
Конечно, не всегда все идет по плану. Бывший глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий любит вспоминать, как в первой редакции Стратегического плана развития Екатеринбурга целый раздел уделялся развитию проводной телефонной связи. Но к середине 2000-х стало понятно, что мобильная связь окончательно убила проводную, и этот кусок программы можно просто выкидывать.

Скорее всего, жизнь внесет свои коррективы и в нынешние планы. Появятся новые ограничения и новые возможности. Но у Екатеринбурга отличный потенциал роста, и если горожане будут разумно подходить к выбору пути развития города, то он будет расти и дальше. Дорастет ли когда-нибудь до «столицы Евразии»? Будем надеяться.

Фото: Антон Сметанин, Ярослав Романов, Брусника, E1, группа компаний "Регионы", ОАО "Трест Уралтрансспецстрой", «Город. PRO»

Реклама

Реклама