Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

«Клепать сайты и продвигать бизнес в интернете – это разные вещи»

Даниил Силантьев об email-маркетинге, состоянии IT-сферы в Екатеринбурге и образе айтишника

«Клепать сайты и продвигать бизнес в интернете – это разные вещи»
01 июля 2016 17:59

Автор:
Вячеслав Солдатов

В рамках рубрики «Типичный коворкер» мы встретились с основателем культового екатеринбургского портала IT-Eburg.com и директором агентства email-маркетинга Inbox Marketing, чтобы поговорить о новых тенденциях в сфере IT-бизнеса, преимуществах рекламы через почтовые рассылки и о том, как гуманитарий может превратиться в айтишника.

– Ты давно в IT-сообществе. Что определяет тебя в этой сфере сейчас?

Д.С.: Так скажем, у меня есть две ипостаси. Первая – это наследие журналистского прошлого. Я являюсь владельцем и главным редактором маленького, но очень гордого портала IT-Eburg.com. Это уникальный проект, практически единственный в России локальный портал, рассказывающий о местном IT-сообществе. Сейчас он переживает не лучшие времена, но все-таки IT-Eburg.com широко известен за пределами города. Этот проект сейчас не очень похож на бизнес, а скорее на чемодан без ручки, который очень жалко бросать.

– Так. А второе?

Д.С.: Второе направление – это агентство email-маркетинга Inbox Marketing, которое выросло из того же портала, из экспериментов с медийными рассылками. У нас офисы в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, в которых работает почти 10 человек. Сейчас мы входим в число самых заметных email-агентств в России: года полтора назад наши московские коллеги из FutureBit выпустили схему, которая охватывает компании и сервисы с наибольшим влиянием на эту сферу IT-бизнеса. И единственное региональное агентство – это мы. Кстати, на эту же схему попал наш стартап – глобальная библиотека email-рассылок Email-Competitors.ru. Если говорить о нашем уровне квалификации, то спектр клиентов Inbox Marketing простирается от Aviasales и бренда «Айдиго» до Свердловской филармонии и Уральского федерального университета. Это, кстати, вообще уникальный случай, когда вуз делает заказ на разработку системы email-маркетинга. Есть среди клиентов и поставщики металлопроката, и продавцы розеток с электронным управлением, банки, интернет-магазины и т.д.

– Свой обширный опыт как-то транслируете?

Д.С.: Знаешь, нас недавно коллеги по рынку специально позвали провести вебинар про то, как мы умудряемся выступать и рассказывать про рассылки J. Я езжу с выступлениями от Новосибирска до Киева, преподаю email-маркетинг в бизнес-школе УрФУ, в Высшей Экономической Школе и еще ряде проектов. Я довольно долго преподавал интернет-журналистику, а также вел тренинги для редакторов СМИ совместно с Гильдией издателей периодической печати. Сейчас, когда знания в этой сфере у меня не обновляются, с интернет-журналистикой я «завязываю».  

– Я прочел в твоем профиле в ФБ, что у тебя гуманитарное образование. Как так получилось, что ты обратился к IT?

Д.С.: Да, по образованию я историк, точнее учитель истории. В начале 5-го курса совершенно случайно оказался на стажировке «Абак-пресса». Это был год 2001-2002. У «Абак-пресс» тогда было представление, что любого гуманитария можно превратить в профессионального журналиста прямо в процессе работы, а не брать выпускников журфака. В итоге я попал в службу новостей журнала «Деловой квартал». На тот период это была отличная школа. В какой-то момент в журнале появилось приложение, посвященное информационным технологиям и связанному с ними бизнесу. А через год Алексею Жданову, журналисту, который его придумал, стало скучно, и тематические страницы достались мне. Я хоть и гуманитарий, но электроника была мне всегда интересна. Поэтому с удовольствием копался в том, как устроен рынок, как устроено управление бизнесом, зачем компаниями серверы, сети, сайты, ERP, CRM, SCM и прочее. Тем более что 15 лет назад все информационные технологии были в новинку: даже 1С далеко не во всех компаниях стоял. Так что мы писали не только о тонкостях IT в бизнесе: я, например, делал материал о том, зачем реальному бизнесу новый тип процессора или о том, зачем бизнесмену смартфон. Меня от этого страшно перло, а когда ты в редакции работаешь IT-журналистом, то должен разбираться во всем, начиная от зарядки принтера и заканчивая конструированием сайта. Все это было очень интересно до тех пор, пока не случился кризис, и в бумажной прессе все стало очень плохо.

– А как сейчас развивается IT-журналистика?

Д.С.: Сейчас есть две контртенденции. С одной стороны, IT-сфера перестала быть «волшебной», а стала повседневной реальностью. О CRM сейчас уже не надо никому рассказывать, это обычное сопровождение бизнес-процессов. С другой стороны, сам рынок информационных технологий поменялся, там меньше прорывных идей. Поэтому резких изменений в сфере быть не может. По сути темы, которые затрагивает сейчас, например, сайт IMC, раньше были привилегией специализированных изданий. Общество меняется, журналистика тоже меняется, специализация на IT внутри нее пропадает.

– Как появился и как развивался ресурс IT-Eburg?

Д.С.: У него забавная история появления. В те годы, когда «Деловой квартал» был весьма крутым изданием, они пригласили совместно с американским консульством автора первой книги про блогеров «We The Media» Дена Гиллмора. Его притащили в редакцию и спрашивали, зачем журналистам блоги, и все такое. Он рассказывал достаточно прозаические даже на тот момент вещи, но между делом упомянул, что стоит разделять личный и профессиональный блоги. У меня тогда уже был блог в ЖЖ, и я подумал: «А зачем я все скидываю в одно место?». Так появилась моя личная страница и профессиональный блог. Туда попадали материалы, которым не находилось места в «Деловом квартале». Соответственно, всю эту «лишнюю» информацию я стал публиковать в блог и через некоторое время обнаружил, что его читают. Постепенно проект стал развиваться: мы начали с новостей системной интеграции, потом добавили туда интернет-провайдинг и идеи интернет-стартапов. Затем стало понятно, что в ЖЖ тесно, поэтому мы сделали сайт IT-Eburg.com, у которого сейчас третья версия. Пока в Екатеринбурге живая тусовка с удовольствием производит новые проекты в сфере IT, с удовольствием об этом рассказывает и читает, до тех пор наш проект живет. И он в этом смысле выгодно отличается от региональных сайтов в Перми, Челябинске или Новосибирске, которые умерли довольно быстро.

 – В обществе есть расхожее представление об айтишнике как чрезвычайно заумном, замкнутом и антисоциальном человеке, любящим только сидение перед монитором. Что-то меняется с этим образом сейчас, по-твоему?

Д.С.: Образ меняется – все мы видим, что айтишники превратились в одну из высокооплачиваемых прослоек общества. Это не только люди-космополиты, которые легко меняют локации и погружены в будущее технологий. Это и успешная категория населения, представители которой любят путешествовать, заниматься спортом, у которых зачастую нет языкового барьера за рубежом. Образ интроверта с большими очками, который все время сидит перед монитором, постепенно уходит и из массовой культуры.

– Кажется, это такой же тренд, когда в 1990-е очень многие хотели быть экономистами или юристами, а теперь – программистами и специалистами в IT?

Д.С.: Мне, честно говоря, не очень понятно, что происходит в обществе. То ли все хотят пойти в «Газпром» или работать чиновниками, а может, стать айтишниками. Если мы говорим про местное сообщество, то тут все в порядке. В этом году команда УрФУ завоевала серебряные медали на мировом чемпионате по программированию. Это очень круто. Еще круче, что заметное число победителей таких соревнований остаются в России и Екатеринбурге. Это значит, что вопреки всему город остается конкурентоспособным и притягивает интересные кадры и уникальных специалистов. В этом смысле Екатеринбург – чудесное место для развития всего и всех.

– А как такое развитие отражается на местном интернет-бизнесе?

Д.С.: Конечно. Технически, технологически местные веб-студии, диджитал-агентства или интернет-магазины заметно сильнее компаний, которые растут из Перми, Челябинска, Тюмени. Когда рядом работают проекты, которые замахиваются на мировой рынок, а замахиваются они в том числе и потому, что имеют доступ к лучшим программистам мира, стыдно ограничиваться регионом. Екатеринбургские айтишники амбициозны, а Екатеринбург в целом очень продвинутый город. Хочется верить, что и мы со своим email-маркетингом в тренде. По крайней мере, нас регулярно приглашают поделиться опытом на международные конференции, а в прошлом году в Киеве я был, так скажем, в числе хедлайнеров.

– В чем главная фишка email-маркетинга?

Д.С.: В современном мире это самая эффективная технология по взаимодействию с твоими же собственными покупателями. Ну или же с собственными читателями. Мы видим, как email-маркетинг работает, помогая возвращать клиентов, и в стоматологии, и в поставках шахтного оборудования. Продавать промышленное оборудование через социальные сети – удовольствие на любителя. А каналы электронной почты – это деловое общение, которое работает не только в суровом b2b, но и у маленьких магазинчиков, лавок и прочего. Например, у интернет-магазина специй «Айдиго» проект внедрения email-маркетинга окупился с одной рассылки.

– Почему же так происходит?

Д.С.: Электронное письмо – всегда более персональная коммуникация, чем любая другая маркетинговая активность. Здесь редко идет работа «по площадям». Мы можем учитывать множество личных данных – что клиент у нас покупал, когда и как читает наши письма, какие ссылки кликает, заходит ли на сайт и что смотрит, открывает письма с айфона или андроида. На основе этих данных можно разрабатывать письма, которые имеют хорошие шансы на ответные действия. Правильный email не воспринимается как рекламный шум. А если учесть, что современные письма могут приспосабливаться к клиенту и менять свое содержимое прямо в момент открытия (самый банальный пример: счетчик времени, оставшегося до окончания акции), то инструменты воздействия на клиента становятся по-настоящему «магическими».

– Как email-маркетинг развивается в России?

Д.С.: У нас это пока темный лес: во многих отраслях вообще нет кейсов по email-маркетингу. И здесь нам в каком-то смысле приходится изобретать велосипед. И мне, как пришедшему из журналистики, крайне интересно этим заниматься. Каждый раз я решаю задачу коммуникации между брендом и потребителем: каждый раз мне надо придумать, чем наполнить свои письма, чтобы их было интересно открывать и читать. По сути, в журналистике существует такая же задача по выстраиванию коммуникации с читателем. А у нас нужно очень глубокое погружение в бизнес заказчика, чтобы понимать суть процесса, который поможет привлечь туда клиента.

– Что еще на острие IT-услуг для бизнеса сейчас?

Д.С.: Мы сейчас видим, что российский рынок сильно меняется с точки зрения услуг для бизнеса. В течение 15 лет рынок развивался в условиях, когда спрос всегда рос, и можно было забивать на повторные продажи. Сейчас все больше отраслей бизнеса приходят к тому, что покупателей стало меньше, да и денег у него стало меньше. А стоимость его привлечения осталась такой же, если не большей. Так что если бизнес не умеет генерировать вторую-третью-следующую сделку, то он долго не протянет. А как делать, чтобы покупатель гарантированно к нам возвращался? Такого знания на рынке пока недостаточно. И кроме email-маркетинга должны быть нормальные системы взаимодействия с клиентами, системы сопровождения клиента – то есть все то, что позволит продлить «жизненный цикл» клиента в фирме. Над этим сейчас думают лучшие умы.  

– А какой проект у вас в УрФУ?

Д.С.: Это проект системы email-рассылок для вуза, которые должны обеспечить взаимосвязь с абитуриентом от момента его «появления на горизонте» до поступления в университет. Надо обеспечить не только прозрачность взаимодействия, но и разработать правила трансляции маркетинговых идей университета через email-канал. Почему абитуриент должен прийти именно к нам, чем мы лучше других университетов? УрФУ один из лучших вузов по работе с соцсетями, много внимания уделяет работе «в полях», и мы должны дать вузу еще один инструмент роста эффективности. Сейчас ведь рынок образования становится глобальным: например, уральскими абитуриентами активно интересуется университет Канта из Калининграда.
Эта же система будет отвечать за рассылки по школам, партнерам, выпускникам и другим массовым категориям. Вдобавок, в УрФУ будет введен единый стиль коммуникации через почтовые рассылки, это тоже задача нашей компании. Кстати, среди региональных вузов это будет первый опыт такого рода.

– Как бы ты оценил такое мнение, что традиционные сайты умирают?

Д.С.: Скорее всего, имеется в виду, что не сайты умирают, а то, что отрасль веб-разработки переживает революционные изменения. Многим компаниям вдруг стало неочевидно, что нужно обязательно обращаться к разработчикам для создания своего корпоративного сайта. Можно ведь и без оного спокойно заниматься бизнесом: завести аккаунт на «Пульсе цен» или другом маркет-плейсе, или вообще развиваться исключительно в соцсети и нормально продавать. Если нужен красивый сайт, то можно, допустим, сделать страницу на Tilda. И для выполнения огромного числа бизнес-задач этого будет достаточно. И это меняет всю структуру веб-разработки, когда мелкие и средние компании понимают, что многое могут сделать сами. А традиционные веб-студии понимают, что им все менее интересно продавать сконструированные программистами сайты и что более актуально предлагать какой-то маркетинговый продукт, который бы продвигал бизнес. Клепать сайты и продвигать бизнес в интернете – это все-таки немного разные задачи. Конечно, корпоративные сайты до конца не умрут, но превратятся в довольно простой инструмент с точки зрения среднестатистического заказчика.  

– И от традиционного сайта мы подошли к вопросу традиционного офисного пространства. Ваша компания располагается в коворкинге – почему выбрали именно такое место для себя?

Д.С.: В пору становления IT-Eburg я полтора года работал в режиме домашнего офиса, поскольку встреч было много, я облазил все кофейни в центре, знал от и до, где самый лучший вайфай и прочее. Теперь проблема отпадает: расшарить интернет можно через мобильник, а хороших заведений стало в разы больше. Плюс появились коворкинги классического вида, лучшим из которых в Екатеринбурге, по-моему, является «Соль». Для нас это место – привычная и комфортная среда для работы, в то же время хорошее место для какой-то тусовки. Кроме того, в «Соли» очень удачно сочетаются возможности коворкинга с этаким мини-офисом, где довольно свободно, но можно и много говорить по телефону, не беспокоя окружающих.

Фото: Антон Сметанин

Теги