Ridero: электронный самиздат

IMC и ТОЧКА представляют: "Дело не в деньгах"
Как уральский стартап совершил революцию в мире книгоиздательства
Я захожу на сайт ridero.ru, регистрируюсь. Нажимаю на кнопку «Создать книгу бесплатно», загружаю файл с текстом. Выбираю обложку — мне больше нравится, когда название и имя автора размещены в одной рамке, чуть выше центра страницы. Фон — бело-зеленая клетка, напоминающая тетрадный лист. Нажимаю «Покажите мне книгу». «Мы создаем вашу книгу», — отвечает мне Ridero. В окне браузера появляется 3D-модель, которую можно покрутить, открыть, где можно пролистать страницы — всё, как в «живой» книге, такой, какой она будет. Могу выбрать шрифт, макет, отредактировать что-то в тексте. Мне разонравилась клетка, теперь я хочу обложку в горох. И надо добавить туда подзаголовок. Весь процесс напоминает компьютерную игру, это почти как обставлять дом своего героя в The Sims. А заканчивается он кнопкой «Публикация». И публикация эта уже совсем не игрушечная.

По итогам 2015 года в России было выпущено 112 647 наименований книг и брошюр. Их общий тираж составил 459 млн 424 тысячи экземпляров. Лидером отрасли, по данным Российской книжной палаты, является группа «Эксмо-АСТ», которая опубликовала 14 812 изданий. Издательский сервис Ridero в годовом отчете книжной палаты не фигурирует, а он, тем временем, стал вторым по количеству представленных публике книг — 3 952 издания были отправлены в интернет-магазины через Ridero в прошлом году. В 2016 году, только за первые шесть месяцев, Ridero уже превысил этот показатель.
ИДЕЯ

В 2008 году Александр Касьяненко почувствовал, что издательское дело должно меняться. Работая в крупном издательстве, он готовил к публикации серию нон-фикшн. В списке книг была документальная история о создании велогонки Тур де Франс, научно-популярные сборники по квантовой физике и даже книга декана философского факультета УрГУ Александра Перцева — увлекательная краткая история философии. Но опубликовать не удалось: грянул кризис. Издательство по финансовым причинам отказалось печатать многое из того, что было запланировано, а продать или передать права на эти книги, чтобы их издал кто-то другой, тоже не захотело. В итоге всё просто отправилось в мусорное ведро.

«Вот тогда мне и показалось, что издательская история подошла к концу. Когда кто-то решает, что публиковать, а что нет. Решает, что людям читать. При том, мало кто вообще понимает, что такое литература и хорошая литература. Выбор делается на основе данных об успешных продажах в предыдущие годы», — вспоминает Касьяненко. Это практически лишает возможности издавать книги ранее не публиковавшихся авторов, на книжных полках появляется всё меньше нового и неожиданного.
Отбор должен быть естественным: читатель сам решает, чего хочет. На этом принципе и основан электронный самиздат, который вот-вот побьет по показателям крупнейшие издательские дома страны.
Будучи опытным в издательском деле, Александр был несведущ в вопросах издания электронных книг и работы с читателями в интернете. На московской книжной выставке он нашел Дмитрия Кравчука, основателя ресурсов «Стихи.ру» и «Проза.ру», с которым и начал работать. Александр запускал оффлайновую часть этих проектов, одновременно постигая тонкости работы с читателями в интернете. Еще через пару лет стал делать первые попытки создать платформу, похожую на нынешний Ridero. Главная сложность оказалась технической — написать программу для быстрой автоматической вёрстки книг не получалось, первые две попытки провалились. Хотелось сделать редактор по принципу «что видишь, то и получишь» с возможностью редактирования книги в живой модели, но от этой идеи пришлось отказаться.

«Сначала мы думали, что очень быстро сделаем программу, которая покажет вам готовую книжку, и вы будете ее править. Через полгода стало ясно, что нам надо либо упрощать систему, либо прекращать работу, потому что разработка была тяжелая. Она не работала так, как мы хотели. Деньги кончились, а продукта не было. Это было неприятно, потому что хотелось сделать одно, а пришлось другое, на ходу перестраиваясь. Перед запуском была гонка без денег».

Но желания все бросить не было. «Я обычно не бросаю что-то, не доведя до конца», — говорит Александр.
БЫСТРЫЙ СТАРТ

Алексея Кулакова и его digital-агентство JetStyle привлекли к разработке уже в 2013 году. Идея Кулакову понравилась сразу.

«Я как читатель страдаю от того, что издатели боятся публиковать новых авторов и рисковать деньгами. Большая часть книг — форматные проекты. Если 15 лет назад я шел в книжном магазине к полке русской фантастики, то теперь иду к полке фантастики американской. Их рынок пока всё-таки может рождать новую литературу. Мне хотелось избавить наших авторов от диктата формата», — рассказывает Кулаков.

В том виде, в каком существует сейчас, платформа Ridero была создана за девять месяцев, и уже в феврале 2014 года выпустила первую книгу — «Сказания о Гора-Рыбе» уральского художника Александра Коротича. Но, кажется, создатели Ridero восприняли это не как победу, пусть даже маленькую, а как самое начало битвы.

«Эмоций не было, -- говорит Касьяненко. — Это работа, и было понятно, что она получится. И первопроходцем себя я не чувствовал, потому что по сравнению со всей издательской деятельностью здесь изменена только одна составляющая — кто заказывает музыку. Да, она ключевая, но по сути мы просто сделали автора издателем».


Сказания о Гора-Рыбе
Александр Коротич
РЕАКЦИЯ

Писатели восприняли появление Ridero куда более эмоционально. Людмила Шилина, автор книги «Громкая тишина» написала историю своего сына с диагнозом «аутизм», который прошёл путь от ребенка с задержкой развития до студента американского университета.
«Я узнала о Ridero, когда еще только писала книгу, от своей знакомой писательницы в Facebook, зашла на сайт и поняла, что это теперь наш российский аналог канадского Lulu.com, где я свою книгу и собиралась издавать. Конечно же, я обрадовалась, потому что, изучая канадский вариант, все время думала – вот бы и у нас такое кто-нибудь организовал! До этого я издавалась за свой счет, и книги могли увидеть только мои друзья. Но мне хотелось, чтобы именно книгу «Громкая тишина» прочитали как можно больше людей: родителей, психологов, учителей, других специалистов, причастных к воспитанию и обучению нестандартных детей. А от нескольких своих друзей-писателей услышала, что от принятия издательством книги до ее издания может пройти от года до трех (!) лет. Это если я вообще дождусь от них ответа. На тему аутизма в России книг очень мало, и эта информация должна дойти до людей, воспитывающих детей с расстройствами аутического спектра и работающих с ними именно сейчас, а не через пять лет».

Людмила Шилина
Писатель
Сейчас в интернет-магазинах и оффлайн продается от пяти до 20 книг Людмилы ежемесячно, она планирует заказать у Ridero уже второй бумажный тираж и готовит к публикации еще несколько книг.

Была на появление Ridero и негативная реакция — от традиционных издательств. Некоторые говорили, что это будет помойка, Ridero завалит рынок некачественными книгами и тем самым убьет литературу. Небольшие издательства говорили, что Ridero убивает бумажный формат, программа стандартизирует внешний вид книги, вёрстка типичная, без изысков и особенностей. Но главное ведь не дизайн, а содержание. «Тот факт, что многие наши авторы стали лауреатами кучи премий, подтверждает, что читатель — не идиот», — говорит Касьяненко. Сейчас среди авторов Ridero, к примеру, есть журналисты Олег Кашин, Юрий Сапрыкин и Григорий Ревзин, издавшие на платформе свои книги.
МАЛЕНЬКАЯ КОМАНДА С БОЛЬШИМИ АМБИЦИЯМИ

Сегодня Ridero занимает офис в БЦ «Высоцкий» в Екатеринбурге, где работает 35 человек. 11 из них — разработчики технической части, 12 состоят в клиентской службе, занимаются модерацией книг на предмет экстремизма и нарушения других законов РФ, готовят книги к печати, помогают пользователям разобраться с работой на сайте, оказывают дополнительные платные услуги — например, корректуры. Три маркетолога, два дизайнера, бухгалтер, юрист, HR-менеджер и генеральный директор. Пространство офиса — одна большая комната, где все сидят рука об руку. Сотрудники разделяют философию Ridero о свободной бесплатной публикации для каждого автора. И эта небольшая увлеченная группа обеспечивает работу системы, которая сегодня обслуживает уже 45 тысяч авторов. Темпы прироста впечатляют: за полгода число авторов удвоилось. Ridero запустил свою платформу в Польше, Германии и Латвии и планирует покрыть всю Европу, где подобных сервисов самиздата (в отличие от Северной Америки) не так много, и они серьезно уступают Ridero в техническом плане.
Ridero берет в качестве агентской комиссии до 20% выручки от продаж книги, которую перечисляют магазины. Зарабатывает система в основном на платных услугах для авторов. Это корректура, продвижение, дизайн обложки, печать тиража и буктрейлер. Тех, кто такие услуги заказывает, сейчас примерно 6–7% от общего числа авторов. Средний чек клиента за тиражи и услуги — около 55 евро в России, 75 — в Европе. Эти показатели растут примерно на 5% в месяц в целом по компании. Динамика положительная. Бизнес-юнит «Россия» выйдет на точку самоокупаемости в начале осени этого года. Годовой оборот — свыше 18 млн рублей (за период с марта 2015-го по апрель 2016 года).

К этим цифрам шли тяжело. Весь первый год работы компания боролась с проблемами, потому что пользователей было мало, приходилось менять систему, было неясно, какое количество писателей она может привлечь.

«Всё это практически без зарплат, без всего, — рассказывает Александр Касьяненко. — Потом выиграли на конкурсе IT-стартапов (Ridero получил второе место на Web Ready Generations 2014 в номинации Seed), веры поприбавилось, инвестиции подоспели. Но затем инвестиции опять пропали, потому что случился очередной обвал курса. Потом ситуация восстановилась. Это всё нервы. Я поседел на этой истории».

Прибыль Ridero пока не приносит. Но первоочередная цель — это не деньги здесь и сейчас. Задача — стать крупной европейской компанией, номером один в области селфпаблишинга «здесь и там». Сегодняшняя цель Ridero — чтобы любой автор, который хочет что-то опубликовать, даже не задумывался, где ему это делать.
РОЖДЕНИЕ НОВЫХ АВТОРОВ

Одна из ключевых особенностей Ridero в том, что авторские права на книгу остаются у писателя, и он сам может контролировать все процессы, связанные с ее распространением. Продвижение и тираж — это дополнительные услуги, которые можно заказать у платформы, а можно вообще всё делать самому, это легко. Ridero упраздняет собой все технические сложности процесса книгоиздания, в первую очередь вёрстку и поставку электронной версии книг в интернет-магазины.

Алексей Кулаков признается, что главная идея Ridero — оставить творчество людям, а рутину отдать роботам. «Идеальная издательская платформа — это ситуация когда «я книгу задумал, и вот меня толпа уже на руках носит». Вот к этому мы идем. Между этими пунктами для автора сейчас куча других: собрать материал, сверстать, издать, продать в магазины и т.д... Мы начали с уничтожения вёрстки, сейчас идем в обе стороны по этому пути».

Процесс работы действительно очень простой. На сайте Ridero интуитивно понятный интерфейс. Ольга Тен — писатель-дебютант. Свою книгу «Истории Макса» она написала во время болезни, когда было нечем заняться. Друзья оценили, а издавать рукопись для широкой публики Ольга передумала, когда поняла, сколько времени придется потратить на беготню по издательствам и попытки «продаться». В итоге истории про озорного кота упали «в стол» и лежали там до тех пор, пока она не узнала о Ridero.

«Надо было просто залить книгу в систему. Я это сделала, получила от модератора одно техническое замечание — исправила за полдня. Привлекла через соцсети иллюстратора Аню Ёж, она сделала чудесные картинки. И книга оказалась в магазинах — на «Литресе», «Озоне». При этом я не заплатила ни копейки. А когда стали поступать положительные отзывы от людей, которых я не знаю, а не от друзей, это было очень приятно. Это другие эмоции. А еще люди просят бумажную версию — видимо, я воспользуюсь этой услугой в ближайшее время, и сделаю книжку с цветными иллюстрациями. Появилось желание что-то еще писать и публиковать».
Алексей Кулаков сам опубликовал несколько книг. Первой была книга его сына Леонида. Ее купили в интернет-магазинах 140 раз. «По-честному, не то, чтобы я считаю, что Леонид написал литературный шедевр. Хотя у меня есть знакомые, которые действительно читали его книжку детям на ночь, им нравилось. Но для меня как для родителя — это офигенно. Когда надо чем-то похвастаться, я говорю: «А вот у меня сын книгу издал». И мало кто может что-то сказать в ответ. И когда он переехал жить в Польшу и представлялся новому классу в школе, тоже рассказал: смотрите, я издал книгу. Ну, всё — респект и уважуха».

Некоторые книги могут быть изданы для бизнеса, когда надо, например, наглядно и подробно рассказать о том, чем вы занимаетесь. Или для учебы: любой преподаватель вуза или школьный учитель может опубликовать свои наработки, тогда ими смогут пользоваться другие коллеги. Или даже просто для себя, когда хочется структурировать собственные записи по тем или иным вопросам за долгий период времени.

«Есть большое количество жизненных ниш, когда книга нужна и полезна. И когда вы перестаете думать, что издать книгу — это большая заморочка, когда понимаете, что это легко и возможно, и делаете, оказывается, что книга востребована и полезна. У нее может не такая большая аудитория, но она есть».

Еноты правители
Леонид Кулаков
БУДУЩЕЕ

На вопрос о том, может ли Ridero уничтожить традиционное книгоиздательство, ответ отрицательный. Его создатели к этому и не стремятся. Масштабное продвижение, сверхбольшие тиражи, логистика книг в оффлайновые магазины — это работа для большого издательства. Маленькие издательства, которые ищут жемчужины, тоже будут жить, и литературные агенты, которые помогают молодым авторам доводить их первые книги до ума, нужны. А вот средним издательствам, которые зарабатывают на стандартах, переводах, переизданиях и серийных форматах, места на рынке может и не найтись.

«Миссия Ridero — свободная публикация. Любой автор должен быть доступен читателю и не платить за это деньги. Я не хочу, чтобы были барьеры. Я не против людей на пути от автора до читателя, которые помогают. Но я против насилия, против вещей, которые являются навязанными», — говорит Касьяненко.

И кажется, что Ridero степень этой свободы будет только масштабировать. Пишущих и публикующихся людей с Ridero в России, а затем и в Европе точно станет больше. Раньше многим из них просто не приходило в голову это делать, так как было слишком сложно, книгоиздание — дорогой и долгий процесс. Точнее, это было дорогим и долгим процессом. Сейчас он сократился до нескольких дней и упростился едва ли не до игрового формата в выборе обложки и структуры книги. Это как тетрис, только с буквами.

А еще Ridero уже учится самостоятельно писать книги, точнее — составлять. У многих из нас на самом деле книга уже есть, просто мы о ней не догадываемся. Блоги и записи в соцсетях доброй половины активных пользователей полны интересных историй и размышлений, которых хватит на одно, а то и на несколько полноценных изданий. И, загрузив свой аккаунт в Ridero, такие истории можно будет собрать в книгу. Система сама превратит записки в главы и даже разобьет по темам. Так что в скором будущем гордо говорить про себя «Я — автор книги» сможет почти каждый желающий. И вложить в эту книгу надо будет только талант, не деньги.
Текст: Валентина Табатчикова
Фото: Валерия Номоконова
Совместный проект IMC и банка для предпринимателей "Точка" (входит в ФГ "Открытие")
© 2016 It's My City