Дмитрий Колезев рассказывает о продукте, с которым у нас особые отношения
Последние годы Екатеринбург увлеченно, а иногда и мучительно, ищет собственные идентификаторы. Одним из них является майонез — продукт, с которым у жителей города особые отношения.
Когда-то я был большим любителем майонеза. Лет в двенадцать я совершил счастливое открытие: если добавить майонез в еду, вкус оной изменится до неузнаваемости. Причем, как мне казалось, в лучшую сторону. Это работало почти всегда. Бутерброд станет сочнее, борщ — наваристее, пельмени — ароматнее. Кроме того, все без исключения продукты становились куда более сытными. Я мог есть с майонезом практически все, за исключением, слава богу, выпечки и сладостей. Одним из моих кулинарных шедевров были макароны с майонезом. Я также смазывал им яичницу, считал этот соус лучшей заправкой для любых салатов, иногда смешивал кетчуп с майонезом (мои друзья называли такой соус «кетчунез»; только что с помощью Google я узнал, что этот термин не так давно прославили создатели сериала «Универ»).
Я начал даже разбираться в сортах майонеза: какой вкуснее, какой полегче, какой с оливковым маслом, какой — с перепелиными яйцами. Конечно, главным майонезом был известный всем «Провансаль ЕЖК» в голубой банке. Я был лишь одним из тысяч живущих на Урале поклонников этого продукта.
Потом по разным причинам мои пищевые пристрастия значительно изменились. Как и многие, с возрастом я стал следить за тем, что ем, а занятия спортом заставили смотреть на пищу более рационально. И я пришел в ужас от некоторых юношеских привычек. Одним из первых мое меню покинул майонез. Как я вообще мог к нему притрагиваться? 67% жира — ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ. Это как плюхнуть в нежный, свежий, здоровый овощной салат вкусного, аппетитного ЖИРКА. Бр-р-р. Из чего он вообще сделан? Подсолнечное масло (жир!), вода, сахар (яд!), яичный порошок (холестерин!), уксус (любите уксус?) и куча стабилизаторов, загустителей, подсластителей, усилителей вкуса и прочей мерзости, которая позволяет хранить его аж до 180 суток. Судя по отзывам в интернете, сроки хранения майонеза в последние годы подозрительно выросли — в два-четыре раза. Представляете, полгода в холодильнике — и ему ничего не делается. В студенческие годы это казалось мне очень удобным. Вроде бы эта банка стоит тут еще с прошлого семестра, а, смотри-ка, — можно есть.
Короче, за каких-то пару лет мое отношение к майонезу изменилось от любви к презрению. Я не просто перестал покупать такой соус: не дай бог теперь кому-нибудь нечаянно добавить этой гадости в мою тарелку. А ведь его умудряются запихнуть куда угодно. Сегодня заказал на обед салат с красной фасолью и творожным сыром, и что, вы думаете, я обнаружил сверху на сыре? Отвратительный слой желтоватой жижи — жирной, солено-сладкой, с непередаваемым кислым запахом. Как они догадались ее туда поместить?
Я понял, что майонез — не спаситель, а убийца любого блюда (как и кетчуп). Как добавление ложечки дерьма в бочку повидла превращает ее в бочку дерьма, так и добавление майонеза превращает что угодно в майонез.
Но бог с ними — с моими пищевыми привычками. Что в целом про Екатеринбург? Вы почти наверняка слышали, что наш он попал в Книгу рекордов Гиннесса как город, где употребляют больше всего майонеза. Когда мы с майонезом дружили, я находил этот факт воодушевляющим. Но теперь, когда наши дорожки разошлись, я стал немного стыдиться этой информации. Что за город безвкусных обжор, которые заливают любое блюдо белой гадостью и едят его в количествах столь внушительных, что прославились на весь мир?
Мне захотелось уточнить какие-то цифры, связанные с этим рекордом, и я полез в «Википедию». Там оказалось, что указанный факт снабжен пометкой «неавторитетный источник», и этот источник — украинский кулинарный сайт «Смачно.ua», в котором интересующая нас информация упомянута в статье о майонезе как продукте. Мои подозрения в этом месте начали усиливаться: что ждать от этих бандеровцев? Они нашего Януковича свергли, они и про майонез соврут — недорого возьмут.
Я еще немного порылся в Google (где среди прочего обнаружил, что проверкой тезиса об употреблении майонеза в Екатеринбурге также занимались пользователи портала E1.ru — безуспешно) и нашел еще ряд упоминаний о факте рекорда, но везде без каких-либо пруфлинков. Заодно мне попались на глаза ссылки о различных инкарнациях этой легенды — например, она упоминалась в курсовой работе, посвященной исследованию рынка майонеза. А мой друг Данил Голованов, как выяснилось, вспоминал об этом «факте», представляя свою рекламную кампанию для производителя майонеза «ЕЖК». Данил тогда сказал, что майонез для Екатеринбурга — это как пиво Guinness для Ирландии.
В его словах мне слышатся нотки гордости, но если вдуматься — то чем тут гордиться? Как раз, когда я размышлял о майонезном феномене, мне на глаза попалась отличная статья в журнале «Деньги» о скрытом голоде. Там говорилось, что, хотя все меньше людей в мире, к счастью, страдает непосредственно от недоедания, простое насыщение дешевыми продуктами так плохо сказывается на здоровье, что уж лучше бы умереть сразу. Если вы усиливаете калорийность своего рациона за счет недорогих продуктов, в которых нет витаминов и минеральных веществ, будьте уверены, через несколько лет вам придется за это поплатиться. А добавление майонеза везде и всюду, чем, кажется, славен Екатеринбург, — это как раз дешевый способ поднять энергетическую ценность и возможность нивелировать вкус еды, усреднив хорошее и плохое блюдо до «майонезного» уровня. И где здесь повод для гордости? В том, что у нас, екатеринбуржцев, не хватает денег, времени и чувства собственного достоинства, чтобы питаться нормально?
Мои незатейливые изыскания продолжались. Я, наконец, добрался до сайта Книги рекордов Гиннесса, где есть довольно удобный поиск по рекордам. Екатеринбург (Yekaterinburg) там упоминается один раз — как место, где в 2011 году был приготовлен самый длинный ролл (2,521 метр — то была рекламная акция ресторана «Сушкофф»). Слово «майонез» там упомянуто 12 раз — в таких рекордах как «Самое быстрое изготовление сэндвича ногами», «Самый длинный сэндвич», «Самый большой коктейль из креветок» и еще нескольких, но нигде ничего не говорится про город с самым большим употреблением майонеза. Ни про Екатеринбург, ни про какой-либо другой.
Ха! Стало быть, позорного рекорда не существует? Мне захотелось увериться в этом. Может быть, на сайте Книги рекордов указаны только какие-то новые достижения, а Екатеринбург заслужил свою сомнительную славу Города Поедателей Майонеза в далеком прошлом? Чтобы удостовериться, я нашел на сайте Книги рекордов адрес электронной почты и написал им обстоятельное письмо с просьбой официально ответить на вопрос о том, удостаивался ли когда-либо Екатеринбург (или любой другой город) звания населенного пункта, жители которого потребляют больше всего майонеза.
Это было около двух недель назад, и ответа я жду до сих пор. Предполагаю, что у меня есть шанс прождать еще месяц-другой. Можете представить себе, сколько сумасшедших со всего мира заваливают официальную почту Книги рекордов письмами о собственных достижениях? Мой запрос, наверняка, где-то между посланиями о Самом Большом Искусственном Банане и Длиннейшем в Мире Шоколадном Поезде.
Но я отвлекся от майонезной темы. Все-таки требовалось какое-то официальное подтверждение или опровержение. И я написал письма нескольким федеральным ретейлерам — в «Магнит», «О’кей», X5 Retail Group и Auchan с просьбой рассказать, есть ли у них информация по поводу продаж майонеза в Екатеринбурге.
Ответила половина. Первым пришел ответ из сети гипермаркетов «О’кей». И он был удручающий. Вот что написала мне PR-менеджер сети Елена Трифонова:
«Добрый день, Дмитрий! Екатеринбург действительно может претендовать на звание майонезной столицы России. По нашим данным, в пересчете на один гипермаркет сети в Екатеринбурге продается в два раза больше майонеза, чем в Новосибирске». Она уточнила, что сравнивалась статистика в сопоставимой проходимости магазинов, поэтому цифры корректны. «Также в гипермаркете в Екатеринбурге продается [майонеза] в два раза больше, чем в Красноярске, и в полтора раза больше, чем в сопоставимом гипермаркете в Москве», — добила меня Елена.
Подоспевшее письмо из X5 Retail Group лишь подтвердило худшие опасения:
«Если взять данные розничного товарооборота сети «Перекресток» за период сентябрь-октябрь текущего года, то среди пяти городов-миллионников, таких как Москва, Санкт-Петербург, Челябинск и Казань, выбранных нами произвольно, Екатеринбург занимает первое место по доле продаж майонеза в молочном гастрономе (без учета продаж сыра) с долей не более 5% в РТО», — сообщили в компании.
Там не ограничились простой констатацией факта и попытались ответить на главный вопрос — почему? «Возможных причин такой тенденции может быть множество, — говорят в X5. — Одной из них вполне может стать стоимость продукта на рынке. Так, согласно статистике аналитической компании Nielsen (август 2014-июль 2015), на Урале самая низкая цена на майонез по сравнению со всей Россией – 102 рубля за килограмм. Это может быть связано с тем, что именно Урал – домашний рынок для крупного российского производителя майонеза ОАО “Жировой комбинат”».

Завод ЕЖК на Титова / На районе: «Вторчермет» для жизни
Другие исследования, с которыми мне довелось познакомиться, подтверждают этот факт: майонез, в первую очередь, популярен там, где его делают. Поставил в регионе майонезеделательный завод — подсадил всё население на жирную добавку.
Так что, скорее всего, никакого рекорда Гиннесса не существует. Но майонеза мы действительно едим сравнительно много. И причина — не в наших особых вкусовых привычках, гастрономической необразованности или какой-то особой майонезной ментальности, а в базовых законах экономики: для нас это один из самых дешевых способов получить драгоценные калории. И чем хуже будет становиться экономическая ситуация, тем больше людей вынуждены будут заливать макароны майонезом, чтобы чувствовать себя сытыми и, обманчиво, счастливыми.
ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ: