Так вышло, что с Максимом Лоскутовым мы познакомились случайно. Я пришла на съемку для проекта «Простые портреты» вместо другой девушки. С того дня прошло уже полгода, и, кажется, что мы c Максимом неплохо сдружились. Пару недель назад, в холодный летний день, я забежала снова к нему в гости. Мы пили чай и говорили о первой персональной выставке Максима, которая откроется в Екатеринбурге уже 16 сентября, а также немного о фотографии и героях «Простых портретов».
18+

Город в лицах

Максим Лоскутов о фотографии, своей первой персональной выставке и героях «Простых портретов»

15 Сентября, 19:03
Автор: Светлана Щавелева

Так вышло, что с Максимом Лоскутовым мы познакомились случайно. Я пришла на съемку для проекта «Простые портреты» вместо другой девушки. С того дня прошло уже полгода, и, кажется, что мы c Максимом неплохо сдружились. Пару недель назад, в холодный летний день, я забежала снова к нему в гости. Мы пили чай и говорили о первой персональной выставке Максима, которая откроется в Екатеринбурге уже 16 сентября, а также немного о фотографии и героях «Простых портретов».

О РАБОТЕ ФОТОГРАФА И СВОИХ СНИМКАХ

Не было такого: «Я хочу стать фотографом». Просто в 2005 году у меня появилась первая цифровая камера, и я стал снимать разные события: автомобильные соревнования, немного клубы. А позже мы с друзьями арендовали помещение под студию. Там учился снимать портреты. В то время фотография была для меня лишь хобби, я работал в сфере разработки сайтов, и меня все устраивало. Только через некоторое время понял, что придется выбирать между увлечением и основной работой. Времени и на то, и на другое попросту не хватало. В итоге в 2013 году я стал работать у Андрея Калугина, занимался ретушью и версткой фотокниг. А через год отправился в свободное плавание.

Какой ты по жизни человек - такие фотографии у тебя и получаются. Каждый снимок - это просто способ высказывания, в котором отражается все: какую музыку ты слушаешь, какие у тебя в принципе мысли в голове, для чего ты живешь, о чем мечтаешь.

Я не люблю громкие слова, и мне трудно дать определение, например, понятию «талант». Бывает, что меня цепляют чьи-то снимки, иногда я восхищаюсь работами, вот и все. Мне кажется, что хорошие фотографии чаще всего получаются, когда у человека есть теоретическая база и много практики. Если ты снимаешь с утра до вечера, всего себя посвящаешь делу, то рано или поздно начнешь делать снимки, которые будут приводить людей в восторг.

Я не знаю, восхищают мои работы кого-то или нет. Конечно, вижу, какие комментарии оставляют в социальных сетях к снимкам, но я к этому стараюсь относиться несерьезно. Я всегда трезво и холодно оцениваю свою работу и вижу, где и что можно было бы исправить и сделать еще лучше.

Благодаря снимкам для проекта, я стал аккуратней и тоньше работать с портретами. Серия не однородна. Фотографии, которые были сделаны в первые два-три месяца, сильно отличаются от последних. Для проекта это, возможно, минус, ну, а для меня - плюс, потому что я вижу, как изменился подход к фотографиям, какие снимки теперь выбираю, как с ними работаю. Думаю, я стал лучше видеть геометрию лиц и вдумчивей подходить к выбору кадров.

О ПРОЕКТЕ «ПРОСТЫЕ ПОРТРЕТЫ»

Серию я снимал с апреля 2012 года. Всего в проекте приняли участие 120 героев. Для каждого человека я сделал от 30 до 70 снимков. На каждую съемку уходило от 15 минут до полутора-двух часов. Эта серия не об эталонной красоте, а просто о том, какие бывают люди. Каждый раз пытался выбрать одну, самую особенную фотографию, чтобы показать человека таким, каким его никто не видел.

За время работы над проектом я завел огромное количеством новых знакомых, а с некоторыми друзьями вышел на иной уровень в общении. Ко мне часто приходили люди, с которыми в обычной жизни я вряд ли бы смог пересечься. Кстати, с некоторыми героями общение и дружба перетекли в совместные проекты.

У меня нет профессионального секрета, как разговорить человека и расположить его к съемке. Герои бывают разные: некоторые говорят все время, другие - любят слушать, с третьими я вообще могу работать в полной тишине. Главное - сразу понять, какой к тебе человек пришел и в какой ситуации ему будет комфортней. Были случаи, когда герой только переступал порог квартиры, и мы сразу шли фотографироваться. Это был интересный опыт. Мы не смягчали зону дискомфорта и не искали контакта. При этом снимки получались хорошие.

Я не старался оценивать героев, но о каждом у меня, конечно, осталось впечатление. Я подмечаю особенности характера, жизненный настрой. Иногда ко мне приходили люди, которые сильно от меня отличаются, и из такого общения почерпнул много всего интересного, смог посмотреть на себя со стороны.

Я специально дал героям полное право использовать снимки из этой серии. Теперь мне интересно наблюдать, что происходит с портретами. Например, их можно увидеть на IMC в профайлах авторов, на аватарках в социальных сетях, иногда в журналах и на афишах, некоторые люди печатают снимки и весят у себя дома или дарят родителям. Угадать, где окажется один из портретов - практически невозможно.

О ПЕРВОЙ ВЫСТАВКЕ

Проект «Простые портреты» завершится выставкой. У него просто нет дальнейшего качественного роста. Конечно, я могу снять еще человек 200 или даже 300, но в снимках не появится нового ритма, а оформлять это, как бесконечную серию, мне не хочется.

Это будет моя первая персональная выставка. На нее меня уговорил Евгений Потапов с PhotoEkb.ru. Он обратил внимание на серию еще год назад и сделал со мной интервью. Тогда он спрашивал, планирую ли я делать выставку, но я ответил, что не знаю, есть ли в проекте какая-то ценность для зрителей. Я и до сих пор держу эту мысль в голове. Со временем Евгений вернулся к этому вопросу, сказал, что проект стоит того, чтобы его показать, и в итоге я согласился.

Выставка пройдет в Екатеринбургской галерее современного искусства. Мы рассчитываем, что в зале будет порядка 40 фотографий размером 50х75 сантиметров. Снимки выбирал сам. Было очень сложно. Я старался взять те фотографии, которые мне, в силу разных причин, больше запомнились. Также я старался выдержать баланс между публичными и не публичными людьми и сделать так, чтобы по 40 снимкам незнакомый с проектом человек мог сформировать свое мнение о всей серии.

Я понятия не имею, кто придет на мою выставку. Я вообще очень редко бываю на вернисажах, поэтому не знаю, кто обычно собирается на такие мероприятия и что люди там делают.

О ГЕРОЯХ «ПРОСТЫХ ПОРТРЕТОВ»

Андрей Колоколов

Единственный портрет в серии с фингалом. С Андреем мы много говорили про мой проект, я звал его в гости, он все время говорил, что придет, но никак не успевал. И вот однажды я захожу в офис агентства StreetArt и вижу, что Андрей сидит в темных очках. Я попросил его снять очки и увидел под глазом фингал. История умалчивает, как он получил его, но Андрей боевым синяком очень гордился. В итоге я сказал, что это повод, мы пошли ко мне домой и сделали снимок. Портрет зафиксировал яркий момент жизни.

Ксения Ракем

Ксения в свое время написала мне, что хочет принять участие в проекте. Я ответил, что внесу ее в список, но пока не могу ничего обещать. В итоге Ксюша решила проявить настойчивость, объяснила, что она человек очень занятой и что ей нужна определенность. Этим она сразу меня заинтересовала, и я пригласил ее в гости. Человек оказался совершенно инопланетный. Она - строгая, собранная, сильная, но при этом перед камерой очень женственная. Я ни секунды не пожалел, что отложил дела и нашел для нее пару часов времени. И портрет получился симметричный, спокойный, не тяжелый, очень особенный для меня.

Иван Соломин

Когда Иван написал мне, я не знал, кто он такой. Я слышал про @TramEkb, но никогда не читал этот блог и не знал, что его ведет водитель трамвая. Я посмотрел на лицо Ивана, решил, что человек очень харизматичный, брутальный и пригласил его в гости. На снимке он получился именно таким, каким я его воспринял сразу: спокойным, уравновешенным, рассудительным, уверенным в себе. Если ему надоест работать водителем трамвая, то я могу его представить, как бизнесменом, так и добытчиком крабов в Северном море. Очень разносторонний человек, и непонятно, в какую сторону он повернет.

Евгения Коснырева

Пример, когда со скульптурой лица мне было очень интересно работать. Я сразу обратил внимание, что у Евгении «сухая», поджарая фигура, было ощущение, что человек занимается или занимался спортом. Я стал ее расспрашивать и, оказалось, что раньше она занималась балетом. Мне кажется, это отразилось на ее лице, а кроме того, она пришла ко мне с забранными в тугой хвост волосами, что ей очень идет. Спокойное, женственное лицо, интересные, красиво сложенные черты.

Дима Здомский и Полина Корчагина

Дима и Полина пришли ко мне вместе. До этого я не был знаком с ними лично. Мы долго говорили, а потом я стал их фотографировать. Кажется, что портреты очень разные, но когда я делал афишу для выставки, то совмещал фотографии, в том числе, и ребят. Их снимки легли друг на друга идеально, с минимальными корректировками. Глаза, губы, носы встают ровно и сливаются в портрет одного человека.

Кстати, Дима - один из тех, кто просидел перед камерой и не сказал ни слова. И мне кажется, что на снимке он вышел сосредоточенным, целостным, собранным.

Вообще, я не знаю, как обычно снимают фотографы фотографов, но так вышло, что ко мне пришло сразу несколько коллег по цеху, чтобы я снял их для серии. Мне было интересно поработать с ними. С Димой Здомским и Женей Литвиновым - особая история. Zoom Zoom - одни из тех ребят, которые всегда делают качественный продукт и работают классно. И мне было приятно, что они ко мне обратились.

Выставка «Простые портреты»

с 16 сентября

ЕГСИ, Красноармейская, 32

Узнать подробней.