Подпишись на нашу группу в Facebook

Понаехали: Григорий Потёмкин о своей работе в Китае

Понаехали: Григорий Потёмкин о своей работе в Китае
06 февраля 2013 12:55

Автор:
Григорий Потёмкин

Мы уже писали на IMC о Григории Потёмкине. Когда-то он жил в Екатеринбурге на улице Автомагистральная и работал в компании «Манарага», а пять лет назад он оставил родной город и уехал жить в удивительно красивый Сямэнь в Китае. Из второго текста Григория вы узнаете много всего интересного о китайском чае, чайных турах, проекте «RealChinaTea», «чайной журналистике» и о том, как ему удалось организовать успешный бизнес в чужой стране.

Григорий Потёмкин, автор и руководитель проекта www.RealChinaTea.ru.

«RealChinaTea» на сегодняшний день является самым авторитетным в Рунете ресурсом по китайскому чаю. Ребята живут в Китае, много путешествуют по стране, забираются на самые высокогорные плантации и показывают китайскую чайную культуру такой, какая она есть на самом деле. Без мифов, легенд и маркетинговых фишек. На сайте собраны тысячи фотографий, много интересного видео и авторских текстов.

Тема китайского чая меня увлекала с самого моего переезда в Китай. Поначалу китайский чай мне просто нравился. Потом я начал изучать его. И уже потом начал разбираться. Когда я учил язык в китайском университете, я параллельно довольно много путешествовал по стране. В Китае это не очень дорого, и позволить себе такие путешествия может даже студент. Мне очень нравилось ездить по чайным городам и деревням и собирать информацию о том, как производятся те или иные сорта чая, как они обрабатываются и какими особенностями обладают. Для меня тогда это были и путешествия, и языковая практика, и увлечение. Со временем материала и фотографий накопилось столько, что их вполне могло бы хватить на отдельный ресурс. Так и появился проект RealChinaTea.ru.

C самого начала RealChinaTea.ru был информационным проектом. Но очень скоро я интегрировал в него интернет-магазин. Так у посетителей появилась возможность пробовать. Проект стал успешным практически с самого первого дня своего существования. И окупил себя буквально за несколько недель. Но важно понимать, что это намного больше, чем интернет-магазин. Мы не просто продаем чай. Мы проделываем серьезную образовательную работу. 30% своего рабочего времени я провожу в чайных командировках по всему Китаю. Мы пишем тексты, снимаем видео и делаем сотни снимков. Мы приоткрываем двери на чайные мануфактуры, берем интервью у фермеров и получаем информацию из первоисточника. Получается, что мы в большей степени чайные журналисты, чем коммерсанты. Парадоксально, но именно поэтому у нас все в порядке с рентабельностью и продажами.

Чай, который мы поставляем, мы закупаем непосредственно у фермеров. Прямо с плантаций. При этом мы минуем целую цепочку посредников, получаем свежайший лист, высокое качество и адекватную цену. Так больше пока не может сделать никто. Люди, которые тонко разбираются в китайских чаях, обречены быть нашими клиентами. И, как я вижу, они делают это с удовольствием.

За внешней прикольностью и легкостью этого проекта стоит ежедневный труд. И я не знаю, кого мне благодарить за то, что у нас подобралась такая команда. Сейчас в RealChinaTea.ru работают девять человек. У нас интернациональный коллектив — семеро русских и двое китайцев. Все мы живем и работаем в Китае. Каждый из членов нашей команды – увлеченный фанатик своего дела. Мы ежедневно педалируем и развиваемся. Постоянно придумываем что-то новое. Я бы физически не справился с этим один.

Чайные туры – это одно из наших направлений деятельности. Два раза в год, весной и осенью, в самый разгар чайного сезона мы собираем группы (по 12 человек в каждой) и везем наших туристов в уникальные места. Мы показываем им такой Китай, о существовании которого часто не знают сами китайцы. Чайные туры – это и путешествие, и обучающая программа одновременно. За десять дней мы проезжаем по нескольким чайным столицам Китая, поднимаемся в горы, посещаем чайные мануфактуры, ночуем в домах фермеров, едим деревенскую еду, учимся левитировать вместе с даосскими монахами и получаем чайные знания из первых уст. Это полное погружение в китайскую культуру. И это десять насыщенных, динамичных и рок-н-ролльных дней.

Наши туристы – это очень разные люди. Разных возрастов и социальных уровней. Это и люди, которые глубоко в чайной теме. И новички. Я бы даже сказал, что новичков больше.

Туристическое направление – это мое самое любимое детище. Оно очень непростое и эмоционально затратное, но я им горю. Я сам провожу туры и сам являюсь гидом. Мне для этого приходится почти на месяц безвозвратно покидать офис. Это совершенно неразумно с точки зрения бизнеса, но вы не представляете, какой это кайф.

Китайский чай – это неисчерпаемая тема. Тут можно работать и постоянно учиться, и ты все равно никогда не освоишь всех нюансов. В Китае более 900 различных сортов чаев. Каждый из них – это свои особенности, свои свойства, свои вкусы, ароматы и послевкусия. Я не смогу в нескольких словах написать о том, что я узнал за время своей работы здесь. Лучше зайти к нам на сайт и прочитать.

Мой любимый чай? Я полигамен в этом вопросе. Я постоянно изменяю одним сортам чая с другими…Обычно я еду в какое-то новое место, разыскиваю новый сорт и влюбляюсь в него. Но только до тех пор, пока не поеду в свою следующую командировку.

Сейчас в Китае, особенно в больших городах, много сетевых чайных магазинов. Там все дорого, но и уровень чая высокий. Если вы покупаете немного и для себя, то, я думаю, лучше покупать именно здесь. Тут все стандартизировано. Если же вы покупаете чай в небольшой частной лавчонке, то вероятность того, что вас надуют, 99,9%. На это не нужно обижаться. Это просто нужно понимать. Ведь вы наверняка будете выглядеть, как белый турист. А китайцы великолепны и виртуозны в надувательстве белых туристов!

Если говорить о больших и оптовых закупках, то нужно быть действительно профессионалом, чтобы одновременно закупить двадцать различных сортов и ни в одном не ошибиться. Сейчас в России много людей, которые тонко разбираются в чаях. Если вы где-то дадите маху, это не останется незамеченным. Ошибаться тут нельзя.

Хороший чай – всегда дорогой. Это правило без исключений. В любом чайном магазине Китая есть чаи в разных ценовых сегментах. Начиная от самых доступных, заканчивая невероятно дорогими. Если вы действительно хотите побаловать и удивить себя, попробуйте заказать что-то ближе к ценовому потолку. И я уверяю, вы почувствуете разницу. Сделать это совсем не сложно. Но нужно быть морально подготовленным выложить 500-700 долларов за 0,5 кг. Хотя вы можете купить и сто граммов. И даже пятьдесят.

Каждый сорт китайского чая имеет очень большую вилку по цене. Вы можете купить Тегуаньинь за 50 юаней за 0,5 кг, и, в это же время за 5 000 юаней эти же 0,5 кг. Разница в цене в сто раз. И уровень качества тут прямо пропорционален цене. Эта схема работает в любом сорте китайского чая. Нет дешевых и дорогих сортов. Есть низкое и высокое качество.

Можно научиться разбираться, какой чай хороший, а какой нет. Существуют простые правила. Прежде всего, чайный лист должен быть красив. Он должен быть ярок, целостен, без веток и пыли. Во-вторых, аромат чая должен быть насыщен. В-третьих, при заварке чай должен давать прозрачный настой. Он может быть желтого, бирюзового или бурого цвета, но он должен быть прозрачен. Чай должен вызывать положительные вкусовые эмоции. Яркое и длительное послевкусие. Должен мягко питься. И создавать чувство легкой эйфории. Но все это лишь азы. Для того чтобы научиться по-настоящему разбираться во всем многообразии вкусов и ароматов, нужно много и увлеченно дегустировать. Это знание приходит со временем. И остается навсегда. В какой-то момент вы поймаете себя на том, что стали чайным эстетом. И уже никогда не вернетесь к чаям из супермаркета.

Я уверен, что в Екатеринбурге можно найти хороший китайский чай. Но тут нужно очень четко понимать, как устроен этот рынок. Существуют два непересекающихся сегмента. Чаи, которые продаются в магазинах, – это массовый рынок. И чаи из чайных клубов – это как раз те чаи, которыми занимаемся мы. Последние не находятся в шаговой доступности. Такие чаи нужно поискать. Поохотиться за ними. Между первым и вторым сегментом целая пропасть в цене. И точно такая же пропасть по качеству. Если вы попробуете сравнить, то поймете, что те и другие называются чаем, хотя, по сути, это совершенно разные напитки.

Фотографии Григория Потёмкина

Теги