Александр Родионов,
специально для IT'S MY CITY

Парадный мамонт Сталина

Танк Т-35 из коллекции Музея военной техники УГМК
Двигаясь по брусчатке Красной Площади, этот ревущий бронированный монстр приводил в восторг и трепет зрителей военных парадов 1930-х годов. Казалось, ничто не сможет остановить армию государства, на стороне которого сражаются такие великаны. Но судьба тяжелого танка Т-35 оказалась непростой.
В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века СССР находился в поисках новой военной доктрины. Это было время бурного развития всех видов оружия – авиации, артиллерии, флота. Все ведущие мировые державы тратили львиные доли национальных бюджетов на усиление обороноспособности и техническое перевооружение армии. Солидная часть этих сумм шла на развитие бронетанковой техники. Тем более что опыт Первой мировой войны показал: танк – огромная лязгающая и коптящая громадина – это не только оружие психологического устрашения, но и мощный кулак для взламывания вражеской обороны.
Не удивительно, что в трех странах – Великобритании, Франции и СССР (вслед за капиталистическими конкурентами) появилась идея создать тяжелый танк прорыва, или, как его сначала называли в Советском Союзе, «позиционный» танк. Не следует думать, что последний термин означает обездвиженную машину для стрельбы. Наоборот – под прикрытием таких тяжелых многобашенных громадин пехота должна была успешно овладевать вражескими позициями и даже крепостями. Во всяком случае, так виделось рабоче-крестьянским военным тактикам и конструкторам в начале 30-х годов.
Считается, что основой для советского пятибашенного танка Т-35 послужили английский и французский собратья Independent и Т-12. Предполагалось, что наличие сразу нескольких пушек разных калибров в нескольких башнях позволит танку более эффективно уничтожать живую силу и огневые точки противника. И если Англия и Франция от создания подобных танков по объективным причинам отказались (неэкономично, а боевой эффект сомнителен), то СССР на пике индустриализации смог позволить себе такую дорогую игрушку.


Британский танк Independent
До него был еще танк Гротте – немецкого конструктора, переехавшего в СССР. Однако опытный образец его приземистого (в отличие от Т-35) чуда так и сгинул в парке Военной академии механизации и моторизации им. Сталина.
У исполина Т-35 было пять башен, которые не имели между собой никого сообщения. Экипаж составлял 11 человек — как у «летающей крепости», стратегического бомбардировщика Пе-8.
В обычный танк можно попасть через единственный люк, и все его части сообщаются между собой. Это важно, в том числе, потому что в бою члены экипажа могут заменять друг друга. А в Т-35 каждый стрелок башни был изолирован. Механик-водитель этого бронированного монстра тоже существовал автономно от остальных. Кроме того, он был фактически слеп. Видеть местность на марше или в бою механику мешали выступающие далеко вперед гусеницы, а узкие смотровые щели позволяли видеть пространство только строго вперед и влево. Возможно, при нынешнем развитии оптики и электроники у конструкторов получилось бы придумать систему управления пятью башнями. Но в 1930-е годы это оказалось невыполнимой задачей.
Из-за столь непродуманной компоновки экипаж имел мало шансов покинуть подбитый Т-35, высота которого достигала четырех метров. В итоге танкисты, образно говоря, находились в потенциальной братской могиле.
Может быть, еще и поэтому до нас дошли воспоминания лишь одного человека, который начинал воевать на Т-35? Это башнер (или танкист-стрелок) передней артиллерийской башни В.В. Сазонов, свидетельства которого в монографии «Тяжелый танк Т-35. Сухопутный дредноут Красной Армии» приводят Максим Коломиец и Максим Свирин. Описывая перипетии одного из боев, Сазонов рассказывает, как их монстр от всех отстал, а потом застрял.

"…Наши уж уползли дальше. А нам стало еще хуже – долбят со всех сторон. Мотор заглох, пушку заклинило, главная башня не вертится. Тут показались немецкие солдаты. Бегут к танку с какими-то ящиками, а я по ним стрелять могу только из «нагана».
Понял, что драпать пора. Вылез из башни, спрыгнул с высоты на дорогу. Хорошо, что пулемет ихний замолчал. Мой заряжающий за мной сиганул, ногу подвернул. Я его в яму придорожную стащил за собой. За нами моторист увязался. Стали отползать, тут наш танк и ахнул. Это немцы его толом рванули. А мы канавой отползли к реке.

Потом к нам приблудились еще трое – экипаж Т-26. С ними мы отошли обратно к Ситно, но своих там нашли только с десяток человек – остатки разных экипажей. Из «тридцать пятых» четверо, и все из разных машин. Одного рванули, как и нас, один подорвался на мине, один сгорел сам…"

Несмотря на столь не впечатляющие боевые показатели, Сазонов не склонен винить во всем только танк. По его мнению, Т-35 вполне мог воевать, просто экипажи были недостаточно обучены. Импонировало ему и то, что в отличие от машин других классов пятибашенными танками командовали старшие лейтенанты/капитаны, а сам Сазонов, будучи башнером, ходил в звании лейтенанта. Это правда нетипично и очень статусно.

Впрочем, уверенность башнера относительно боевых способностей Т-35 опровергают факты. «Сухопутный линкор» был слишком тяжел, его фактическая скорость не превышала 30 километров в час по хорошей дороге, он был чересчур длинным, из-за чего не мог маневрировать. К этому стоит добавить ненадежные двигатель (и его систему охлаждения), трансмиссию (постоянные поломки коробки передач) и тяжелое управление.

Всего с 1933 по 1939 год промышленность СССР произвела 61 танк Т-35 (для сравнения, трехбашенных Т-28 произвели 523 штуки). Первые машины поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК). Большая часть других осела в частях Киевского особого военного округа. Там они встретили войну – там поголовно и погибли. Еще четыре Т-35 осенью 1941 года приняли участие в боях за Харьков в составе отдельного отряда, где и были потеряны.
В «Журнале военных действий 34-й танковой дивизии» есть следующие записи о Т-35:
«22-го июня 1941 года дивизия выступила, имея 7 КВ, 38 Т-35, 238 Т-26 и 25 БТ…
24 июня к моменту выступления дивизии из леса Яворов – Грудек-Ягеллонский отстало 17 Т-35…
26 июня отстало еще 10 Т-35 .
К 27 июня отстали все Т-35».

Причины отставаний были различны: один «дредноут» увяз в болоте, а сразу три танка из 67-го танкового полка (№0200-4, 196-94 и 148-50) взорвали собственные экипажи, сняв вооружение и оптику. Таких примеров множество – у десятков Т-35 на маршах (читай при отступлении в тыл) летели коробки передач, а другие, как № 288-11, падали с мостов на Львовщине и сгорали вместе с танкистами.

Кстати, не без удивления нашел в Сети «современную память» о Т-35. Это демотиватор с надписью: «Единственный и неповторимый серийный паркетник в СССР». С поправкой на сленг, едкое, но меткое замечание, точно характеризующее суть и назначение Т-35.
Ведь его настоящей стихией была брусчатка Красной Площади в Москве.
Только там 55-тонный танк чувствовал себя комфортно и в безопасности.
Ни у кого из исследователей бронетехники не вызывает сомнения факт: назначением и реальным призванием Т-35 была пропаганда. На это указывает дизайн плакатов с советскими вождями, медали «За Отвагу», почтовых марок и этикеток спичечных коробков…

Но самое главное: это показали первые дни Великой Отечественной войны и поразительно короткая боевая карьера этого экзотического танка.

В короткой боевой биографии Т-35 есть еще один необычный эпизод. Один брошенный целый танк в первые недели ВОВ немцы отправили по железной дороге в Германию – на полигон Куммерсдорф. В своей книге Коломиец и Свирин приводят фотоснимки той машины в хорошем качестве. Судьба этого экземпляра точно неизвестна. По одной из версий в апреле 1945 года – во время обороны Берлина – этот Т-35 включили в 4-ю роту 11-го танкового полка Вермахта. Во время обороны полигона он был якобы подбит.
В общем, закономерно, что до наших дней дожил единственный оригинальный Т-35. Он находится в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке. Пару лет назад специалисты поставили эту машину «на гусеницы», и теперь она на ходу. Зрелище это незабываемое: создается впечатление, что внезапно ожил один из вымерших миллионы лет назад мамонтов.
Второй по счету в мире Т-35 можно увидеть только в экспозиции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме. Верней, его точную копию. Её за пять месяцев изготовили по советским чертежам в цехах ОАО «Уралэлектромедь».
Копия соответствует оригиналу – ее вес 55 тонн, длина корпуса почти 10 метров, высота – около четырех метров. И хотя нет двигателя и деталей интерьера, все остальное «на уровне». Для транспортировки этого Т-35 из цеха на музейную площадку понадобились два 50-тонных крана. И теперь это самый крупный образец бронетанковой техники в музейной коллекции.
И хотя этот танк никогда не поедет своим ходом, одного взгляда на пятибашенного монстра размером с одноэтажный дом хватает, чтобы вздрогнуть.
В материале использовано видео пользователя YouTube yolkhere,
Изображения с сайтов TopWar.Ru, Waralbum.Ru
Совместный проект It's My City и Музея военной техники УГМК
Музей расположен в 20 минутах езды от центра Екатеринбурга по адресу: г. Верхняя Пышма, ул, Александра Козицына, 2
Телефон:8 (343) 684-69-83
Сайт: http://museum.elem.ru/ru/
Совместный проект It's My City и Музея военной техники УГМК
Музей расположен в 20 минутах езды от центра Екатеринбурга по адресу: г. Верхняя Пышма, ул, Александра Козицына, 2
Телефон:8 (343) 684-69-83
Сайт: http://museum.elem.ru/ru/
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website