Антон Баков – о том, кем была святая ЕкатеринаПочему Екатеринбург зовется Екатеринбургом? Откуда в России появилось имя Екатерина? Кем на самом деле была святая великомученица Екатерина и почему на иконах она изображена с колесом Фортуны? Писатель Антон Баков углубился в этот вопрос и пришел к неожиданным выводам.
18+

Екатеринбург, город Фортуны

Антон Баков – о том, кем была святая Екатерина

15 Июня, 14:40
Автор: Антон Баков

Почему Екатеринбург зовется Екатеринбургом? Откуда в России появилось имя Екатерина? Кем на самом деле была святая великомученица Екатерина и почему на иконах она изображена с колесом Фортуны? Писатель Антон Баков углубился в этот вопрос и пришел к неожиданным выводам.

Моей сестре Екатерине Алексеевне посвящается.

Поводом написания сего опуса стала смешная обмолвка московского телевизионного философа об основании нашего города Екатериной II, что впрочем, режет только уральские уши. Ведь у нас принят отсчет летоисчисления от пуска заводских молотов, а вот дата получения статуса города в 1781 году, хоть и не забыта, но нарочито игнорируется. Как вычеркнута из истории города и сама императрица Екатерина Вторая, подписавшая этот указ. Обидно, конечно, что эта честь досталась Екатеринбургу на шесть лет позже, чем Ирбиту и одновременно с Камышловом, ну уж как получилось.

Екатерина Вторая, Великая дала Екатеринбургу статус города. В официальной историографии этому факту придается не слишком большое значение

Екатерина Вторая, Великая дала Екатеринбургу статус города. В официальной историографии этому факту придается не слишком большое значение

Точно так же могучие чугунные плечи капитана Татищева и генерал-лейтенанта де Геннина заслонили в истории нашего города скромный бюст Петра Первого. А ведь это он 23 декабря 1723 года повелел называть новую крепость в Угорской провинции при реке Исети Екатеринбурхом в честь собственной супруги, будущей императрицы Екатерины Первой: «для памяти вечные роды и вечной славы её величества». Разумеется, даже несмотря на публикацию этого указа на страничке нашего города в Википедии, немалое число горожан полагает, что Екатеринбург назван в честь христианской мученицы начала IV века, святой Екатерины Александрийской.

И они тоже правы: ведь свои имена чужеземки-императрицы получили именно в честь этой святой. Об уральских святых мне уже приходилось писать, но кто бы мог подумать, что придется изучать житие святой из Египта? Ну, в общем, так себе житие. Первый известный автор, включивший его в свой сборник, некто Симеон Метафраст, византийский патриций, магистр и сам святой. Случилось это в десятом веке, то есть спустя лет 600 после предполагаемого мученичества.

Святую великомученицу Екатерину принято изображать с колесом. Вроде бы из-за того, что ее хотели колесовать, но ангел сломал колесо

Святую великомученицу Екатерину принято изображать с колесом. Вроде бы из-за того, что ее хотели колесовать, но ангел сломал колесо

Житийный мучитель Екатерины – вполне исторический персонаж, один из последних императоров-язычников Максимин. Жаль только, что знаем мы о нем в основном со слов христианских авторов. Уже первый из них, современник событий ритор Лактанций, так описал правление Максимина:

«Но что было действительно достойно смерти и хуже всего, что было – это страсть к разврату… Сводники-евнухи обшаривали все, и если где находили девушку привлекательной внешности, то отнимали её у отцов и супругов. С благородных женщин срывали одежды, да и с девушек тоже, чтобы рассмотреть все части тела в подробностях, дабы они оказывались достойными царственного ложа. Если какая из них оказывала сопротивление, её топили, как будто целомудрие при этом прелюбодее было преступлением против (его) величия… При этом чудовище нельзя было сохранить целомудрие, если только на пути варварской страсти не вставало исключительное уродство».

Яркое описание, которому для достоверности несколько не хватает имен жертв. Но Лактанций вообще скуп на имена. Кроме императоров, их жен и детей в тексте поминаются только Христос, Петр и Павел. Многочисленные христианские мученики еще безымянны. Спустя 600 лет все уже иначе, меняются даже оценки. Если Лактанций злорадствует, описывая убийство малолетних детей и вдовы тирана Максимина: «А еще раньше он сбросил в Оронт их мать, где часто по её приказу топили невинных женщин», то в житии святой Екатерины императрица уже предстает не подлой соучастницей мужа, а обращенной христианской мученицей.

В окончательной редакции, вышедшей из-под пера святителя XVII века Димитрия Ростовского, житие Екатерины повествует о том, что:

«В царствование нечестивого императора римского Максимина в городе Александрии жила девица по имени Екатерина, происходившая из царского рода. Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились её учености и познаниям».

Разборчивая невеста бракует всех женихов. Но затем девушка принимает крещение, после чего обручается с самим Христом, который является ей во сне. И с тех пор она носит видимый только ей обручальный перстень Богоматери. За проповедь христианства Екатерина попадает в тюрьму, отклоняет сватовство императора, выигрывает диспут с 50 философами и обращает их в христианство вместе с 200 воинами, генералом Порфирием и самой императрицей. Всех обращенных весьма жестоко казнят. Ангел разбивает колесо, на котором должны казнить саму Екатерину, от безысходности ей отрубают голову, и из раны течет молоко. В общем, века литературной обработки едва ли пошли тексту на пользу. Хотя пассаж о мучениях Августы в исполнении святителя Димитрия достоин пера маркиза де Сада.

Но это уже XVII век, а вот современники даже имени Екатерины не знают. Побывавший в Египте почти 100 лет спустя после гибели Максимина Руфин Аквилейский упоминает имя христианки, к которой якобы безуспешно сватался этот похотливый тиран – Доротея. Правда, ту даму не казнили, а сослали. Но традиционно считается, что именно так до крещения звали святую Екатерину. Почему Екатерина стала Екатериной, тоже не ясно, до нее такое имя нигде не зафиксировано. Так что святая Екатерина может по праву считаться Екатериной Первой.

Культ Екатерины географически локализован в одном-единственном монастыре на Синае, являющимся одновременно самой маленькой автономной православной церковью в мире с 65 монахами и 900 верующими. Причем не египтянами, а греками. Первоначально монастырь был основан в честь Неопалимой Купины, горящего куста терна, то есть сливы, из которого Бог говорил с Моисеем. Однако постепенно культ святой Екатерины, чьи мощи были чудесно обретены монахами и опознаны по невидимому перстню Богородицы, теснит культ куста. И с XI века монастырь уже носит имя святой Екатерины, хотя для поклонения сливе там и по сей день еще есть отдельная часовня.

Монастырь святой Екатерины на Синае

Монастырь святой Екатерины на Синае

Очевидно, именно оттуда во времена крестовых походов имя Екатерина попадает в Европу. В средневековой Европе целая толпа королев носит имя Катерина, а одна из Катерин даже становится католической святой – Екатериной Сиенской, скончавшейся в год Куликовской битвы. Для протестанта Шекспира житие святой – это уже источник глумления над католиками: «Укрощение строптивой» с шибко умной Катариной, отказывающей женихам, безусловно, новое прочтение той же истории. Только действие перенесено из ныне мусульманского Египта в католическую Италию. Под нос к ненавистному папе.

А вот в Россию имя Екатерина завезли сами синайские монахи. Краудфандинг – не сегодняшнее изобретение. Монахи искренне пытались собирать деньги с синайских мусульман и даже построили в монастыре мечеть, но нищие бедуины жались. Поэтому синайцы появились в Москве задолго до российских туристов в Шарм-аль-Шейхе. Они не прогадали. Чтобы как-то унять их богоугодное рвение, в 1630 году пришлось издать царский указ, разрешавший им приезжать за милостыней не чаще, чем раз в четыре года.

Монахи не унывали и пользовались разрешенными годами на всю катушку. В 1658 году они настолько допекли царя Алексея Михайловича, что ему во сне явилась святая Екатерина и повелела назвать своим именем дочь. Сама Екатерина Алексеевна ничем не отличилась в истории, кроме ношения польского платья с шапкой и любовной связи со слугой в свои 58 лет (бедного Ромео сослали в Сибирь). Но она оказалась единственной сестрой, которая уживалась с Петром Первым.

Памятника Екатерине I в Екатеринбурге нет. Пока что, стараниями автора этого текста, на городской улице удалось создать её портрет

Памятника Екатерине I в Екатеринбурге нет. Пока что, стараниями автора этого текста, на городской улице удалось создать её портрет

Поэтому он позвал ее в крестные к своей любимой жене и дал той сестрино имя Екатерина Алексеевна. С этим именем его вдова и взошла на престол как Екатерина Первая.

А её дочь Елизавета, всю жизнь переживавшая из-за не родовитого происхождения маменьки и всяких слухов о её похождениях, распространяемых агентами Фридриха Великого в ущерб уже самой Елизавете, назвала в честь мамы Екатерининский дворец в Царском Селе. И поделилась маминым именем с немецкой принцессой, выходившей замуж за ее племянника. Так та тоже стала Екатериной Алексеевной, а впоследствии и императрицей Екатериной Великой. Так что с восемнадцатого века Екатерины, Катеньки и Катюхи стайками забегали по России. И бегают до сих пор, что совершенно не приближает нас к разгадке тайны имени Екатерина.

Екатерина Михайловна Долгорукова, супруга Александра II. В отличие от святой великомученицы, её поздние тёзки не отказывались выходить замуж за императоров

Екатерина Михайловна Долгорукова, супруга Александра II. В отличие от святой великомученицы, её поздние тёзки не отказывались выходить замуж за императоров

В XIX веке еще одна Екатерина выходит замуж за императора Александра Второго. Княжна Екатерина Михайловна Долгорукова. Увы, этот брак морганатический, потомки от него получили только титулы светлейших князей Юрьевских. А сам император был убит через год после бракосочетания террористами. И все же, в отличие от святой Екатерины, наши Екатерины не раз выходили замуж за императоров. Ведь и супругу нынешнего Государя Николая Третьего, вполне равнородную из медиатизированного баварского рода Паппенхаймов, также величают Екатерина Федоровна.

И вот я гляжу на икону святой Екатерины. По преданию, её вывез из Ипатьевского дома богомольный казак, прикомандированный к следственной группе, расследовавшей убийство царской семьи. Николай III подарил икону мне, и она вернулась в Екатеринбург. На голове святой корона, а в руке колесо. Что-то это мне напоминает… Уж не колесо ли Фортуны?

Екатерина и колесо... Фортуны?

Екатерина и колесо... Фортуны?

Сейчас для нас колесо Фортуны – это рулетка, игра на «всего лишь» деньги. Древние относились к случайности гораздо уважительнее, скорее в стиле «русской рулетки», причем не с одним патроном в барабане. Вот подлинное колесо Фортуны, поднимающее вверх и обрушивающее вниз. Вот она пугающая удача, от которой пытался откупиться перстнем Поликрат. Не его ли перстень носила святая Екатерина?

Колесо Фортуны у древних – это не просто "игра в казино", а символ случая, который то возносит тебя наверх, то бросает вниз

Колесо Фортуны у древних – это не просто "игра в казино", а символ случая, который то возносит тебя наверх, то бросает вниз

Явление известное: на Руси скотий божок Волос (Велес) стал святым Власием, в Риме Луперк святым Валентином, Диоскуры превратились во Фрола и Лавра лошадников. Действительно, если столько языческих божков перекочевало в христианский пантеон вместе со своими храмами, жрецами и прочими совершенно материальными атрибутами, то разве могла такая удача отвернуться от самой богини удачи? Да простит меня мама, посвятившая мое детство «Легендам и мифам древней Греции» профессора Куна, но я вынужден обратиться к интернету. Цитирую Википедию:

«Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчётных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу».

Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах, на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием – таким же богом материальной выгоды и удачи – на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее

Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут – колесо».

Как языческий культ Фортуны превратился в православный культ Екатерины? Трансформация не такая уж сложная

Как языческий культ Фортуны превратился в православный культ Екатерины? Трансформация не такая уж сложная

Что еще интересней, римской Фортуне соответствовала древнегреческая богиня удачи. А ведь культ Екатерины Александрийской греческий! Что же мы читаем о греческой Фортуне в том же довольно мутном источнике?

«Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тиха, Тихея, др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию) – в древнегреческой мифологии божество случая, богиня удачи и судьбы.

Атрибутом Тюхе являлось колесо, вращение которого – «то, что было вверху, будет внизу», – символизировало переменчивость удачи. Отсюда, с соответствием Тюхе в римской мифологии Фортуны – выражение, ставшее крылатым: «колесо Фортуны». Также её атрибутом является Рог изобилия.

Ей стали поклоняться в Афинах в V веке до н. э., и её культ особенно распространился в эпоху эллинизма. Ряд городов, в частности, Антиохия и Александрия, считали её своей богиней-покровительницей».

Тюхе Антиохийская. Тоже родственница нашей Екатерины

Тюхе Антиохийская. Тоже родственница нашей Екатерины

Александрия! Совпадение? Кстати, Тюхе на иллюстрации – не александрийская, а антиохийская, и у неё еще два атрибута святой Екатерины: корона и пальмовая ветвь. Кстати, вот вам и средневековое изображение Фортуны с колесом и пальмовой ветвью:

Для екатеринбургских золотодобытчиков, сколачивавших миллионные состояния, Фортуна должна была быть верной подругой

Для екатеринбургских золотодобытчиков, сколачивавших миллионные состояния, Фортуна должна была быть верной подругой

И чем это изображение отличается от канонических икон святой Екатерины? Нецеломудренно открытыми коленками?

Полагаю, что мы никогда не узнаем, как христианский монастырь Неопалимой Купины приютил в горах Синая жрецов Фортуны-Тюхе из Александрии, как сложились их финансовые и человеческие отношения. Кстати, это могло произойти не после знаменитых погромов, устроенных христианами в Александрии, а после захвата города мусульманами, благоволившими христианам, но искоренявшими язычество. Зато филологам будет не сложно доказать, как греческое словосочетание «Пречистая Тюхе» превратилось в Екатерину.

Ну и удача своего не упустит. Культ святой Екатерины не только становится главным в монастыре, но и распространяется по всему миру. Множа бесчисленные и непобедимые ряды Екатерин. Неудивительно, что первая же женщина, встреченная мной на далеком экваториальном острове Тарава, оказалась тоже Катей, а по паспорту Катеренгой.

Что до нашего города, то благодаря имени ему фартит не меньше, чем нашим коронованным Екатеринам. Он давно обогнал не только своего ровесника, город Камышлов. И все же пусть часть городской удачи достанется нашим горожанам. Они ведь тоже, не выговоришь, екатеринбуржцы и екатеринбурженки.

Реклама

Реклама