Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Секрет фирмы: обладатель «Оскара» Ти Джей Мартин о работе кинорежиссера

Секрет фирмы: обладатель «Оскара» Ти Джей Мартин о работе кинорежиссера
21 сентября 2012 13:29

Автор:
Светлана Щавелева

Пару недель назад в рамках фестиваля Американского документального кино «Show Us» в Екатеринбург приезжал молодой талантливый кинорежиссер, обладатель премии «Оскар» — Ти Джей Мартин (T.J. Martin). В нашем городе он представлял свой фильм «Непобежденные» про неудачливую школьную команду по американскому футболу. «It’s My City» удалось встретиться с режиссером и узнать, почему Ти Джей решил начать снимать кино, можно ли заработать в Америке на документальных фильмах, чем ему помогла работа с Мадонной и Кристиной Агилерой, а также как он отреагировал, когда узнал, что его картина номинирована на «Оскар».

«У меня нет специального образования. Мои родители — музыканты, и я начал играть на ударных, когда учился в школе. Тогда была большая вероятность, что я тоже стану музыкантом. Но когда я не играл на барабанах, я всегда смотрел фильмы из папиной коллекции, в которую он собирал все подряд. И как-то раз я размышлял и понял, что фильмы намного сильней влияют на сознание людей, нежели музыка. Вот таким образом я и стал увлекаться кинематографом. К сожалению, я не мог себе позволить поступить в киношколу, это было слишком дорого. Но в то время как раз наступала «цифровая революция» и начали появляться недорогие видеокамеры. Я купил одну из них и просто начал снимать все подряд: это были концерты, короткие фильмы, небольшие рекламные ролики. И так постепенно начался процесс обучения. Я на личном опыте разбирался, как нужно снимать, монтировать».

«Свой первый фильм я снял в 19. Тогда я учился на культуролога, и мне пришлось взять академический отпуск на полтора года. Эта картина называлась «День американской истерии» («A Day in the Hype of America»), и в ней рассказывалась история о том, как четыре человека отмечали новогоднюю ночь с 1999 на 2000. Все это снималось в течение 24 часов шестью командами по всем Соединенным Штатам. Но чтобы отредактировать этот фильм, мне понадобилось два года, и, когда он вышел, всем уже было на него насрать. Это был первый и один из главных уроков: ты должен быть уверен в актуальности своего фильма на тот момент, когда он будет готов».

«После первого фильма я понял, что неплохо могу рассказывать истории с помощью видеокамеры. Тогда я начал работать на разные компании, много снимать. Я был в Танзании, на Кубе, Ямайке. После этого я долго обрабатывал видео, вырезал все ненужное, монтировал и совершенствовал свое мастерство. С этими знаниями я отправился в Лос-Анджелес. Первая работа, которая у меня там была — видеоинженер концертов. Я был в турах с Мадонной, Кристиной Агилерой. Несмотря на то, что это не самые мои любимые исполнительницы, мне было дико интересно. И если образование помогало мне разговорить людей, чтобы выяснить, чем они живут и интересуются, то работа в шоу-бизнесе помогла понять, как нужно снимать, чтобы зрителям было интересно смотреть. Практически в то же время, когда я работал над фильмом «Last Cup: Road to the World Series of Beer Pong», я встретил моего партнера Дэниэла Линдсей (Daniel Lindsay), и мы начали работать вместе на «Непобежденными».

«Мы c Дэниэлом вместе работали абсолютно над всем в фильме: вместе снимали, вместе редактировали, вместе монтировали. Важно, что у нас была одинаковая цель: нам хотелось сделать живую, интересную и в тоже время серьезную картину. И все шло отлично. Мы могли находиться в одной комнате во время съемок и без слов понимать друг друга. Это, кстати, второй важный урок: если ты работаешь с кем-то в паре, то нужно доверять своему партнеру и чувствовать его».

 

T.J. Martin & Daniel Lindsay

«На документальных фильмах в Америке нельзя заработать, но я люблю документально кино все равно. Я начал снимать такие фильмы по простой причине: это неплохой способ заявить о себе, чтобы в будущем было чуть проще найти инвестиции на другие фильмы. Чтобы снять документальную картину, тебе не нужны спонсоры, ты берешь камеру в руки, ищешь тему и начинаешь работать. Даже небольшие независимые фильмы стоят огромных денег, а здесь у тебя уже все есть, а лишних финансовых затрат нет. Ну и, конечно, документальное кино — это отличная практика перед съемками коммерческих фильмов, которыми я бы хотел однажды заняться».

«Даже если ты получил «Оскар» за свой документальный фильм, не факт, что ты сможешь легко найти деньги на игровой фильм. Впрочем, в последние 5 лет из-за развития новых технологий, благодаря которым интересным, талантливым режиссерам стало чуть проще заявить о себе, интерес к документальному кино со стороны продюсеров значительно вырос. И бывает, конечно, что после удачного дебюта тебе предлагают контракты и деньги, но такое случается крайне редко. Пожалуй, в нашем случае после картины «Непобедимые» продюсеры начали относиться к нам лояльней, они открыты для того, чтобы выслушать наши идеи. И сейчас мы работаем сразу над тремянедокументальными проектами, но неясно, что будет после них».

«Я считаю, что настоящие, непостановочные истории про самых простых людей, которые живут среди нас — это самое интересное, что только можно показать в кино. И когда ты рассказываешь про таких людей, твои истории будут понятны во всем мире, ты своего рода говоришь на универсальном языке».

«Самое важное, чтобы человек, когда он сидит в зале кинотеатра и смотрит фильм, забывал, что это документальная кинолента. Здорово, когда тебе никто не говорит, что происходит в фильме, а ты просто следишь за развитием событий и все понимаешь сам. Этим документальные фильмы интересней игровых».

«В силу того, что ты снимаешь в документальном кино людей, которые за это не получают деньги, у вас должны быть особенные отношения. Не скажу, что вы должны быть друзьями. Но люди не должны чувствовать, что ты используешь их или думать все время, что ваше общение не продлится долго. Ты должен расположить их к себе настолько, чтобы они чувствовали себя комфортно в твоей компании, но ты обязан не забывать соблюдать дистанцию. Много еще зависит от фильма, в нашем случае мы хотели показать близкие отношения между съемочной группой и героями и поэтому старались быть более открытыми, много говорили с нашими героями. Сейчас, после времени, я могу сказать, что мы остались в близких отношениях с главным героем фильма — тренером и его семьей, а также с некоторыми ребятами из футбольной команды».

«Я думаю, что самое классное в профессии режиссера - сам процесс съемки, который обычно сводит тебя с ума, и еще когда ты понимаешь, что тебе удалось донести до зрителя то, что ты пытался. Так круто, когда ты видишь реакцию людей: когда они смеются или плачут. Тебе это не может надоесть, это потрясающее чувство гордости, что ли, за то, что ты делаешь. Правда, я нечасто вижу, как люди реагируют на мои картины: как только я заканчиваю работу над фильмом, то сразу пытаюсь двигаться дальше и не пересматриваю то, что получилось».

«Я бы не сказал, что мне хочется снимать документальные фильмы о каких-либо социальных проблемах. Мне интересней рассказывать хорошие истории про хороших людей. Я считаю, что когда ты говоришь о каких-то местечковых проблемах одного человека, в итоге ты все равно рассказываешь о чем-то глобальном, потому что подобные проблемы могут быть еще у сотен тысяч человек в мире. Пожалуй, иногда в моих историях проскальзывать темы классового или расового неравенства, но я не стараюсь акцентировать на них свое внимание».

«Если однажды я буду снимать фильмы для Голливуда... я не знаю, какими они будут. Сейчас мне кажется, что это будут блокбастеры, что-нибудь похожее на «Звездные войны» или очень серьезные, глубокие фильмы. Но, возможно, когда мне будет 55, я начну снимать дурацкие романтические комедии. Кто знает? Мир меняется, ты взрослеешь, и неясно, что будет завтра. Последний из голливудских фильмов, который мне понравился — «Боец». Я бы хотел снять что-нибудь подобное».

«Я не верил, что мы сможем получить «Оскар». Когда мы попали в шорт-лист, я не думал, что кто-то будет акцентировать внимание на нашем фильме и нам просто повезло. И то, это было очень волнительно. Когда нам сказали, что картина «Непобежденные» номинирована на «Оскар», кажется, я наложил в штаны. А когда мы выиграли, у меня было очень странное чувство, я просто не мог поверить, что это произошло с нашим фильмом. Даже сегодня, когда я утром чищу зубы в ванной, а потом захожу в комнату и вижу статуэтку, то все время думаю: «Что это? Что «Оскар» делает в моем доме?» Я забываю об этой победе и о том мире, из которого пришел ко мне «Оскар», потому что реальная жизнь мне крайне редко об этом напоминает».

Портрет Ти Джей Мартина Тимофея Балдина

«It`s My City» выражает благодарность за интервью с Ти Джей Мартином Генеральному Консульству Соединенных Штатов Америки в Екатеринбурге

Теги