АЛЕКсандр родионов, специально для itsmycity

Речной танк

Бронекатер – герой Сталинграда из Музея военной техники УГМК

В годы Великой Отечественной войны крохотные суденышки с грозным названием бронекатера стали незаменимым подспорьем для советских дивизий и целых армий. Они не только подавляли огневые точки и живую силу гитлеровцев – им приходилось возить провиант, медикаменты, боеприпасы и спасать раненых. Так в самые тяжелые годы войны «речные танки» помогали изнемогающим под натиском немцев пехотинцам и краснофлотцам. За такую смелость, расторопность и вездесущность бронекатерам и экипажам зачастую приходилось платить своими жизнями. Немногие из этих судов дожили до наших дней. Те, что уцелели – стали памятниками, экспонатами музеев и героями фильмов.
Концепция бронекатеров (БКА), или, как их позднее прозвали, «речных танков» – судов с малой осадкой, которые могли действовать у берегов рек и озер – появилась в России в годы Первой мировой войны. К этому времени относится появление предтеч дерзких БКА проекта 1125 бронированных посыльных судов типа «Штык». Согласно техзаданию Главного военно-технического управления Русской Императорской армии (ГВТУ), каждую из лодок следовало оснастить двумя 76,2 мм горными пушками образца 1904 года. Установленный на канонерки данного типа двигатель «Буффало» выдавал 75-80 л.с. на топливе из смеси керосина и бензина.

Такие посыльные корабли с артиллерийскими пушками должны были воевать на реках и озерах. Для этого они должны были иметь осадку (глубину погружения в воду) не более 0,61 метра. Толщина стальной брони, согласно заданию ГВТУ, в разных местах корпуса составляла 4,3–6 мм. Военным было достаточно, чтобы защита не пробивалась остроконечной пулей пехотной винтовки Мосина образца 1891 года. На производство речных броневиков объявили конкурс, победителем которого стал Путиловский завод в Санкт-Петербурге. К осени 1915 года он обязался сдать флоту более сотни судов.

Важной особенностью «плавающих броневиков» стала их… сухопутная мобильность. К месту боевых действий их отправляли на железнодорожных платформах: только так не имеющие самостоятельной возможности дойти до нужной точки по морю суденышки можно было оперативно доставить к месту службы. Это обстоятельство на многие годы определило компактность и легкосъемность отдельных элементов конструкции бронекатеров.
«Копье» и «Пика» во время Гражданской войны воевали на Дальнем Востоке, при этом первое судно захватили японские интервенты. Вернули «Копье» СССР в 1925 году. По некоторым данным, обе лодки умудрились пережить Великую Отечественную мировую войну, а в 1945 году даже поучаствовали в разгроме японской Квантунской армии.

Исследователь Иван Черников считает, что толчком к дальнейшему развитию уникальных советских бронекатеров (за исключением Польши, полных аналогов флоты других государств не имели. – Прим. А.Р.) стал приграничный конфликт 1929 года на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Упомянутые выше «Пика» и «Копье» тоже в нем участвовали, поддерживая советские части с воды. Именно после стычки с китайцами Речсудопроект дал ленинградскому бюро конструктора Юлия Бенуа задание на проектирование бронекатера. За основу речного БКА пр. 1125 с одним артиллерийским орудием Бенуа взял вездесущую «Пику».
Готовые проекты бронекатеров двух типов Речсудопроект утвердил в 1935 году, после чего их передали на производства. Флот должен был получить большой, двухбашенный БКА с двумя двигателями (проект 1124) и малый, однобашенный (и с одним мотором) – проект 1125. Нас интересует второй тип, представитель которого в наши дни экспонируется в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Постройку бронекатеров пр. 1125 перед Великой Отечественной войной наладили на Красноармейской верфи в Сталинграде, заводе № 300 в Киеве, Ижорском заводе, Пермском заводе № 344, заводе № 264 в Сталинграде и № 340 в Зеленодольске. К началу войны верфи передали ВМФ и погранохране НКВД 75 бронекатеров трех проектов – 1124, 1125 и С-40.
Бронекатер пр. 1125 в разрезе:
1 – рубка, 2 – фара-прожектор, 3 – топовый огонь, 4 – мачта, 5 – клотиковый огонь (верхний – белый, нижний – красный), 6 – лучевая радиоантенна, 7 – газовыхлоп, 8 – рым для подъема катера, 9 – гребной винт, 10 – перо руля, 11 – гюйс-шток со штаговым огнем, 12 – крышка люка, 13 – цепной палубный клюз, 14 – ручной шпиль, 15 – привальный брус, 16 – сходня, 17 – пулеметная башня, 18 – рында, 19 – поручневая антенна, 20 – крышка люка, 21 – слесарные тиски, 22 – ручная сирена, 23 – съемный световой фонарь над машинным отделением, 24 – кап машинного отделения, 25, 27 – вентиляционные грибки, 26 – люк, 28 – морская дымовая шашка (МБДШ), 29 – буксирный рым, 30 – киповая планка, 31 – якорь Холла, 32 – кнехт, 33 – швартовный конец, 34 – багор, 35 – башня танка Т-34, 36 – швартовная утка, 37 – спасательный круг, 38 – дверь, 39 – огнетушитель, 40 – вентиляционный раструб, 41 – газовыхлоп, 42 – флагшток, 43 – гребной вал, 44 – кронштейн гребного вала, 45 – кронштейн спасательного круга.
Всего в Сталинградской битве участвовали двенадцать БКА пр. 1125. В отличие от своего двухбашенного собрата пр. 1124, его отличали меньшие размеры, большая мобильность и способность перемещаться практически у самого берега. Умело маскируясь складками местности и береговой растительностью, речники спасались от немецких летчиков и артиллеристов.

С учетом натиска и масштаба немецкого наступления активно действовать БКА приходилось по ночам – днем гладь Волги полностью простреливалась, что не давало речникам никаких шансов на результативные вылазки. К этому следует добавить тяготы и лишения, которые терпели экипажи бронекатеров. Малые размеры и осадка вынуждали матросов жить и воевать в адских условиях – внутри БКА даже не было возможности выпрямиться в полный рост. В свою очередь артиллерийские расчеты танковых башен не имели права покидать легкие суда даже зимой. Чтобы не замерзнуть, палубу и жилые отсеки приходилось дополнительно к нехитрому штатному обогреву утеплять опилками.

Зато конструкторы учли главное в плане выживаемости – матросы могли пробраться вдоль корпуса всего катера, не поднимаясь на палубу под огнем неприятеля. Для этого все отсеки судна предусмотрительно сообщались друг с другом. По словам исследователя В.Бурачека, в судостроительстве такая схема считается нарушением хрестоматийного правила проектирования боевых кораблей – люки в переборках абсолютно исключены. Но признает: для безопасности экипажей в адском огне ВОВ это было полностью оправданно.
Самое полное и наглядное на сегодняшний день представление о боевой работе малых бронекатеров и фронтовом быте экипажей дает единственный в своем роде советский художественный фильм 1969 года «Где 042?». Его главным героем является реально переживший войну БКА пр. 1125, который по сюжету пытается из немецкого окружения вырваться по реке к морю и за это время берет на борт разношерстную компанию людей. В картине подробно показаны способы маскировки, которые в войну использовали советские речники. Сюжет изобилует форс-мажорными обстоятельствами: когда у киношного бронекатера кончалось горючее, экипаж буксировал его на плечах, как это в XIX веке делали волжские бурлаки.
ГДЕ 042? // Киностудия им. Александра Довженко, СССР, 1969 год
Но вернемся в осажденный немцами Сталинград.
Начало активных действий бронекатеров на Волге относится к августу – сентябрю 1942 года. Вот как описан этот период в статье «Речные танки идут в бой» (И. Плехов, С. Хватов, журнал «Катера и яхты» № 4, 1982 г.):

«30 августа моряки отправились на разведку к северной окраине Сталинграда – там, за тракторным заводом, немецкие части прорвались к самой воде. Три бронекатера бесшумно двинулись в ночной мгле, выхлопы двигателей на малом ходу выводились ниже ватерлинии.

Скрытно вышли в назначенное место и уже собрались уходить, когда моряки узрели визжащих от радости фрицев, черпающих касками воду из русской реки. Объятые праведным гневом, экипажи бронекатеров открыли ураганный огонь из всех стволов. Ночной концерт прошел с полным аншлагом, но внезапно в действие вступил неучтенный фактор – стоявшие на берегу танки. Началась дуэль, в которой у катеров было немного шансов: немецкая бронетехника была труднообнаружима на фоне темного берега, в то же время, советские катера были видны как на ладони. Наконец, «бронированный» борт, толщиной всего 8 мм, защищал корабли от пуль и мелких осколков, но был бессилен перед мощью даже самого малого артиллерийского боеприпаса.

Роковой выстрел пришелся в борт – бронебойный снаряд прошил катер насквозь, выведя из строя двигатель. Неподвижную «жестянку» стало прижимать течением к вражескому берегу. Когда до противника оставалось всего несколько десятков метров – экипажам оставшихся катеров удалось под яростным огнем с берега взять на буксир поврежденный катер и увести его в безопасное место».
Также ежедневная боевая работа БКА 1125 описана в документах Волжской военной флотилии. Вот так выглядел «обычный» день 14 сентября 1942 года в хронике жестокой битвы:

«…В 10 ч. 40 мин., по сведениям разведотдела армии, немцы силой до двух полков пехоты и 60 танков наступали на завод «Баррикады». В 10 ч. 50 мин. по радио был передан приказ Северной группе кораблей – немедленно открыть огонь по району завода «Баррикады». Расход боеприпасов составил 200 снарядов и РС.

С 12 ч. 30 мин. до 12 ч. 40 мин. бронекатер № 13 вел огонь по селению Купоросное и рассеял группу пехоты противника, израсходовав 15 снарядов. Отмечено три попадания в блиндажи.

В 13 ч. 10 мин. бронекатер № 14 выпустил 18 фугасных снарядов по немецким окопам и дзотам.

В 21 ч. 35 мин. бронекатер № 41 выходил на Волгу южнее поселка Рынок и дал два залпа реактивными снарядами по скоплению немецких танков и пехоты в районе Сухой Мечетки, юго-восточнее высоты 101,3…»
Окончательно БКА вмерзли в лед в декабре 1942 года, но даже тогда они продолжали обстреливать немцев из главных калибров.
Более-менее эффективно БКА действовали на Волге до ноября 1942 года. Затем на «самой русской из всех рек» начался ледостав. Лед стал повреждать бронекорпуса, которые подвергались преждевременной коррозии. Тогда разработчики из Ленинграда придумали «одевать» легкие суда в защитный деревянный пояс. Доски толщиной 40–50 мм защищали днище и борта БКА, что позволило продлить их использование. Благодаря этому 21 ноября 1942 года БКА № 12, 13 и 61 доставили отрезанной 138-й стрелковой дивизии полковника Ивана Людникова 300 бойцов и 40 тонн боеприпасов, еды и медикаментов. Речники не просто прошли вдоль занятого немцами берега и разгрузились под шквальным огнем, но уничтожили также 10 вражеских огневых точек и склад боеприпасов.

Окончательно в лед БКА вмерзли в декабре 1942 года, но даже тогда они продолжали обстреливать немцев из главных калибров. В результате за боевые заслуги в Сталинградской битве в марте 1943 года соединение преобразовали в 1-й гвардейский дивизион бронекатеров Волжской военной флотилии.

Уже после войны бывший командующий 62-й армии (впоследствии 8-й гвардейской армии) и руководитель обороны Сталинграда – маршал Василий Чуйков скажет о заслугах расчетов бронекатеров так: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».
По мнению специалистов, до наших дней сохранилось десять БКА пр. 1125. Остальные погибли от артогня и бомб германской авиации и сейчас лежат на дне рек и озер. Часть других пустили на слом уже после войны или переоборудовали в гражданские катера. Еще один 1125 захватили финны, и после восстановления под индексом VTV-1 он вошел в состав финского флота. Судьба его неизвестна. В сильно измененном виде сохранился БКА постройки Молотовского завода 1943 года. Под именем «Адмирал Бакаев» он до сих пор служит в городском детском центре Уфы, где на нем учат азам морского дела мальчишек.
Финская военная флотилия. Захваченный советский бронекатер №215 (VTV-1) пр.1125. ВМФ
Восемь малых катеров в послевоенные годы стали памятниками в Благовещенске, Волгограде, Перми, Измаиле, Киеве, Мариуполе, Пинске и Хабаровске. Правда, их состояние можно назвать скорее неудовлетворительным. Чаще они являют собой отдаленно похожую на оригинал сборную «солянку» из танковых и пулеметных башен, а жирно-грубые слои краски и способы ее наложения (вперемешку с граффити и хулиганскими надписями) довершают картину.
Девятому БКА пр. 1125 с номером 76 повезло больше.
После уничтожения немцами, подъема, переоборудования и десятилетий мирных «покатушек» на Волге он снова обрел боевой облик и пришвартовался в Музее военной техники УГМК. До нас дошли сведения о гибели этого катера. 30 октября 1942 года во время выгрузки раненых у Северного причала (в районе 62-й переправы) он получил три прямых попадания немецких мин, загорелся и затонул, погрузившись кормой на грунт. Из одиннадцати членов экипажа выжило только четверо. Затонувшее судно исключили из списков Волжской военной флотилии 12 ноября 1942 года.
Исследователи считают, что за время Сталинградской битвы были безвозвратно потеряны два бронекатера пр. 1125. Судно № 22 подорвалось на мине, погибли экипаж и находившийся на борту контр-адмирал Борис Хорошхин. Вторым участники форума livinghistory.ru называют «семьдесят шестой» Зеленодольского завода, воевавший с октября 1942 года под № 34.

«БКА № 34 (до 18.09.1942 г. – № 76, до 3.10.1942 г. – № 74) был потоплен германской артиллерией 30 октября (по другим данным 01 ноября) 1942 г. у Северного причала (по другим сведениям – в районе Латошинки) в Сталинграде. Получил попадания трех минометных мин. 2 марта 1944 г. был поднят и по некоторым данным – сдан на слом. Получается, что его не разобрали, а отремонтировали и позднее ввели в строй в качестве плавсредства», – предполагает участник Канонир.
И действительно, израненный корпус речника достали со дна Волги в 1944 году. С этого времени началась вторая жизнь бронекатера № 76. В 1961 году его отремонтировали, оснастили ограждениями и сиденьями, дали имя «Волгоградец» и отрядили катать по Волге обывателей.

На слом «Волгоградца» списали уже в 90-е годы XX века. От утилизации его спасли уральские металлурги. Узнав о столь редком артефакте, музей УГМК решил его восстановить и включить в раздел своей флотской экспозиции. Так началась третья жизнь бронекатера № 76. По словам директора музея Александра Емельянова, за условный прототип (ввиду катастрофического отсутствия материалов и малоизученности темы БКА) реставраторы взяли катер № 387, который вышел со стапелей того же Зеленодольского завода в 1942 году.

Корпус и броня судна оригинальны на 100%
Корпус судна (как и броня) оригинален на 100%, а вот палубные надстройки – боевую рубку, пулеметные башни, пулеметы ДШК и 76 мм орудие башни главного калибра изготовляли на АО «Уралэлектромедь». Водруженная на законное место на палубе катера башня танка Т-34-76 оригинальна и также прошла войну 1941–1945 годов.
В заключение хочется сказать, что история создания, детали конструкции и боевого применения бронекатеров пр. 1125 еще ждет своих исследователей. Об этом говорят малочисленность монографий и статей на эту тему, отсутствие аутентичных заводских чертежей и хороших фотоснимков, жаркие дискуссии и споры на форумах, которые ведут частные историки и исследователи военной техники. И это весьма странно.

Оказалось, что, в отличие от других видов воздушной, сухопутной и флотской техники, бронекатера военной поры еще мало изучены специалистами. Невероятно, но далеко не все поклонники «речных танков» (некоторые из них самостоятельно строят реплики этих судов) знают, что фактически натурный образец БКА есть в Верхней Пышме. Что, впрочем, позволяет верить: интерес к бронекатерам в целом и бессмертному «Волгоградцу» будет только расти.

ТТХ малого речного бронекатера пр. 1125
– Годы производства: 1941-1942 гг.
– Место постройки: завод № 340 в Зеленодольске
– Боевое применение: Великая Отечественная война в составе Волжской военной флотилии;
– Тип судна – артиллерийский бронированный катер со стальным корпусом;
– Водоизмещение – 26,6 тонны;
– Мореходность – 3 балла;
– Длина – 22,6 м, ширина – 3,54 м, высота борта – 1,5 м, осадка – 0,56 м;
– Четырехтактный V-образный карбюраторный бензиновый двигатель ГАМ-34-ВС (на основе двигателя АМ-34 для истребителя МиГ-3 и штурмовика Ил-2) мощностью 800 л.с.
Часть БКА пр. 1125 оснащали импортными моторами «Паккард» и «Холл-Скотт» мощностью 900 л. с., которые поставляли в СССР по программе ленд-лиза;
– Скорость полная – 19 узлов (35-40 км/час);
– Автономность – 206 миль (296-370 км);
– Вооружение:
76,2-мм орудие Ф-34 в башне от танка Т-34-76 (боекомплект 160 выстрелов);
7,62-мм пулемет ДТ в башне от танка Т-34-76;
два спаренных 12,7-мм пулемета ДШК;
шесть мин типа «Рыбка» (были возможны другие варианты);
– Толщина брони – от 4 до 8 мм;
– Экипаж – 10-11 человек;
– Общее количество выпущенных катеров – более 200 единиц;
Источники и литература:

1. Малый флот. Корабли и катера, боевые операции малого флота: http://cmboat.ru/
2. Журнал «Судостроение», 2008, № 4.
3. Журнал «Моделист-Конструктор», 1985, № 9.
4. Журнал «Флотомастер», 2006, № 5, «Речники в Сталинградской битве».
5. Бронекатера Сталина. «Речные танки Великой Отечественной», Иван Черников. – М. Яуза, Эксмо, 2013.
6. Журнал «Катера и яхты», 1982, № 4.
7. Материалы форума www.infoflotforum.ru/
8. Материалы форума www.livinghistory.ru/
9. В. Бурачек. «Как создавались бронекатера», журнал «Катера и яхты», 1990, № 1, 2, 3.
Совместный проект It's My City и Музея военной техники УГМК
Музей расположен в 20 минутах езды от центра Екатеринбурга по адресу: г. Верхняя Пышма, ул, Александра Козицына, 2
Телефон:8 (343) 684-69-83
Сайт: http://museum.elem.ru/ru/