IMC И "ТОЧКА" ПРЕДСТАВЛЯЮТ: ДЕЛО НЕ В ДЕНЬГАХ
Дело не в деньгах: ювелирная история Bryantseva
Как создаются украшения для девушек, которые не носят украшения
Перекресток улиц Чайковского и Щорса обрамляют бетонные многоэтажки. Гудят троллейбусы, междугородние автобусы покидают Екатеринбург и спешат обратно. Здесь, в спальном районе, исподлобья поглядывает на соседей здание уральской пробирной палаты. Внутри инспекторы каждый день решают судьбу тысяч драгоценных колец, сережек и браслетов, сделанных уральскими мастерами.

Готовое изделие натирают в нескольких местах, анализируют химический состав металла. Ювелирные эксперты определяют в сплаве процентное соотношение золота или серебра. Чтобы получить 925 пробу, серебряное кольцо должно на 92,5 процента состоять из серебра. Партии украшений оцениваются сплошной выборкой – перед продажей проверку проходит каждое.
Минималистичные вещицы марки Bryantseva здесь знают уже два года. С каждым месяцем изделий поступает все больше – сегодня до 400-500 штук. Получив заветное клеймо, кольца и серьги отправляются к своим обладательницам.
билет в сент-мартинс
Как и сейчас, четыре года назад Наталья Брянцева работала креативным директором рекламного агентства «Космос». За спиной были магистратура экономического факультета Уральского госуниверситета, планы заниматься стратегическим консалтингом или макроэкономикой, работа в маркетинговой службе крупного уральского банка и руководящая должность в «Евросети». В противовес творческой, но все же офисной работе девушке хотелось освоить какое-нибудь ремесло. Будущего ювелира в ней разглядел муж.
Желание что-то делать руками пришло из детства. В моей жизни не было никакого шитья или бисера, зато я умею держать в руках лобзик – папа научил. Вместе мы делали, например, несложные декоративные марионетки в голландском стиле.
Маленькая ювелирная империя Натальи Брянцевой началась с сюрприза. Изучив программы Лондонского института искусств, супруг подарил ей недельный курс в центральном колледже Сент-Мартинс. Осваивать ювелирное дело и металл предстояло через пять месяцев. Ошарашенная подарком, девушка принялась тщательно готовиться к поездке – ударить в грязь лицом, не зная основных техник, в Лондоне не хотелось.
В поисках совета Наталья заглянула в обычную граверную мастерскую неподалеку от офиса и осталась там на полтора года. Репетиторами неожиданно для самих себя стали два ювелира – представители основательной советской школы. В небольшой студии все делалось вручную. В первый же вечер Наталье вручили кусок серебра и отправили плавить под нестрогим присмотром.

Первым изделием будущего дизайнера стало грубое фактурное кольцо с неровной чашкой. Довести серебро 999 пробы до 925, вплавив металл, прокатать до необходимой ширины на вальцах, превратить в пластину, завернуть ее в кольцо круглогубцами, притереть друг к другу края, запаять шов, обработать на ригеле до ровного состояния, довести до ума на бормашине, шкурками и резинками – на работу ушло около двух недель.
Как и многих современных ювелиров, на старте Наталью привлекала грубая хипстерская фактура изделий, повествующая о ручной работе. Такую заготовку остается отполировать на станке с пастой. В крайнем случае, можно выпилить орнамент или прикрепить каст с каким-нибудь камнем. Грубому и фактурному облику своих колец Наталья оставалась преданной около года – пока не победило врожденное стремление к минимализму, позже выкристаллизовавшееся в узнаваемый авторский стиль марки Bryantseva.
Запланированная поездка в Сент-Мартинс не состоялась из-за путаницы с учебной и туристической визой – да и не была уже столь нужна. Металл горел в тигеле, а хрупкие пальцы дизайнера создавали новые и новые украшения. За долгие месяцы, проведенные в мастерской, ее наставники не взяли ни копейки, просто поверив в начинающего мастера.
Звезда Сваровски
Австрийская компания «Сваровски» получила широкую известность благодаря фирменным стразам-кристаллам, а ювелирам всего мира знакома как эксперт в огранке синтетических и природных драгоценных камней. Поддерживая индустрию, «Сваровски» ежегодно проводит на постсоветском пространстве большой конкурс с заданной темой. В 2013 году такой конкурс был посвящен свадьбам. Услышав о нем на профессиональной лекции, Наталья решила доработать и показать сообществу одно из давно задуманных украшений.
Дизайнер активно исследовала природную тему, справедливо полагая, что природные мотивы априори красивы – нужно лишь брать и использовать их. Браслет из белого золота в виде ветки с набухшими почками (зелеными камнями «Сваровски») настолько разительно отличался от традиционного прочтения свадебной ювелирки, что жюри присудило Наталье Брянцевой Гран-при.
Представлять новаторскую работу девушка отправилась в Кострому – негласную столицу российского ювелирного ремесла, место концентрации поставщиков материалов и производств. На вечеринке в честь окончания конкурса Наталья получила несколько предложений о работе от крупных заводов, но отказалась, по-прежнему считая увлечение – увлечением. Однако победа придала сил, а призовая поддержка пиарщиков «Сваровски» позволила заявить о себе.

Браслет, поразивший жюри «Сваровски», был опубликован в ежегодном обзоре трендов. Но уже вскоре Наталья потеряла интерес к природной тематике – принцип простого цитирования оказался примитивным и неинтересным, в нем не было дизайна. Ювелир пошла по пути минимализма, определив свой стиль емким слоганом: «Украшения для девушек, которые не носят украшения».
Бизнес
Со строгостью экономиста Наталья называет главную точку отсчета для своего бизнеса: в июне 2014-го дизайнер зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и получила лицензию на торговлю ювелирными изделиями в пробирной палате. До этого момента кольца расходились по друзьям и знакомым в качестве подарков, и вскоре друзья и знакомые потребовали добавки. Работая по вечерам и всю субботу, ювелир создавала по 15-20 несложных изделий в неделю. Спустя полгода одних рук перестало хватать.
Первые заказы с девушкой разделила родная мастерская, чуть позже в процесс включился большой ювелирный завод. Сегодня изделия марки Bryantseva изготавливают 14 человек, не хватает еще двух мастеров и бригадира. Наталья бывает на заводе ежедневно, контролируя этапы создания от и до. Порой сама изготавливает опытные образцы и создает 3D-модель будущего изделия.
Поэкспериментировав, дизайнер отказалась от китайской огранки драгоценных камней в пользу ручной. Готовые, некачественно ограненные камни связывали руки, ограничивали фантазию, и вскоре Наталья пришла к прямой работе с поставщиками камней и ограночным производством. Для бренда это стало конкурентным преимуществом, хоть иногда случаются и проблемы, когда материалы буксуют на границе.
Ценовая категория изделий Натальи Брянцевой — мидл-ап, выше среднего. Не самая демократичная, что обосновано материалами и мастерством людей, ее создающих, но и не высокая ювелирка, где цена изделия стартует от 300 тысяч. Дизайнер считает, что хорошее ювелирное украшение должно стоить как дорогие джинсы. Выбирая их, покупатель не делает инвестиций — лишь приобретает красивую вещь.
Я не хочу превратиться в ювелирный «Макдоналдс». Не хочу делать ювелирную «Зару». Мои украшения уже популярные, но все еще редкие.
Бренд Bryantseva никогда не был убыточным. Как эффективный управленец, Наталья не верит в бизнес, требующий вливаний со стороны. Все необходимое компания закупает на собственные средства. Не сказался на продажах и финансовый кризис: за последний год объемы производства выросли в 4 раза. В продажу поступает до 500 изделий ежемесячно, а многим торговым точкам дизайнер отказывает в сотрудничестве, не желая повторить судьбу ювелирной «Пандоры».
Леденцы, архитектура, вдохновение
В детстве Наталья часто проводила время у бабушки, подолгу разглядывая рубиново-красную дверную ручку в ее квартире. Именно из нее, а еще с детского восторга от немецких елочных игрушек родилась любовь к цветным прозрачным материалам. Так, дверная ручка стала прародительницей коллекции «Леденцы» – подвесок и колец с конфетно-прозрачными аметистами, цитринами, зеленым кварцем и другими цветными камнями.
Идеи появляются в путешествиях. Архитектура, промышленный дизайн — прообразами украшений нередко становятся здания. На создание одного из колец ювелира вдохновило здание национальной академической библиотеки в Астане.

Вдохновляют произведения искусства, графика Кандинского и Малевича. Отдельные украшения и целые коллекции появляются, оттолкнувшись от самой сути камня: идеально твердого, будто рожденного в космосе, бриллианта, прозрачного, как слеза, горного хрусталя. Последнему посвящена коллекция «Origin».
Origin 0;0 – точка отсчета, начало координат, в котором нет надуманных символов. Минималистичная, даже пуристская коллекция из серебра и горного хрусталя, в которой камень как бы есть и как бы его нет.
За два года ювелирный бренд выпустил семь коллекций. Новые появляются каждые три-четыре месяца и становятся постоянными. Последняя вышла в июне и наделала шума в светских кругах: ювелир Брянцева выступила в коллаборации с главным редактором журнала Interview в России Аленой Долецкой.
Журнал «Интервью» готовил выпуск про молодых и перспективных. Меня пригласили в редакцию, и я передала Алене подарок — серьги. Позднее она написала мне письмо, рассказав, что серьги стали ее любимым украшением. А потом предложила создать совместную коллекцию.
«Дачные» украшения Natalia Bryantseva for Aliona Doletskaya посвящены капле варенья. Начав работу за полтора месяца, к июню 2016-го Наталья и Алена создали большую коллекцию. Одно изделие Долецкая похвалила, второе – поругала, сама все примеряла и проверяла, просила переделать застежку, а особенно удачные вещи – изготовить в нескольких цветах. Так молодой бренд заручился поддержкой главного человека в модной индустрии.
Развитие
Кольца и серьги Bryantseva сегодня носят актрисы Светлана Ходченкова, Равшана Куркова, Ирина Муравьева, певица Юлианна Караулова и многие другие. Обычно Наталья узнает об этом из инстаграма звезд – никаких платных публикаций, никакой специальной рекламы.
Чаще других украшения молодой марки покупают в Екатеринбурге и Москве, чуть реже – в Санкт-Петербурге. В статистику попадают и неожиданные города – Воронеж, Вологда, Астана. Изделия можно купить в десяти оффлайновых магазинах, включая Прагу и Дубай. А спрос на покупки онлайн и оффлайн распределяется примерно поровну.
Наталья строго следит за качеством: минимизировала число брака и возвратов, проверяет каждое изделие перед продажей и регулярно обзванивает случайных покупателей, чтобы услышать их мнение или критику – понравилась ли упаковка, курьер, что они хотели бы изменить.
Расти бизнесу помогает команда: помощница Саша, что общается с клиентами и руководит продажами, фотограф, 3D-моделист, огранщики, производитель особенных дубовых коробочек. Чувствуя интерес зарубежной аудитории, Наталья планирует развивать англоязычную версию интернет-магазина. А ещё осторожно рассчитывает открыть в Екатеринбурге, в дополнение к шоу-руму, магазин под собственной вывеской – уже в ближайшие полгода.
Текст: Елена Бабушкина
Фото: Антон Сметанин, личный архив Натальи Брянцевой
Совместный проект IMC и банка для предпринимателей "Точка" (входит в ФГ "Открытие")
© 2016 It's My City