Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Снова за парту

Жители Екатеринбурга о пользе дополнительного образования, истинном призвании и о том, как взять жизнь под контроль

Снова за парту
31 марта 2015 14:31

Автор:
Маргарита Шнайдер

В  вопросе получения знаний процветают чаще всего две крайности: первая – бессмысленное и беспощадное коллекционирование дипломов, вторая – саботирование получения образования как такового. Излюбленные аргументы в пользу последней крайности – яркие биографии успешных «неучей». Но если реально смотреть на вещи, то будущих Стивов Джобсов и Биллов Гейтсов среди нас немного. Мы решили устроить небольшой опрос, среди жителей Екатеринбурга, которым в этом непростом вопросе удалось соблюсти баланс. Как, где и, самое главное, зачем они получали второе высшее или дополнительное образование - вы узнаете из нашего материала.

Мария Катц, арт-директор Ural Vision Gallery:

«Первое образование у меня экономическое – я окончила НИУ ВШЭ и получила степень бакалавра по специальности финансы и кредиты. Затем, с подачи своего друга, поступила в магистратуру СПбГУ на факультет свободных наук и искусств, где преподают арт-критику. Подача заключалась в восклицании: «Неужели ты будешь бакалавром, и все?!» Очевидно, что мои друзья были искренне удивлены, что я предполагала остановиться на этом уровне. Тогда этот вопрос позволил, как минимум, обратить внимание на то, что может оказаться для меня важным в будущем. На данный момент я - аспирант Русского музея

Сейчас очень много качественной литературы, видео-лекций, онлайн-курсов, вход в публичные библиотеки открыт для всех, интернет пополняется редкими научными данными на специализированных сайтах, то есть знания доступны и почти что бесплатны. В таком случае может возникнуть иллюзия того, что больше нет надобности в академическом образовании. Я не могу сказать, что мое образование как-то кардинально помогает мне в ежедневной рабочей рутине. Честнее будет ответить, что оно позволяет мне не увязнуть в этой рутине, помогает поднять голову из бытового болота. BA, MA, PHD – это все не о корочках и не о знаниях в глобальном смысле слова. Для меня это вопрос ценностей и самодисциплины, структуризации мышления, расширения кругозора и уважение к миру. 

Я родом из Петербурга, куда со всей России молодые и амбициозные люди устремляются за мечтой, чем-то новым, манящим и прекрасным, что их должно потрясти, вдохновить и изменить. Весь город пропитан уважением к наукам. И в этой атмосфере нет места колебаниям «идти учиться дальше новому или нет», ты идешь, ты в постоянном процессе совмещения всего на свете. Ты в конкурентной среде: сегодня поленился, а завтра ты уже будешь позади более расторопных персонажей. Но эта формула работает не во всех городах. В Екатеринбурге, например, подвижного населения значительно меньше, но смелость действий и предпринимательский напор позволяет совершать неожиданные перемещения по диагонали из одной сферы в другую. На уровне города с устоявшимися социальными связями это вполне жизнеспособные схемы. Однако приводит ли это к какому-нибудь развитию дела (индустрии)? В России образование я получала и получаю бесплатно».

Артем Новоселов, студент подготовительного курса Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского. Сотрудник МАУК «Центр культуры «Эльмаш»:

«На кафедру сольного пения Уральской государственной консерватории имени Модеста Мусоргского я поступил в 2014 году. До этого учился в УГТУ-УПИ на электротехническом факультете. После окончания университета, примерно с 2004 года, работал руководителем электротехнической лаборатории на Богословском алюминиевом заводе и нескольких частных предприятиях. Все это время занимался вокалом. Прошлой весной я стал победителем областного этапа вокального конкурса молодых исполнителей УрФО «Песня не знает границ». В Тюмени, где проходил финал, познакомился с главным дирижером Президентского оркестра Российской Федерации Павлом Борисовичем Овсянниковым. И он, и жюри конкурса были удивлены, узнав, что у меня нет музыкального образования. Они настойчиво рекомендовали поступить в консерваторию. Прошлым летом я поступил на подготовительный курс, сейчас готовлюсь к вступительным экзаменам. 

Для меня решиться на поступление в консерваторию было делом нелегким. Мне как раз исполнилось 30 лет, в этом возрасте у нас не принято круто менять сферу деятельности. Ну, и, конечно, до этого у меня был заработок, теперь же мне предстояло только учиться. Мне исключительно повезло – у меня сразу появились новые друзья из музыкальной среды, сверстники и старшие товарищи, готовые помочь, поделиться опытом. Они приглашают меня в свои проекты, например, я, исполняю роль в музыкальном спектакле «Героям былых времен». Он создан екатеринбургским режиссером Андреем Владимировичем Кирдаковым и посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Спектакль будет показан жителям крупных городов области и России. Например, в майские праздники мы выступим в Волгограде. Кроме этого, еще с прошлого года меня приглашают выступать на общегородских праздниках - Дне города, 9 Мая и других. 

Если же говорить о пользе моего нынешнего образования, то она несомненна. Меня учат беречь голос, управлять им, развивать слух и прочим навыкам, необходимым вокалисту. Для студентов регулярно проводят мастер-классы с участием столичных мастеров и специалистов, и вообще вся учебная и внеучебная жизнь в консерватории очень насыщенная. Я благодарен преподавателям консерватории, заведующей кафедрой Светлане Васильевне Зализняк и особенно педагогу по вокалу Борису Борисовичу Зубкову за усилия по моему музыкальному образованию и воспитанию. И я нисколько не жалею о своем выборе в пользу музыки, ведь это мое истинное призвание».

Григорий Пакалин, генеральный директор группы компаний «Архитектура»:

«Я окончил Уральский педагогический университет, по специальности экономическая теория. Уже на первых курсах начал работать. Всегда хотел иметь свой бизнес, потому что в предпринимательстве, помимо свободы, намного больше риска и адреналина. Да и ответственность за собственные решения гораздо выше. Со временем родилась идея создать аутсорсинговую компанию, которая могла бы помогать своей деятельностью среднему и малому бизнесу. Так появилась собственная большая компания. Мы разработали сервис услуг для крупных заводов и холдингов и поставили перед собой цель заключить контракты с предприятиями и корпорациями на всей территории России. Нашей команде требовалось решить сложную задачу. Нам были необходимы знания, которые реально помогли бы достигнуть конкретных целей. Поэтому, когда я выбирал учебное заведение, основным критерием был не столько уровень знаний преподавателей, сколько успешный опыт применения этих знаний в крупных компаниях и корпорациях. Поскольку меня, в первую очередь, интересовал реальный результат для моего бизнеса, то выбор был сделан в пользу USIB – программа «Мастер управления продажами».

Бизнес-образование кардинально отличается от того, что предлагают обычные вузы. Моими одногруппниками были собственники компаний и руководители, отвечающие за продажи. Формат обучения подразумевал разбор теоретической части –1,5-2 часа, после чего ставилась задача в течение часа применить эти знания на компании одного из студентов. Преподаватели, большинство из которых имеют опыт создания своего бизнеса с нуля, предоставляли шаблоны, таблицы, регламенты бизнес-процессов. Было заметно, что процесс усовершенствования накопленных знаний происходил годами и обкатывался на разных компаниях. Особенно приятно, что преподаватели охотно отвечали на все вопросы даже после того, как занятия закончились.

Во время прохождения курса мне стало понятно, что преподаватели адаптируют сложность и глубину материала под уровень подготовки группы. Поэтому процесс обучения зависит не только от преподавателей, но и от нас студентов.

В результате в нашей компании был организован эффективный отдел по продажам в корпоративном секторе. А я, как руководитель, узнал много полезного о методиках принятия управленческих решений – то, с чем сталкивается каждый управленец. Есть потребность и желание продолжать обучение на других программах в институте».

Юлия Шмигельская, профессиональный стилист-визажист, директор собственной make-up студии, преподаватель по макияжу, судья и тренер чемпионатов по декоративной косметике:

«Я закончила УГТУ-УПИ, факультет гуманитарного образования по специальности «Менеджмент в социальной сфере». Училась на заочном отделении и практически сразу начала работать продавцом-консультантом в магазине люксовой одежды – не хотелось ни от кого зависеть. Параллельно с учебой в университете я записалась на курсы английского – в основном, первые заработанные деньги тратила на свое образование. Контингент на курсах состоял, преимущественно, из руководителей и владельцев собственных бизнесов – у них тоже было много, чему поучиться. На курсах я познакомилась со своим будущим новым начальником – владельцем фирмы по добыче и доставке воды. В его компании проработала в общей сложности 8 лет, и в должности ведущего менеджера по продажам ушла в декрет. 

Я не из тех людей, кто долго может прожить без активной деятельности, поэтому пошла на курсы визажистов в школу Make-up atelier, головной офис которой находится в Париже. Группу тогда собрать не удалось – и у меня было индивидуальное обучение, что, естественно, было дороже. Обучение в целом мне понравилось, но не было понимания, что делать дальше. Я просматривала в интернете работы разных визажистов, и особенно восхищалась работами Людмилы Таракановой из Подмосковья. Тогда у меня возникла мысль, что было бы классно поучиться у нее. И я сама на свой страх и риск организовала мастер-класс Людмилы в Екатеринбурге – до этого она никогда не выезжала в другие города. Общение с Людмилой меня очень вдохновило, и впоследствии она предложила мне стать ее администратором и поехать на фестиваль «Невские берега» — там мне предложили войти в жюри. Я организовывала мастер-классы известных визажистов, училась в процессе работы и у профессионалов (в том числе, у визажиста Мадонны), начала преподавать сама – появились запросы на обучение именно у меня. И что для меня особенно важно — я оставалась действующим визажистом. По сей день занимаюсь всем этим с огромным удовольствием. 

Что касается образования в нашей сфере, то это непростой вопрос. Человеку, который хотел бы стать профессиональным визажистом, надо быть очень внимательным в выборе источника знаний. Первое и самое, наверное, главное – учиться нужно у действующего преподавателя. В этой сфере нельзя получить диплом 5 лет назад и преподавать актуальные знания. Нужно понимать, к кому вы идете: соберите информацию о преподавателе от его клиентов и учеников, посмотрите программу – она должна быть, как минимум, логичной, то есть от простого к сложному. Несмотря на то, что красота – это понятие абстрактное, и каких-то ISO в нашей сфере нет, есть неизменные, базовые знания, без которых вы не сможете стать по-настоящему профессиональными специалистами. Это работа с цветом, формы, пропорции и детали лица и способы их коррекции. Эти вещи не зависят от трендов. И еще, нужно понимать, что получение знаний в профессии визажиста - процесс непрерывный. Очень быстро меняются технологии, появляются новые продукты, и с ними нужно уметь работать. Условно говоря, во времена интернета нельзя пользоваться телеграфом».

Екатерина Романова, помощник нотариуса, психолог-консультант:

«Свое первое образование я получила в Уральской Государственной Юридической Академии (ныне: УрГЮУ). В 2005 году с красным дипломом я окончила Институт Юстиции. Работаю в нотариальной конторе помощником нотариуса, специализируюсь на наследственном и корпоративном праве. 

Мое второе образование - бакалавр психологии. Работаю психологом-консультантом, консультирую по вопросам эмоционально-зависимых отношений, возрастных кризисов, тайм-менеджмента и прокрастинации (откладывание дел «на потом»), пишу колонки по психологии для IMC, веду личный блог о позитивной психологии.

Мне всегда была интересна эта тема. Еще в 2000 году, когда окончила школу, мне хотелось стать психологом, уже тогда я видела перспективу в этой профессии. Но на семейном совете было принято решение, что это не востребовано в РФ, а юриспруденция — это серьезно. Тогда я послушала папу с мамой и поступила в УрГЮА. Но любовь к психологии не отступала. И в определенный период жизни, он был психологически тяжелым, вместо того, чтобы бесцельно ныть и страдать, я решила взять свою жизнь в свои руки, пойти на второе высшее и потратить время на расширение кругозора и получение интересного, полезного и перспективного образования. Плюс исполнить свою мечту — стать психологом. 

Я поступила на вечернее отделение Департамента Психологии УрФУ им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина. Совмещала на протяжении трех полных лет полноценную рабочую пятидневку и учебу. Подробнее о лично моем опыте получения второго высшего образования можно прочесть здесь

Я считаю новое образование своей победой и исключительно ценным вложением. Я разобралась в тех моментах, которые были неэффективны во мне, научилась смотреть многограннее на многие ситуации. Люди привыкли смотреть на жизнь, на поступки других людей узко, в рамках, привитых семьей и общественными стереотипами. А жизнь всегда разнообразнее наших представлений о ней. Это моя любимая фраза! Когда ты умеешь смотреть шире, быть более гибким — ты приобретаешь новые ресурсы для своей жизни. Ты не стремишься осуждать кого-то или судачить о чем-то просто так, так как осознаешь, что ровным счетом ничего не знаешь о происходящем на самом деле. Ты становишься более эмпатичным человеком. 

Кроме того, мне нравится, что я помогаю людям: бывает - просто советами, основанными теперь уже не на моих догадках, а на полученных в Университете знаниях; консультирую по тем вопросам, в которых специализируюсь (зависимые отношения, возрастные кризисы и т.д). Я стала лучше понимать многих людей. Также гораздо эффективнее взаимодействую с коллегами и клиентами на работе. У нас в нотариальной конторе большой поток людей и много особых клиентов, к каждому из которых нужен свой подход. В целом лучше стала понимать мотивы поведения людей и их реакции на ситуации. 

Как сложится моя карьера дальше — я пока не знаю точно, но в целом чувствую себя гораздо увереннее, имея за плечами два таких серьезных, полезных, важных и применимых к жизни образования: юридического и психологического».

Ольга Старкова, менеджер в иностранной компании:

«Подготовку к поступлению в лондонский университет я начала за год до окончания своего екатеринбургского образования. В 2008 году была студенткой пятого курса УГТУ-УПИ, ныне известного как УрФУ, училась по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Получив красный диплом и сдав международный экзамен по английскому языку (IELTS), я отправила заявку на поступление в Queen Mary University of London, куда в последующем и была успешно зачислена на магистерскую программу «Банковское дело и финансы» (MSc «Banking and Finance»). 

На первый взгляд может показаться, что мои специальности должны были пересекаться, однако это не так. В моем лондонском университете было все по-другому: начиная от библиотеки и заканчивая церемонией окончания университета. У нас была многонациональная и многочисленная группа: нас было около 100 человек в классе, в возрасте от 21 до 52 лет. Все ребята очень интересные, с разным бэкграундом. И при этом невероятно отзывчивые и готовые работать в команде. Это было особенно важно, потому что у нас было очень много групповых заданий. Программа была очень объемная, для освоения материала мы часто проводили ночи в библиотеке, чтобы разобраться во всем информационном потоке. 

Сдав все восемь экзаменов за 20 дней исключительно на английском языке (мне часто задают вопрос: «и что, все экзамены были на английском языке?») и, написав диссертацию на тему «Монетарная политика и рынок акций» («Monetary Policy and the Stock Market»), я начала поиски работы по специальности. На момент поступления единственно по-настоящему важной причиной получения образования в Лондоне для меня была возможность чувствовать себя конкурентоспособной на английском рынке труда, в который мне, впрочем, так и не удалось влиться, несмотря на все предпринимаемые попытки найти работу. Но это уже совсем другая история. Образование, полученное в Англии, принесло плоды во все сферы моей жизни. Во-первых, я значительно расширила список своих настоящих друзей, которые теперь проживают на разных континентах. Мы до сих пор поддерживаем связь, обсуждая текущие дела и вспоминая былые студенческие времена. Во-вторых, на данный момент я работаю в иностранной компании, где активно использую знания, полученные в Лондоне, при общении с иностранными клиентами. 

Если есть желание получить качественное образование, расширить горизонты сознания и получить незаменимый опыт в другой среде — задумайтесь о поступлении в иностранный университет».

Теги