Александр Родионов, специально для IMC

Рабоче-крестьянская «Армата»

152-мм гаубица образца 1909/30 гг. из Музея военной техники УГМК
Исторически сложилось, что в структуре российской армии одно из ключевых мест отводилось артиллерии. Считается, что раздельную специализацию артиллерийских орудий впервые в мире применил император Петр I. Новация оказалась удачной, и через полвека ее переняли продвинутые в военном деле германцы. Во всех мировых сражениях последних столетий артиллерия была «Богом войны». Будь это оборона Новодвинской крепости на Белом море, походы Наполеона, оборона Севастополя в XIX веке или Сталинградская битва в XX веке. В результате бесконечного усовершенствования пушки стали настолько разрушительными, что крепости, бывшие неприступными твердынями на протяжении столетий, стали попросту бесполезны.
Артиллерия Петра I
Предтечей артиллерийских систем считают метательные машины, которые появились более двух тысяч лет назад. Такие осадные баллисты были похожи на рогатки. Это огромное и громоздкое сооружение к стенам крепостей подвозили в разобранном виде, а на их сбор требовалось несколько дней. В качестве зарядов в те далекие времена служили 40–50-килограммовые каменные глыбы или бревна. Этого хватало для разрешения кусков стен либо повреждения сооружений на территории неприятельского города. Если же такой заряд попадал в человека, то он немедленно умирал или оставался калекой. Катапульты активно использовали ассирийцы, древние греки и римляне.

На Руси первое применение метальных машин датируется 907 годом, когда киевский князь Олег брал Царьград. В 971 году великий князь Святослав камнями метательных машин защищался от греков в городе Доростол (ныне Силистра на Дунае в Болгарии).

Последующие столетия стали временем постоянной эволюции осадных орудий. В XIV веке появляется арабская модфа – приведшая в ужас европейцев – длинная труба на подставке – при нагревании раскаленным железным прутом из ствола вылетало железное ядро. После в Европе появились фрондиболы, мортиры и вершина тогдашнего артиллерийского дела – бомбарда. Это была толстая тяжелая железная труба из железных полос, которую скрепляли железными обручами. Ствол приковывали к деревянной колоде. Расчеты их жутко боялись: сдерживаемые обручами железные стенки разрывало, и «артиллеристы» погибали или получали тяжелые увечья.

Первые образцы таких пушек в Россию попали в XIV веке. Вместе с орудиями от поляков и немцев в Московское княжество перекочевало название «армата» (лат. arma – оружие). Тем не менее, в России артиллерия развивалась самостоятельным от Европы путем. Впервые в русских летописях слово «пушка» упоминается в 1382 году. Датируемая тем же годом «Александровская» летопись повествует, что от хана Тохтамыша Москву обороняли с помощью «пущах», «пускачей» и «тюфяков»:
«…егда бо татарове приступаху близь стен градскых, тогда гражане стерегуще града и супротивящеся им, и възбраняху им, ови стрелами стреляху из заборол, инии же камением шибаху на ня, друзии же тюфякы пущаху на них, а инии самострелы напинающе и стреляху, и порокы шибаху, а инии великие пушки пущаху».
— Александровская летопись
Царь-пушка
В 1480 году при московском великом князе Иване III в Москве появился Пушечный двор. В отечественной историографии считается, что он стал первым орудийным заводом в Европе и мире – в других странах в то время пушки лили кустари. В 1547 году пушкарей вывели из состава стрельцов в особый Пушкарский приказ. Ко времени правления Ивана Грозного русская артиллерия насчитывала больше 2000 орудий – в 1552 она сыграла решающую роль при взятии Казани.

Европейские и русские историки спорят над тем, кто первым в мире впервые ввел понятие полковой артиллерии. В Европе ее родоначальником считается шведский король Густав-Адольф, а в России – Иван Грозный. Якобы он сделал это на 70 лет раньше своего европейского собрата. Что ж, споров о первенстве в разных сферах между странами и континентами существует много, и, скорее всего, они не разрешатся никогда.
При царе Федоре Иоанновиче в 1586 году мастером Андреем Чоховым в Москве отлили самое известное русское орудие – «Царь-пушку». Она сохранилась до наших дней, является памятником и выставлена в Кремле.
Расцвет русского пушечного дела пришелся на период правления Петра I в первой четверти XVIII века. Петр настолько ценил артиллерию, что в 1695 году назначил себя капитаном бомбардирской роты (четыре пушки, шесть мортир) Преображенского гвардейского полка и порой именовал себя в переписке «Бомбардир Петр». Но истинной ценой этого понимания стала громкая «конфузия» петровской армии у стен Нарвы в 1700 году. В то время русская армия обладала настолько разношерстным артиллерийским вооружением, что часть ядер из запаса попросту не подошли к стволам. В итоге часть пушек вообще не стреляла, а всю тяжелую осадную артиллерию шведы захватили в качестве трофеев.

Оставшись без пушек, Петр повелел снимать колокола с церквей, чтобы перелить их орудия. Таким скандальным способом царь собрал почти 200 тонн бронзы, параллельно отрядив для изучения математики 250 будущих российских артиллеристов.

Артиллерию Петр разделил на четыре вида: осадную, гарнизонную (крепостную), полевую и конную. Спустя полвека на эту систему перешли прусская армия короля Фридриха и ряда других европейских стран...
В 1889 году российская артиллерия отметила пятисотлетие. Достижения XIX века в области математики, химии, физики и механики стали толчком к дальнейшему совершенствованию артиллерии. В то время как математики Лобачевский и Остроградский изучали вопросы баллистики, инженеры-артиллеристы Маиевский и Забудский испытывали первые орудия с нарезными стволами и изучали поведение продолговатых снарядов.

В конце XIX века, благодаря применению бездымных порохов, появились скорострельные орудия с поршневыми затворами и самовзводящимся пружинным ударником. К тому времени орудия обретают сохранившиеся до сего дня элементы: поворотный и подъемный механизмы, лафет, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник. Заряды для систем становятся унитарными – т.е. снаряд и гильза становятся одним целым. Все это делало пушки армий мира точней и скорострельней.
К этому времени относится появление 152-мм гаубицы образца 1909/1930 гг.
Гаубица в Музее военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма
Один из ее экземпляров сейчас является изюминкой экспозиции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме. Орудие разработала фирма Schneider в городе Крезо во Франции. К тому времени Россия подыскивала подходящие орудия для своей армии. В 1908 году на испытания при Главном артиллерийском полигоне и возку в артиллерийской офицерской школе выкатили 152-мм гаубицы Круппа Рейнского завода (Эрхардта), пушку Шнейдера, орудия Шкоды и Бофорса. Русские объявили две последние непригодными, отдав предпочтение гаубице Schneider.

В 1910 году под обозначением «152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.» систему приняли на вооружение Русской императорской армии. С 1910 по 1917 год Путиловский завод в Санкт-Петербурге и Пермский Мотовилихинский заводы изготовили более 200 орудий. Затем вплоть до 1941 года гаубицу производил Пермский пушечный завод, где орудие осовременили. В общей сложности было выпущено 2550–2611 единиц 152-мм гаубицы образца 1909 / 1930 гг. разных модификаций.
Конструктивно орудие состояло из ствола с поршневым затвором, одноосного колесного лафета и прицельных приспособлений. В 1930 году для увеличения начальной скорости снаряда и дальности стрельбы была проведена модификация: у орудия расширили зарядную камору, установили панорамные прицелы, изменили подъемный механизм. Аналогичным переделкам на Киевском арсенале подвергли 362 орудия выпуска 1909–1930 гг. «Помолодевшие» пушки помечали надписью «удлиненная камора», которую наносили на кожух и срез казенной части. Изменения позволили применять гранату ОФ-530 – дальность стрельбы выросла до 9 850 м.
СССР в 30-е годы прошлого века также уделял повышенное внимание артиллерии. На это указывает все, даже пропаганда – в 1943 году поэт Гусев и композитор Хренников пишут «Марш артиллеристов» («Артиллеристы, Сталин дал приказ»), героями популярного фильма «В шесть часов вечера после войны» также делают артиллеристов, перед войной во многих городах открыты специальные артиллерийские школы, учащимися которых являются 15-16-летние мальчишки.
Выступая в 1937 году с речью в Кремле на празднике в честь авиации, Сталин подчеркнул значение артиллерии:
«Успех войны решается не только авиацией. Кто думает, что с помощью одной мощной авиации можно выиграть войну – глубоко ошибается. Если мы с вами заглянем в историю, то увидим, какую важную роль во всех войнах играла артиллерия. Авиация на полях сражений появилась сравнительно недавно; она начинает первой борьбу с противником в глубоком тылу, наводит страх и панику, потрясает врага морально, но это не то, что требуется для окончательного разгрома и одержания победы над врагом. Для того, чтобы решить успех войны, всегда требовалась артиллерия.

Чем побеждал Наполеон? Прежде всего, своей артиллерией. Чем в 1870 году под Седаном были разгромлены французы? По преимуществу артиллерией. Чем в мировую войну французы били немцев под Верденом? – Главным образом артиллерией. Для успеха войны исключительно ценным родом войск является артиллерия».
Иосиф Сталин
Несмотря на пристальное внимание «вождя народов» к «Богу войны», ситуация в артподразделениях была далеко не идеальной. Давали о себе знать систематическая нехватка тягачей для транспортировки орудий и низкий уровень дисциплины. Причиной был социалистический подход к экономии. Например, артбатарее из нескольких орудий разрешали использовать один трактор. В книге «Артиллерия в Великой Отечественной войне» А. Широкорад делает вывод, что «неудовлетворительное положение со средствами мехтяги наряду с другими факторами привело к катастрофическим последствиям в первые же дни войны».

Автор приводит выдержку из донесения о передвижении частей ЗапОВО к новому месту дислокации от 18 июня 1941 года:

«Во время марша 27-й и 42-й стр. дивизий из-за низкой квалификации шоферов были случаи аварий автомашин и тракторов. Шофер 132 сп 27 сд Полтавцев 8.V.41 г. опрокинул автомашину. Находившийся в ней повар-инструктор Измайлов получил перелом правой ключицы. Мл. командир 75 гап 27 сд Кошин, управляя трактором ЧТЗ-5, наехал на 122-мм орудие, в результате чего трактор выведен из строя. Водитель трактора Тейлинский (42 сд) наскочил на впереди идущее орудие, в результате чего трактор вышел из строя и повреждено орудие. Водитель Баев той же дивизии, управляя автомашиной, наскочил на вторую автомашину, в результате чего обе машины вышли из строя. Водитель автомашины парковой батареи 42 сд Леонтьев наехал на столб, чем вывел из строя машину и ранил себя. Аналогичные факты имели место и в 75 сд.».
К началу Великой Отечественной войны на вооружении РККА было 3 768 152-мм гаубиц. Из них 2 611 – образца 1909/30 гг. Этот тип к 1941 году безнадежно устарел: дальность стрельбы считалась низкой, конструкция с неподрессоренным колесным ходом и неудобным лафетом – устаревшей. Все это не мешало держать такие пушки на вооружении 12 гаубичных полков Резерва Верховного Главнокомандования.
Специалисты в области вооружения называют 152-мм гаубицу образца 1909/1930 гг. простым, прочным и надежным орудием. На вооружение корпусной артиллерии Красной Армии ее приняли в 1923 году. Вообще это орудие участвовало в нескольких войнах: 1-й мировой, Гражданской, локальных конфликтах РККА, походе в Прибалтику и Польшу, войнах СССР с Финляндией и нацисткой Германией.

Принадлежность к другой эпохе обусловила неудобства, которыми сопровождалась эксплуатация гаубицы в частях в 30–40-е годы. Это было связано с конструкцией однобрусного лафета системы: из-за мощной отдачи первый выстрел приходилось делать на удалении от орудия с помощью шнура. Кроме того, гаубица могла откатываться на 1-1,5 метра назад и травмировать артиллеристов. После долгой стрельбы колеса и часть лафета орудия зарывались в землю так глубоко, что работать поворотным механизмом орудия было трудно. Ресурс ствола гаубицы при правильном уходе составлял порядка 8000 выстрелов на полном заряде.

В реальных боевых условиях 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. в советской артиллерии получили боевое крещение в ходе конфликта на озере Хасан летом 1938 года. К примеру, в 40-й стрелковой дивизии было четыре гаубицы, в 32-й – восемь.

Орудия этого типа активно применялись в ходе боев на Халхин-Голе в 1939 году: только с 20 по 30 августа было израсходовано 4 401 152-мм гаубичных выстрелов. 2 июля поддерживающий наступление 64-го пехотного полка дивизион японского 13-го полка полевой артиллерии был сбит со своих позиций огнем советских 152-мм гаубиц. Японские расчеты попросту бросили свои орудия, не решаясь вернуться обратно. Потери 152-мм гаубиц за весь конфликт составили шесть орудий.

Во время Зимней войны в составе 9-й армии имелось двенадцать 152-мм гаубиц, в 8-й армии – 30. Еще 240 единиц насчитывалось в первом эшелоне 7-й армии на Карельском перешейке, а к 8 февраля 1940 г. их число увеличили до 480. Эти орудия использовали для прорыва линии Маннергейма: 152-мм снаряды неплохо вскрывали ДОТы и ДЗОТы финнов. Для полного разрушения укрытий надо было 3-4 прямых попадания. К концу конфликта СССР лишился десятков таких гаубиц – позже их использовала Финляндия.

К началу ВОВ 152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. была наиболее распространена в дивизионной артиллерии РККА – всего их насчитывалось 2 611 единиц. Причем в первый же год погибла большая часть орудий – 2583. Часть из них захватили немцы, поставившие орудие на ограниченное вооружение под индексом 15,2 cm schwere Feldhaubitze 445(r). Все гаубицы этого типа были включены в систему укреплений Атлантического вала.
В 1942 г. РККА потеряла еще 212 152-мм гаубиц, из которых около половины составляли системы обр. 1909/30 гг. Снова актуальной гаубицу Шнайдера сделали наступательные бои Советской армии в 1945 году – она оказалась удобной в городских условиях. Небольшая масса позволяла перекатывать гаубицу вручную, а ее заряда хватало для разрушения капитальных зданий европейской постройки. Войну орудия этой системы закончили в сентябре 1945 года на Дальнем Востоке в связи с капитуляцией Японии.

Учитывая, что пик активного боевого использования 152-мм орудия пришелся на конфликты, которые шли раньше войны с Германией 1941-1945 годов, похоже, воспоминания номеров боевых расчетов до нас не дошли. Вообще информация о применении пушки Шнайдера в ВОВ крайне скудна – начиная от минимума фронтовых фотографий и кинохроники в открытых источниках, заканчивая мемуарами артиллеристов.
Верхнепышминский экземпляр гаубицы имеет № 110. Это орудие произвели в 1911 году на Путиловском заводе. В музее УГМК считают, что оно может относиться к первой заводской партии пушек этого типа. В 1930 году гаубица прошла описанную выше модернизацию, на нем также установили металлические колеса с резиновой грузошиной. В верхнепышминский музей военной техники гаубица попала в 2009 году из бывшего Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища им. Президиума Верховного Совета Татарской АССР.
Источники и литература:

  1. А. Широкорад. Артиллерия в Великой Отечественной войне.
  2. А. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии. – Мн.: Харвест, 2000.
  3. Артиллерия, Воениздат МО СССР, 1953.
  4. А. Иванов. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. – СПб.: Нева, 2003.
  5. Военный альбом (Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).
  6. 152-мм гаубица обр. 1909/30 г. Руководство службы. Ч. 1. – М..НКО, 1938.
  7. 152-мм гаубица обр. 1909/30 г. Краткое руководство службы. – М.:HKO, 1942.
  8. Артиллерия в наступательных операциях Великой Отечественной войны, Кн. 2. – М.; Военное издательство Министерства обороны СССР, 1965.
  9. М. Коломиец Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация. – 2002, № 2.
  10. Журнал «Техника и вооружение».
Совместный проект It's My City и Музея военной техники УГМК
Музей расположен в 20 минутах езды от центра Екатеринбурга по адресу: г. Верхняя Пышма, ул, Александра Козицына, 2
Телефон:8 (343) 684-69-83
Сайт: http://museum.elem.ru/ru/