Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Обратная перемотка

Кто и зачем продолжает выпускать музыку на аудиокассетах

Обратная перемотка
14 ноября 2017 19:24

Автор:
IMC

Мы привыкли воткнуть наушники в плеер или смартфон, включить музыку и идти по своим делам. Перестали слушать исполнителей целыми альбомами, полюбили синглы, сборники и подкасты. Но и сегодня артисты предпочитают выпускать музыку на аналоговых носителях: пластинках, аудиокассетах и даже бобинах. Весной этого года российская группа 25/17 выпустила на кассетах альбом «Умереть от счастья», среди западных музыкантов за последние годы к аналоговым носителям обращались артисты от Metallica до Джастина Бибера, а после выхода на экраны фильма «Стражи Галактики» кассеты с саундтреком разлетелись тиражом почти в 12 тысяч.

В Екатеринбурге кассеты тоже в чести: недавно на них выходил сингл «Курары», переиздание двух пластинок «Городка Чекистов», релизы «4 позиций Бруно», а еще немало записей андеграундных проектов. IMC спросил у екатеринбуржцев, связанных с музыкальной индустрией, что значили кассеты в прошлом и зачем на них записываться сейчас.

Существовала ли какая–то особая культура, связанная с прослушиванием кассет?

Ксения Табашникова (ведущая «Нашего Радио, менеджер группы «Айфо»):

- В 1980–1990–е музыки было мало и ее было сложно достать. Поэтому кассеты переписывали, а человек с двухкассетным магнитофоном был очень полезным знакомством. Мой папа в свое время переписывал музыку с бобин и пластинок, а когда у нас дома появился музыкальный центр, ко мне приходила половина школы. Скопилась приличная фонотека, плюс я и сама собирала музыку. Любимым занятием после школы у меня было прийти в магазин «Союз» и стоять там, перебирая кассеты.

Переписанные кассеты подписывались самостоятельно. В то время была целая культура подписывания: чтобы это было красиво, фигурным шрифтом, с картинками. Помимо того, что переписывались, кассеты еще и менялись. После появления дисков интерес к ним, конечно, снизился, но мы все рано продолжали переписывать. Помню, мы составляли сборники на школьные дискотеки. Это была эпоха начинающих ди-джеев: на одной кассете ты включаешь трек, на второй перематываешь до нужного момента, и чтобы не было паузы, включаешь вторую сразу. А потом просто начали на кассету писать всю программу: три песни быстрых, потом медлячок, и так на полтора часа. Когда были большие школьные дискотеки, собирался огромный спортзал, народ притаскивал свои кассеты, просил включить именно их песню, и было очень круто, если ди-джей ставил тот трек, который ты просил.

Когда мы отправлялись летом с родителями путешествовать, обычно это было Черное море, ехали мы, конечно, поездом. И я очень тщательно отбирала музыку, которую брала с собой. Нужно было взять кассет 5 или 6, с теми песнями, которые тебе не наскучат. Еще была задача не посадить батарейки, ведь в поезде негде было их зарядить. Именно поэтому с собой у меня всегда был заветный карандаш, который идеально подходил по диаметру к кассете – карандаш для перемотки. Я точно знала, сколько раз нужно прокрутить кассету, чтобы промотать одну или две песни.

Андрей Чугунов (музыкант, основатель лейбла Mineral Church):

-В какой-то мере, кассетная культура, была важна, как средство выхода музыкантов из андерграунда в поп - или околопоп-культуру. Например, в свое время Mr. Credo со своим альбомом Fantasy на кассетах заполонил Урал, да и всю Россию. Кассетные продажи и, что немаловажно, пиратские копии (несмотря на то, что сам Mr. Credo ими жутко недоволен) помогли ему распространиться и выйти на другой уровень популярности. Эти кассеты расходились как вирус.

Если говорить об андеграундной культуре, то до появления cd-дисков кассеты были самым доступным носителем с неплохим качеством. Их было легче закупать, записывать, перезаписывать и распространять чем, например, бобины. Для того же уральского рэпа кассеты имели большое значение, потому что людям было легче заниматься музыкой. Между рэпперами ходили кассеты с минусами. Каждый поверх мог зачитывать свои тексты. Если получалось не очень – всегда можно было попробовать снова и снова.

Юрий Облеухов (музыкант группы «Курара»):

- В свое время кассеты были основным носителем музыкальной информации, конечно, основой основ были пластинки. Но пластинка – это пластинка, на ней запись никуда уже не денется, разве что поцарапается. А кассета – очень удобный носитель: надоела запись – стер, записал по-новому. Ими удобнее меняться, удобнее слушать. Сейчас это все, конечно проще. Скачал себе каких угодно песен, скинул в айпад и пошел.

Ксения Табашникова:

- В определенный момент был такой тренд: мы записывали сборники друг другу, и вместо того, чтобы написать письмо, можно было записать кассету с определенным набором песен, которые ты хочешь дать человеку послушать. Собирали тематические сборники, писали свои самые любимые треки, можно было дать послушать их другому человеку, чтобы он понял твое эмоциональное состояние. Получалось нечто вроде музыкального дневника, очень интимная история. Это огромное доверие – если кто-то тебе давал послушать свой сборник. Сейчас можно при помощи старых записей окунуться в прошлое. Это то же самое, что внезапно наткнуться на песню, которая связана с глубоким переживанием, воспоминанием, и естественно, ты в них окунешься.

С какими сложностями можно столкнуться, если записывать собственную музыку на кассетах?

Андрей Чугунов:

-Тут важно подготовить сам релиз к тому, чтобы записать его на кассету. Нужно делать специальный мастеринг. Нужно так же понимать, сколько копий ты можешь реально продать. Необходимо вести четкую бухгалтерию вплоть до рубля с расходами на каждый релиз. А еще важно активно промо своего лейбла, своей музыки, рассылать всем новые релизы и семплеры альбомов, находиться в тусовке, много общаться с людьми. Потому если нет коммуникативных способностей или желания, то лучше этим не заниматься.

Сейчас на пике популярности маленькие плееры и смартфоны, но считается, что это музыка без души, нематериальная. Вы разделяете это мнение?

Юрий Облеухов:

- Конечно, я помню эту романтику, когда покупаешь виниловую пластинку или компакт диск, достаешь буклетик. Кстати, когда появились диски, многие тоже говорили, что в них нет души, что эта запись очень цифровая, нет шороха, дыхания звука. Правы, на самом деле, все. Потому что какую-то музыку лучше слушать в цифре. А вообще, лучше всего, когда есть выбор. В Штатах вообще не уходила кассетная культура. Там как выпускались кассеты для автомагнитол, так и выпускаются до сих пор, и они никуда не делись. У нас это ушло, потому что такая страна –всегда крайности. Появилось что-то новое – старое долой. Многие сегодня возвращаются к тому, что выпускают релизы или отдельные синглы на кассетах и на виниле. Мы и сами с Курарой выпустили на кассете сингл «Плеер». И сейчас мы планируем выпустить что-нибудь на виниле.

Андрей Чугунов:

- Душа есть в любом предмете, в который мы закладываем часть своих переживаний. Так можно говорить о любом формате, но именно физически воплощенные предметы обрастают сентиментальной стороной. Это не сколько душевность, сколько сентиментальность.

Сейчас кассеты стали в своем роде архаизмом, но суть в том, что они помогают по-другому относиться к музыке. Во-первых, у тебя есть жесткая привязка к внутренней структуре кассеты: ты не можешь включить шаффл по альбому, и получается, что ты уходишь в путешествие по тому сценарию, который тебе предлагает сам исполнитель. Это все равно, что читать книгу. Во-вторых, всегда приятно обладать чем-то эфемерным, например, музыкой, в физическом воплощении. И кассета – идеальный вариант в соотношении: цена-качество. На кассеты все пишется в несжатом виде. Качество хорошей кассеты, написанной на качественном оборудовании будет намного лучше, чем в MP3. В-третьих, кассеты так же со временем увядают, как и мы. При регулярном прослушивании защитный слой кассетной ленты начинает истираться, а за ним начинает подсыхать и разрушаться магнитный. Это приводит к искажению звука, его разложению.

Я очень люблю слушать свои старые кассеты, на которых иногда даже не разобрать основную мелодию и бит – на кассете все звучит как импрессионистское звуковое полотно

Ксения Табашникова:

- Сейчас мы снова приходим к любви к аналоговой эпохе. Если говорить о кассете, то это уникальное звучание с шероховатостями. Это физический носитель, и кассета могла жить своей жизнью. Да, я помню, как я поставила первый свой компакт диск и удивилась чистоте звучания.

-Те, кто пишется на них сейчас, просто хочет выделиться?

Андрей Чугунов:

-Думаю, что есть и те люди, которым просто хочется выпустить музыку на кассете и те, кто давно так писал. Есть и те, кто не переставал выпускать и покупать кассеты с начала увлечения музыкой и по сей день. Для молодых музыкантов это может быть просто по приколу, потому что сейчас создается шумиха вокруг кассет, и в голове мелькает мысль: «Давайте тоже выпустим».

На самом деле, мотивы не так важны, важен факт того, что физические форматы испытывают свой ренессанс. А самое главное – люди опять готовы платить за музыку, и продажи, пусть даже и мизерные, приносят деньги музыкантам. Насколько я помню, продажи винила резко возросли за последние пять лет, его начали активно печатать и покупать. С кассетами сейчас происходит то же самое, многие небольшие лейблы сейчас перешли на такой формат, потому что это дешевле и проще.

Не знаю, как это будет в будущем, как к этому будут относиться ребята, которым сейчас по 15-17 лет, которые занимаются музыкой. Для тех, кто вырос в 90-е и раньше, издание на физическом носителе как творческий чекпоинт: мое творчество что-то стоит, потому что оно воплотилось в реальности, его можно потрогать и подержать. Не важно по какой причине, но я надеюсь, кассеты и дальше будут печатать и распространять.

Ксения Табашникова:

-Я думаю, что это дань моде, возвращение к аналоговому звучанию. Я сомневаюсь, что это несет сеьезную смысловую нагрузку. Миша Лузин выпустил свой альбом «Мира» на кассете. Я думаю, что это было сделано как раз в дань уважению к прошлой эпохе. А почему это делают молодые музыканты, я не знаю. Я не вижу в этом сакрального смысла, ведь кассета — это архаичный формат носителя, и для продвижения он не годится. Но если группа уже чего-то достигла, то можно выпустить какой-то ограниченный тираж кассет, как сувенир.

Активно ли екатеринбургские музыканты выпускаются на кассетах?

Андрей Чугунов:

-У нас есть уральское комъюнити электронных музыкантов «Фактура», они недавно выпустили две хороших компиляции с местными музыкантами. «4 позиции Бруно» стараются каждый свой альбом выпускать на кассетах. Объединение Mineral Church выпускало кассету «Городка Чекистов» с двумя альбомами. На самом деле, сейчас это может сделать почти каждый, поэтому тяжело отслеживать ситуацию.

Можно ли в Екатеринбурге сегодня выпустить кассетный релиз?

Андрей Чугунов:

- Здесь и раньше записывались на профессиональных и полупрофессиональных домашних рекордерах, закупая кассеты на аукционах. В Екатеринбурге сейчас нет налаженного производства, но с рекордера может записаться любой. Другое дело, стоит ли это того. Ведь сейчас можно отправить материал для записи, например, в Питер на GoTape, где они сделают это хорошо и качественно. И это не будет стоить безумных денег.

Какие советы можете дать тем, кто сейчас пишется на кассетах?

Юрий Облеухов:

- Сейчас есть возможность покупать хорошие кассеты и хорошие магнитофоны. Храните их правильно: где им не навредит солнечный свет, чересчур высокая температура или магнитное поле. Лучше избегать перезаписи.

Андрей Чугунов:

- Делайте музыку, работайте над ней, спрашивайте советов у музыкантов и друзей. Не жалейте денег на мастеринг. Отправляя музыку на лейблы, присылайте им свои записи в том формате, в котором вас просят, и не разочаровывайтесь, если ответа нет.

Ксения Табашникова:

- Недостаточно просто записаться, нужно понимать свою аудиторию и подумать, а на чем ваш релиз будут слушать. Кассетные плееры или магнитофоны еще есть, их можно найти в комиссионках, у родителей, на барахолках, но все равно все эти альбомы выходят потом в привычном цифровом формате. Лучше пытаться обращать на себя внимание более жизнеспособными способами.

АвторIMC

Теги