В рамках спецпроекта «Литературная среда» наш автор Екатерина Градобоева рассказывает о том, какие книги читают самые разные люди, а также просит их зачитать на видео отрывок из любимого произведения. Героем проекта на этой неделе стал известный музыкант и поэт, фронтмен екатеринбургской группы «Сансара» Александр Гагарин. Он рассказал о книгах, которые ему подарил Борис Гребенщиков, о своих отношениях со стихами, а также прочитал отрывок из книги В.А. Каверина «Два Капитана».

«Два Капитана» Вениамина Каверина я прочитал давно. Несмотря на то, что книга большая и толстая, мне понадобилось буквально дня три. Тогда она меня сильно впечатлила. Это романтическая история о внутренних и внешних поисках человека. Очень вдохновляет.
О СЕБЕ И КНИГАХ
Мне уже давно интересно читать про мир детей. Есть такая книжка Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Там исследуется определённый вопрос – освоение детьми окружающего их мира. Почему детей привлекает свалка, зачем они строят всякие штабы, например, и всё такое. Есть ещё «Дети в доме» Карин Калверт – история американского детства 19 века. Как и почему менялось отношение к детям в этот период.
Мне физически тяжело находиться в книжных магазинах: я теряюсь от изобилия, не могу ничего выбрать. Мне проще прийти к кому-то в гости, взять потёртую книгу с полки. Выбрать для чтения именно её просто потому, что она попалась мне на глаза у друзей – своеобразная рекомендация. Это такой бессознательный книгообмен. Последняя книга из тех, что я забрал у друзей, это «Голем» Майринка.
Однажды я получил книжный подарок от Бориса Гребенщикова. Мне довелось общаться с ним часа два, которые закончились походом в книжный магазин, и он, в отличие от меня, легко смог выбрать несколько книг, три из которых неожиданно решил подарить мне. Это Роберт Грейвс «Белая Богиня», Уильям Гибсон «Idoru» и Дао Дэ Цзин, конечно же. Очень памятно это событие.
Чтобы понять, хорошая ли книжка мне попалась, я читаю первую страницу. Если начало меня увлекает, то я читаю дальше. Есть люди, которые убеждали меня, что надо вчитываться в книгу, что она раскрывается потом. У меня так не получается. Я нетерпеливый читатель.
Люблю книги издательства Pocket Books, простые, в тонких переплётах. Их легко брать с собой в дорогу.
Вне всякого сомнения, книга может изменить жизнь. Каждая моя встреча с текстом, который почему-то трогает, меняет что-то в моей истории жизни. Книга может заставить человека поменять свою судьбу, пусть и незначительно. Но всё ещё зависит от отношения к слову.
С классической русской литературой у меня очень странные отношения – мы ещё не встретились. Язык повествования «Анны Карениной» даётся мне тяжело физически. Я предпочитаю в этом смысле Куприна, Чехова. Авторов небольших по форме, но не менее больших по содержанию.
Постоянно думаю о том, чтобы написать книгу. О чём она будет? О том, как мы сейчас сидим и разговариваем, а кто-то третий наблюдает за этим. Да обо всём!
О ПОЭЗИИ
Со стихами у меня особые отношения. Любимых авторов много. Любимые строчки оседают в памяти сами собой. И в дорогу я часто беру стихи.
Ни школа, ни училище, ни ВУЗ ничего не дали мне в плане познания поэзии. Я просто сам по каким-то причинам, в основном через русских поэтов-сонграйтеров – Башлачёва, Высоцкого и всех остальных – пришёл к, так скажем, традиционно понимаемым поэтам... Багаж, который у меня есть, я формировал самостоятельно и при помощи советов друзей. Мой друг Серёжа Данилов рекомендует мне много хороших книжек. Я узнал много авторов, благодаря ему.
У меня всё прекрасно с Бродским. Люблю Бродского. Но как об этом говорить? Все любят Бродского.
Мне очень часто бывает неблизко то, что принято называть современной поэзией. У меня была возможность посещать какие-то поэтические вечера в Екатеринбурге, но они не произвели на меня впечатления. Хотя из современных авторов есть те, кто очень нравятся: Аня Логвинова, Кирилл Иванов, Вера Полозкова. Их стихи хорошо слушать и слышать, они отлично работают, что называется «на бумаге», напечатанные.
Недавно дочери Марго надо было записаться в библиотеку, мы пошли вместе. И пока она искала необходимые книжки себе, я нашёл сборник стихов Бориса Рыжего, который мне очень симпатичен. Оказалось, что кто-то просто принёс книгу в библиотеку из дома. И библиотекарша отдала мне ее просто так. Она посмотрела на меня строго: «Вы же будете читать?» Я уверил: «Конечно, буду». Читаю. Марго тоже любит Бориса Рыжего. Она знает наизусть его стихотворение «Я раздаю прохожим сигареты», потому что мы делали на него песню.
Аллюзии и цитирование – это прекрасно. Как правило, мы кому-то доверяем, а кому-то нет. Значит, тут всё тоже гармонично. Если человеку есть, что сказать, и при этом он обращается к другому автору, это говорит скорее об эрудированности и знании предмета.
Мне кажется, что поэзия – это как выжатый гранатовый сок. Поэзия – это его квинтэссенция. В мире уже существуют все слова, все сочетания и рифмы. Но они не собираются сами по себе. Стихи складывает человек, который соединяет разобщённые слова воедино. По своему образу и подобию, разумеется.
ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:
Литературная среда: Что читает Наум Блик?
Литературная среда: Что читает Сергей Данилов?
Литературная среда: Что читает Андрей Крупин?
Фотография Тимофея Балдина

